о предоставлении права на меры социальной поддержки



Дело 2-2855/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Тарануха Г.В., с участием истицы и её представителя, представителя ответчика - ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 06 сентября 2012 года гражданское дело по заявлению гр. Власовой Альбины Александровны к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» о признании незаконными действий ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты»,

Установил:

Власова А.А. обратилась в суд с требованиями к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» (далее - Центр), Агентству Республики Коми по социальному развитию (далее – Агентство) об обязании надлежащего ответчика возвратить удостоверение о праве на меры социальной поддержки, установленные ст. 12 Закона РК от 12.11.2004г. «О социальной поддержке населения в Республике Коми», и восстановить права на указанные меры социальной поддержки.

В обоснование своих требований Власова А.А. указала, что в <...> года была награждена знаком «Почетный донор СССР» и является в связи с этим получателем мер социальной поддержки, предоставляемых почетным донорам России по Федеральному закону от 09.06.1993г. «О донорстве крови и ее компонентов»; кроме того, до октября 2011года получала меры социальной поддержки, предоставлявшиеся ранее по категории «гражданин пожилого возраста», (в настоящее время данная категория именуется «ветеран труда Республики Коми») согласно ст.12 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. «О социальной поддержке населения в Республике Коми»; письмом от <...> Центр уведомил её, что она лишается права на меры социальной поддержки по Закону Республики Коми, поскольку является получателем мер социальной поддержки по категории «Почетный донор СССР», удостоверение о праве на меры социальной поддержки, установленные ст. 12 Закона РК от 12.11.2004г., было изъято Центром. Заявитель полагает действия Центра незаконными и с учетом изложенного просит удовлетворить заявленное требование.

В судебном заседании Власова А.А. и её представитель Пантилеева Т.Н., допущенная к участию в судебном заседании по устному заявлению Власовой А.А. в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК, доводы иска поддержали, уточнили заявленные требования, просили признать незаконными действия Центра, связанные с изъятием удостоверения и лишением заявителя мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда Республики Коми согласно ст.12 Закона РК от 12.11.2004г. «О социальной поддержке населения в Республике Коми», обязать Центр устранить нарушения.

Представитель Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» Тренькина Е.И., действующая по доверенности, требования Власовой А.А. не признала, представила отзыв на них; действия Центра в отношении Власовой А.А. полагает законными и обоснованными, так как меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда Республики Коми», установленные ст. 12 Закона РК №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12.11.2004г., предоставляются гражданам, достигшим установленного в законе возраста, имеющим определенный стаж и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям; в данном случае заявитель получает меры социальной поддержки по категории «Почетный донор СССР»; одновременное предоставление мер социальной поддержки по нескольким основаниям законом не допускается. В отзыве Центра содержится ссылка на постановление Конституционного Суда Республики Коми от 23.05.2012г. С учетом изложенного, представитель Центра просит отказать в удовлетворении заявления Власовой А.А.

Агентство Республики Коми по социальному развитию извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном суду отзыве поясняет, что не является надлежащим ответчиком по делу, так как является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социального развития; функции по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения осуществляются, на основании учредительных документов и приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 09.11.2011 г. № 3146а центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства граждан. По существу иска позиция Агентства совпадает с позицией ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухта»; Агентство считает действия Центра, связанные лишением заявителя мер социальной поддержки, установленных ст. 12 Закона РК №55-РЗ от 12.11.2004г. и изъятием соответствующего удостоверения, законными, поскольку заявитель не может получать одновременно несколько мер соц.поддержки. По мнению Агентства, заявление Власовой А.А. не подлежит удовлетворению.

Суд, исходя из положений ст.167 ГПК РФ и мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Агентства Республики Коми по социальному развитию.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Власова А.А., <...> года рождения, в <...> года награждена нагрудным знаком "Почетный донор СССР" и получает меры социальной поддержки в виде федеральной ежегодной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".

По информации ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», Власовой А.А. была выдана справка Управления по социальным вопросам по г. Ухте, подтверждающая право истицы на меры социальной поддержки, установленные 12 Закона РК №55-РЗ от 12.11.2004г. «О социальной поддержке населения в Республике Коми», в 2009 году Управлением социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по г. Ухте данная справка заменена на удостоверение.

Уведомлением N <...> от <...> ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухта" Власова А.А. извещена о прекращении предоставления мер социальной поддержки по категории "гражданин пожилого возраста" с 01 октября 2011 года. Удостоверение серии РК ... от <...> о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 12 Закона РК ...-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», было изъято у заявителя. В обоснование своих действий ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» ссылается в уведомлении от 25.10.2011г. на положения ст. 12 Закона РК №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», относящей к ветеранам труда Республики Коми лиц, имеющих определенный стаж и возраст и не имеющих права на меры социальной поддержки по другим основаниям. Поскольку истица награждена знаком «Почетный донор СССР» и получает в связи с этим меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", ответчик посчитал, что она не может относиться к категории «гражданин пожилого возраста» (в настоящее время – к категории «Ветеран труда Республики Коми») и являться получателем мер социальной поддержки, установленных ст. 12 Закона Республики Коми №55-РЗ от 12.11.2004г.

Суд полагает, что действия ответчика, связанные с лишением Власовой А.А. мер социальной поддержки, предоставляемых по категории «гражданин пожилого возраста» (в настоящее время - «Ветеран труда Республики Коми»), и изъятием вышеуказанного удостоверения, являются незаконными.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные нагрудным знаком "Почетный донор России", имеют право, в том числе, на ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Средства на данную выплату в виде субвенций бюджетам субъектов РФ, а также размер и сроки ее индексации предусматривается федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий год. Финансовое обеспечение указанных расходов является расходным обязательством Российской Федерации, носит целевой характер.

Согласно положениям статьи 12 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" к ветеранам труда Республики Коми относятся граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающие трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющие стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 23.05.2012 "По делу о проверке конституционности абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по жалобе В.И.Гурьева" положения абзаца первого части 1 статьи 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выраженные в словах "и не имеющие права на меры социальной поддержки по другим основаниям", признаны не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 17, 18, 65, в той мере, в какой содержащееся в нем регулирование - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), получающих трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, имеющих стаж трудовой деятельности (учитываемый в календарном исчислении) не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, однако имеющих право на меры социальной поддержки по другим основаниям, права выбора между такими мерами и мерами, предусмотренными статьей 12 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

В своем постановлении Конституционный Суд Республики Коми указал, что республиканский законодатель, реализуя полномочия по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения, в статье 12 Закона Республики Коми установил ветеранам труда Республики Коми конкретные меры социальной поддержки, в том числе в виде оплаты в размере 50 процентов за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах установленных социальной нормы площади жилого помещения и нормативов потребления указанных услуг, республиканской ежемесячной денежной выплаты; при этом законодатель в части 2 статьи 2 Закона Республики Коми закрепил в качестве условия предоставления указанных мер необходимость выбора оснований предоставления мер социальной поддержки при наличии у перечисленных в законе лиц права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям, за исключением случаев, предусмотренных законом; сами по себе вышеприведенные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан, поскольку направлены на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности данной категории граждан.

Вместе с тем, Конституционный Суд Республики Коми пришел к выводу, что решение республиканского законодателя применять положения статьи 12 Закона Республики Коми в отношении граждан пожилого возраста, получающих трудовые пенсии по старости либо пенсии за выслугу лет, имеющих определенный стаж трудовой деятельности, только лишь в случаях, если они не имеют права на меры социальной поддержки по другим основаниям, искажает конституционно-правовой смысл целей самого Закона Республики Коми, принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, принципа выбора, присущего федеральному законодательству.

Статьей 12 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. Закона РК от 05.10.2011 N 89-РЗ) предусмотрены дополнительные по отношению к федеральному законодательству меры социальной поддержки, а именно: оплата в размере 50 процентов ветеранам труда Республики Коми за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; льгота по оплате коммунальных услуг; республиканская ежемесячная денежная выплата; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских государственных учреждениях Республики Коми, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми; преимущественное право на вступление в жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы; преимущественное право на получение земельных участков под индивидуальное жилищное и гаражное строительство, садово-огородное хозяйство.

Меры соц.поддержки, установленные ст. 12 Закона РК для ветеранов труда Республики Коми, являются расходными обязательствами Республики Коми и реализуются исходя из уровня бюджетной обеспеченности указанного субъекта Российской Федерации собственными средствами и общих правил осуществления социальной поддержки населения в Российской Федерации.

Согласно разъяснений Минздравсоцразвития РФ от 04.02.2005 N 437-ВС, предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным вышеуказанным нагрудным знаком, не должно исключать возможность получения ими мер социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты, установленных им по иным основаниям (инвалид, ветеран и др.).

С учетом приведенных положений законодательства, позиция ответчиков по делу является ошибочной. Истица относится к категории «Ветеран труда Республики Коми» и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные для лиц данной категории статьей 12 Закона РК №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», наряду с мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов».

Кроем того, заявляя о праве истицы на выбор мер социальной поддержки, ответчики не учитывают, что этот выбор также не был ей предоставлен, ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» в одностороннем порядке, принудительно лишило Власову А.А. права на меры соц.поддержки, предусмотренные ст. 12 Закона РК «О социальной поддержке населения в РК» от 12.11.2004г., удостоверение серии РК ... от <...> было изъято у истицы.

На основании вышеизложенного требования истца о признании незаконными действий ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» подлежат удовлетворению.

Согласно Положению об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному постановлением Правительства РК от 19.12.2011 г. № 580, Агентство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области социального развития, социальной защиты населения, организации предоставления государственных услуг в сфере социального развития, и в функции Агентства не входит предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты населения.

Функции по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения осуществляются, на основании учредительных документов и приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 09.11.2011 г. № 3146а «О наделении государственных бюджетных учреждений Республики Коми, в отношении которых Агентством Республики Коми по социальному развитию осуществляются функции и полномочия учредителя, полномочиями Агентства Республики Коми по социальному развитию по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме» центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения в городах и районах Республики Коми по месту жительства граждан.

Таким образом, надлежащим ответчиком в части предоставления мер социальной поддержки Власовой А.А. является ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты».

В связи с тем, что вопросы предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения входят в компетенцию Центра, исковые требования Власовой А.А. к Агентству РК по социальному развитию удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Власовой Альбины Александровны к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты», выразившиеся в лишении Власовой Альбины Александровны мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 12 Закона Республики Коми №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12.11.2004г. (в ред. Закона РК от 05.10.2011 N 89-РЗ) и изъятии удостоверения серии РК ..., выданного <...>

Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Ухты» устранить указанные нарушения.

В удовлетворении требований Власовой Альбины Александровны, заявленных к Агентству Республики Коми по социальному развитию, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 10 сентября 2012 года.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон