Обязание совершить действия



Дело № 2-1685/11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года г. Ухта Республики Коми

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

с участием помощника прокурора г. Ухты Косныревой О.Н.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия иностранных языков» г. Ухты, Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности,

установил:

Прокурор г. Ухты обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия иностранных языков» г. Ухты (далее МОУ «ГИЯ»), Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее Администрации МОГО «Ухта») об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «ГИЯ» . Здание (недвижимое имущество), в котором располагается МОУ «ГИЯ», является муниципальной собственностью и закреплено за МОУ «ГИЯ» на праве оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права . В соответствии с актами проверки <...>, <...> годов отделом надзорной деятельности г. Ухты выявлены нарушения требований пожарной безопасности в МОУ «ГИЯ», а в последующем их систематическое неисполнение. По результатам проверок отдела НД г. Ухты были вынесены предписания . Так, по результатам внеплановой проверки гимназии установлено, что не все требования предписания отдела НД г. Ухты устранены. На момент внеплановой выездной проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённых Приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» допускается применение горючих материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытия пола в фойе; в нарушение п. 39 ППБ 01-03 здание школы с массовым пребыванием людей не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 7.8 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» допускается применение горючей отделки с наружных стен здания, способствующей скрытому распространению горения; в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» допущена эксплуатация лестниц 3-го типа на расстоянии ближе 1 метра от окна (наружная лестница к библиотеке, кабинетам № 8, 13, 21). Неисполнение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности со стороны МОУ «ГИЯ» создаёт опасность для жизни и здоровья учащихся, работников школы, других лиц, которые могут находиться в учреждении. Нарушения, имеющиеся в учреждении, могут серьёзным образом повлиять на эвакуацию и спасение людей в случае возникновения пожара, привести к массовой гибели людей. Прокурор просит обязать Администрацию МОГО «Ухта», МОУ «ГИЯ» до <...> года устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности: обеспечить покрытие пола в фойе с применением материалов с пожарной опасностью классов В2, РП2, Д3, Т2; оборудовать здание гимназии с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; демонтировать с наружных стен здания горючую отделку, способствующую скрытому распространению горения; обеспечить установку пожарной лестницы на расстоянии не менее 1 метра от окон (наружная лестница к библиотеке, кабинетам №№ 8, 13, 21).

В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Коснырева О.Н. на заявленных требованиях прокурора г. Ухта настаивала и просила установить срок устранения нарушений до <...> года в связи с невозможностью устранения нарушений в срок до <...> года.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «ГИЯ», заместитель директора по административно-хозяйственной работе гр. Мазурова Л.И., действующая на основании доверенности, с требованиями прокурора г. Ухты не согласилась и пояснила, что с целью устранения нарушений <...> года была составлена проектно-сметная документация. Снятие обшивки наружных стен, замена пожарных лестниц, замена линолеума, дверей по смете составляет около <...> рублей. Частично имеются денежные средства для выполнения первичных мер пожарной безопасности по подготовке проекта реконструкции и выполнения работ в указанные в предписании сроки. Деятельность продлится около 45 дней. Пункты предписания будут выполнены во время ремонта <...> года. По требованию прокурора об оборудовании гимназии прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны на их обращение в ГУ «2 отряд ФПС по РК» сообщили, что не имеют технической и финансовой возможности для установки прямой линии связи.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МОГО «Ухта» гр. Белонин П.В., действующий на основании доверенности, требования прокурора г. Ухты не признал и показал, что Администрация МОГО «Ухта» является ненадлежащим ответчиком. Прокурор не может обратиться в суд с подобным заявлением, подменяя органа госпожнадзора. Прокурор требует неисполнимого, потому что здание гимназии невозможно обеспечить прямой телефонной связью в связи с отсутствием технической возможности у органов государственной власти.

В судебном заседании представитель третьего лица гр. Бурков А.В., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором г. Ухты требования поддержал.

Суд, выслушав помощника прокурора г. Ухты, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит заявленные требования прокурора г. Ухты подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что здание МОУ «ГИЯ» находится в муниципальной собственности МОГО «Ухта» и закреплено за гимназией на праве оперативного управления, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

В результате проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, проведённой прокуратурой г. Ухты в отношении МОУ «ГИЯ», установлено, что нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в предписаниях Отдела Государственного пожарного надзора г. Ухты (ныне Отдела надзорной деятельности г. Ухты УНД) ГУ МЧС России по Республики Коми , на момент проверки ответчиком не были устранены. Согласно вынесенным предписаниям в гимназии имели место следующие нарушения правил пожарной безопасности: допускается применение горючих материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, Д3, Т2, для покрытия пола в фойе здания, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; здание гимназии с массовым пребыванием людей не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, что является нарушением п. 39 ППБ 01-03; допускается применение на наружных стенах здания горючей отделки, способствующей скрытому распространению горения, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 7.8 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; допускается эксплуатация лестниц 3-го типа на расстоянии ближе 1 метра от окна (наружная лестница к библиотеке, кабинетам №№ 8, 13, 21), что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 6.30 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Как следует из представленных документов и пояснений представителя ответчика МОУ «ГИЯ» ими предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, в частности составлена проектно-сметная документация на проведение необходимых работ по снятию обшивки с наружных стен здания, замене наружных лестниц, линолеума, дверей и пр. Однако до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности, указанные в заявлении прокурора, полностью не устранены.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 названного Федерального закона ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности», ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 10, ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), п. 5 ст. 9 Постановления РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны являются обязанностью руководителей организаций (учреждений).

Правила пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённые Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с названными Правилами наряду с ними следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке. Так, обязательные для применения и исполнения требования пожарной безопасности также содержаться в Государственных строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утверждённых Постановлением Госстроя России от 13.02.1997 № 18-7; Нормах пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утверждённых Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323; Нормах пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (НПБ 88-2001), утверждённых Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 № 31; Нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений, и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утверждённых Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315.

Согласно п. 4 вышеназванных Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Абзацем 6 пункта 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закреплённым за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счёт выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несёт ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.07.2011) «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, а также привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Пунктом 3 ч. 3 ст. 32 данного Закона предусмотрено, что образовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно п. 1.6 Устава МОУ «ГИЯ» гимназия является юридическим лицом, владеет на основе оперативного управления закреплённым за ней имуществом, имеет самостоятельный баланс, смету и пр., является бюджетным учреждением. Пунктом 7.2 Устава также предусмотрено, что гимназия владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с уставными целями деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества. Пунктом 7.3 Устава среди прочих предусмотрены обязанности гимназии осуществлять в пределах выделенных ассигнований текущий ремонт закреплённого на праве оперативного управления имущества с возможным его улучшением, а также осуществлять амортизацию и восстановление изнашиваемой части имущества, закреплённого за гимназией на праве оперативного управления.

При вынесении решения суд учитывает, что МОУ «ГИЯ» является юридическим лицом – бюджетным учреждением, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления. Руководитель данного учреждения обязан соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, в противном случае он несёт ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, ответчиком МОУ «ГИЯ» не выполняется возложенная на него законом обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, а также предписаний должностных лиц пожарного надзора, чем нарушается право неопределённого круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, гарантированное статьёй 37 ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Кроме того, в пункте 4.36 Устава МОУ «ГИЯ» указано, что гимназия несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников гимназии во время образовательного процесса.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором г. Ухты требования об обязании МОУ «ГИЯ» устранить нарушения правил пожарной безопасности являются обоснованными и подлежат удовлетворению. В удовлетворении требований, предъявленных к Администрации МОГО «Ухта», следует отказать.

Суд считает несостоятельными доводы представителей ответчиков о том, что требования прокурора г. Ухта об обязании МОУ «ГИЯ» оборудовать здание прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны не подлежит удовлетворению в связи с тем, что согласно ответа ГУ «2 отряд ФПС по РК», они не имеют технической и финансовой возможности для установки прямой линии связи. Согласно п. 39 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов. Требования Правил пожарной безопасности обязательны для исполнения.

Суд считает несостоятельным довод представителя ответчика Администрации МОГО «Ухта» о том, что прокурор не имеет право на предъявление данного заявления в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц и т.д. В ходе проверки прокуратурой города исполнения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «ГИЯ» было установлено, что условия эксплуатации имущественного комплекса МОУ «ГИЯ» не отвечают требованиям пожарной безопасности, что создаёт реальную угрозу для жизни и здоровья людей, в связи с тем, что деятельность данного юридического лица связана с массовым пребыванием в нём людей, в том числе детей и нарушения, имеющиеся в учреждении, могут серьёзным образом повлиять на эвакуацию и спасение людей в случае возникновения пожара, привести к массовой гибели людей. Заявление прокурора г. Ухты подано в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, пребывающих в здании и на территории МОУ «ГИЯ».

Суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований до <...> года, поскольку на устранение выявленных нарушений правил пожарной безопасности требуются большие материальные затраты. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику МОУ «ГИЯ» срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до <...> года.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия иностранных языков» г. Ухты об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия иностранных языков» г. Ухты устранить в срок до <...> года следующие нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности: обеспечить покрытие пола в фойе здания с применением материалов с пожарной опасностью классов В2, РП2, Д3, Т2; оборудовать здание гимназии с массовым пребыванием людей прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; демонтировать с наружных стен здания горючую отделку, способствующую скрытому распространению горения; обеспечить установку пожарной лестницы третьего типа на расстоянии не менее одного метра от окон (наружная лестница к библиотеке, кабинетам №№ 8, 13, 21).

В удовлетворении заявленных требований прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании устранить нарушения федерального законодательства в сфере пожарной безопасности отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней со дня со составления мотивированного трешения, с 02 августа 2011 года.

Судья Ухтинского городского суда Хазиева С.М.