Дело 2-1081/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Фишер Л.А.,
с участием прокурора Володиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 20 апреля 2011 года гражданское дело по заявлению Торлопова В.П. к Территориальной избирательной комиссии города Ухты, участковой избирательной комиссии № 353 об отмене итогов голосования,
установил:
Торлопов В.П. обратился в суд с заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии № 353 о результатах выборов на избирательном участке № 353, в обоснование требований указав, что являлся кандидатом в депутаты Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4- го созыва, в день голосования 13.03.2011 года находился на избирательном участке, при подсчете голосов неиспользованные бюллетени для голосования не подсчитывались, данные о числе избирателей, внесенных в список избирателей, о числе бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования, не оглашались и не вносились в протоколы об итогах голосования, недействительные бюллетени подсчитывались одновременно с бюллетенями, отсортированными по партиям, кандидатам, строка 10 протокола заполнялась одновременно со строками 12 – 16, производился одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек, а также подсчет недействительных бюллетеней, без перекладывания их по одному из одной пачки в другую, число действительных бюллетеней не внесено в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенную форму до внесения данных в строки 12 – 16, число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, не внесено в строку 9 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму до внесения данных в строки 12 – 16, участковой избирательной комиссией была принята заявка на голосование вне помещения для голосования от охранника предприятия, при подсчете голосов на столе с бюллетенями для голосования находились карандаш и ручка. Указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
В судебном заседании заявитель требования уточнил, просил отменить решение участковой избирательной комиссии от 14.03.2011 года №5 об утверждении протокола участковой избирательной комиссии №353 об итогах голосования по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4- го созыва на избирательном участке № 353 по одномандатному избирательному округу № 3, на доводах заявления настаивал, дополнительно пояснил, что сам факт нарушения избирательного законодательства не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г.Ухты по доверенности Лемиш С.В., председатель Участковой избирательной комиссии № 353 Вольхина О.П. требования заявителя не признали, не оспаривали нарушение порядка ведения увеличенной формы протокола для голосования, полагали, что указанное нарушение не препятствует выявлению действительной воли избирателей, наличие пишущих приборов у секретаря, председателя участковой избирательной комиссии, а также выезд членов избирательной комиссии за пределы избирательного участка не является нарушением; наличие иных нарушений отрицали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 15.12.2010 года № 476 на 13.03.2011 года назначены выборы депутатов Совета МОГО «Ухта» четвертого созыва.
Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 14.01.2011 года № 03 образованы единые избирательные участки для проведения выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва и депутатов Совета МОГО «Ухта» четвертого созыва. Постановлением Территориальной избирательной комиссии г.Ухты от 07.02.2011 года № 01 – 12/08/01 сформированы составы участковых избирательных комиссий, в том числе участковой избирательной комиссии № 353.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 353 от 14.03.2011 года № 5 единогласно утвержден протокол участковой избирательной комиссии №353 об итогах голосования по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4-го созыва на избирательном участке № 353 по одномандатному избирательному округу № 3.
В соответствии с ч.5 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об основных гарантиях…») в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования.
Согласно ч.3 ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях...» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, и доводы заявителя о том, что любое нарушение избирательного законодательства влечет отмену решения об итогах голосования, не основаны на законе.
Статьей 68 Федерального закона «Об основных гарантиях. ..» определен порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией. Так, установлено, что подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса; после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования; председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией; оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы в следующем порядке: а) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей, на момент окончания голосования; б) в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; в) в строку 5 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования; г) в строку 6 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования; При непосредственном подсчете голосов избирателей членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 ст.68 Федерального закона; лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии; недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно; общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными), заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы; после этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, списку кандидатов, по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), при этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене; одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается; полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы; члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней; члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
На основании ст.249 ГПК РФ предусмотрено, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Таким образом, заявитель обязан доказать, что его избирательные права нарушены, а именно что нарушение избирательного законодательства имело место и повлекло невозможность выявить действительную волю избирателей.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как усматривается из представленной заявителем фотографии и не оспаривается представителями Территориальной избирательной комиссии г.Ухты, Участковой избирательной комиссии № 353, в нарушение требований ст.68 Федерального закона «Об основных гарантиях...» в увеличенной форме протокола об итогах голосования строки 2, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 16 были заполнены до внесения сведений в строки 1, 5, 7. Однако само по себе такое нарушение не дает оснований полагать, что действительную волю избирателей выявить невозможно. Внесение сведений в строки 9, 11 после заполнения строк 12 и последующих предусмотрено ст.68 Федерального закона «Об основных гарантиях» и нарушением не является.
Также не является нарушением наличие во время подсчета голосов письменных принадлежностей рядом с председателем, секретарем участковой избирательной комиссии № 353, поскольку, как следует из объяснений председателя Участковой избирательной комиссии № 353, показаний свидетелей Т., Н., Л., они во время подсчета голосов никем не использовались.
Пунктом 1 ст.66 Федерального закона «Об основных гарантиях...» предусмотрена возможность участия в голосовании вне помещения для голосования избирателей, участников референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования; участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Из буквального толкования данной нормы следует, что проголосовать вне помещения для голосования законом предоставлена возможность только тем избирателям, внесенным в список избирателей на данном избирательном участке, которые не могут самостоятельно явиться в помещение для голосования по состоянию здоровья, по причине инвалидности или содержания под стражей. Расширительного понимания приведенное положение закона не предусматривает, и иные причины (такие как выполнение трудовых обязанностей за пределами территории избирательного участка) указанной нормой не предусмотрены. Таким образом, члены участковой избирательной комиссии № 353 не должны были выезжать для проведения голосования вне помещения для голосования по обращению избирателя, находящегося в день голосования на рабочем месте. Но поскольку голосование указанным избирателем не осуществлялось, оснований полагать, что действительную волю избирателей выявить невозможно, также нет.
Доказательств иных нарушений, указанных заявителем, им не представлено и судом не добыто. Из объяснений председателя Участковой избирательной комиссии № 353, показаний свидетелей Т., Н., Л. следует, что порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией № 353 соблюдался. Не содержат сведений о нарушениях избирательного законодательства и показания свидетеля В.
С учетом изложенного и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
решил:В удовлетворении требований Торлопова В.П. об отмене решения участковой избирательной комиссии от 14.03.2011 года №5 об утверждении протокола участковой избирательной комиссии №353 об итогах голосования по выборам депутатов Совета муниципального образования городского округа «Ухта» 4- го созыва на избирательном участке № 353 по одномандатному избирательному округу № 3 отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения .
Судья Ухтинского городского суда Е.Г.Берникова