об обязании назначить трудовую пенсию



Дело 2-2368/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Тарануха Г.В., с участием истца, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 03 августа 2012 года гражданское дело по иску Терёшиной Валентины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК об обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно,

Установил:

Терёшина В.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР в г. Ухте Республики Коми об обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно по основаниям, предусмотренным пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указав, что при обращении в орган пенсионного обеспечения <...> за установлением трудовой пенсии получила отказ (решение от <...> за ...), мотивированный отсутствием необходимого стажа работы по специальности (педагогического стажа); при этом из подсчета специального стажа ответчиком были исключены периоды нахождения её (истицы) в отпуске по уходу за детьми: с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, а также периоды нахождения в учебных отпусках с <...> по <...>, с <...> по <...>, время забастовки - с <...> по <...>, актированные дни и карантины; исключение указанных периодов, по мнению истицы, противоречит действующему законодательству.

В судебном заседании Терёшина В.В. на исковых требованиях настаивала, просила обязать ответчика включить в её педагогический стаж периоды нахождения в учебных отпусках с <...> по <...>, с <...> по <...> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с <...> по <...>, назначить трудовую пенсию по старости досрочно в связи с педагогической деятельностью. На включении в стаж актированных дней, карантинов и периода забастовки не настаивала. Уточнения исковых требований занесены в протокол судебного заседания.

Управление ПФР в г. Ухте РК извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования не признает.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела, суд полагает необходимым иск удовлетворить.

В судебном заседании установлено, что <...> Терёшина В.В., <...> года рождения, обратилась в Управление ПФР в г. Ухте РК с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно с приложением необходимых документов, подтверждающих условия и периоды соответствующей работы.

Решением Управления ПФР в г. Ухте РК от <...> за ... Терёшиной В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что не выработан стаж работы, связанной с педагогической деятельностью. При подсчете педагогического стажа истицы ответчиком исключены периоды нахождения Терёшиной В.В. в учебных отпусках: с <...> по <...>, с <...> по <...>, период нахождения в отпуске за ребенком – с <...> по <...>, карантины, актированные дни и время забастовки. Ответчиком определен стаж работы Терёшиной В.В., дающей право на досрочное установление трудовой пенсии, в года месяца дней.

Истица ставит вопрос о включении в её стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, вышеуказанных периодов нахождения в учебных отпусках и отпуске по уходу за ребенком <...> года рождения.

Согласно положениям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ). Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» вступил в силу с 01 января 2002 года.

В соответствии с пунктами 4 и 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на льготное назначение трудовой пенсии, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно записям в трудовой книжке Терёшина В.В. (до регистрации брака – <...> принята в ........ на должность учителя начальных классов, <...> переведена учителем начальных классов в среднюю школу №... г. Ухты, где работает по настоящее время, с <...> – в должности заместителя директора по воспитательной работе.

Из материалов дела следует, что истица находилась в учебных отпусках с <...> по <...>, с <...> по <...>, которые были предоставлены ей на основании приказов работодателя, заработная плата в данные периоды за работником сохранялась. Действовавшим в указанный период законодательством (ст. 187 КЗоТ РСФСР) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время. Поскольку истица находилась в учебных отпусках в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение, её требование о включении указанных периодов в льготный стаж подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Терёшина В.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком, <...> года рождения, до достижения ребенком возраста трех лет, с <...> по <...> (приказ о предоставлении отпуска от <...> ...). Ответчиком указанный период зачтен в специальный (педагогический) стаж только по <...>. Разрешая требование о включении в специальный стаж истицы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <...> по <...>, суд исходит из следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск до уходу за ребенком до достижения им возраст одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Исходя из смысла вышеприведенных законодательных актов, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона. Если отпуск по уходу за ребенком (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18,19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.

Таким образом, период нахождения Терёшиной В.В. в отпуске по уходу за ребенком с <...> по <...> подлежит включению в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, при назначении трудовой пенсии по старости досрочно в полном объеме.

Из материалов пенсионного дела Терёшиной В.В. следует, что при зачете вышеуказанных периодов нахождения истицы в учебных отпусках и отпуске по уходу за ребенком в её специальный (педагогический) стаж продолжительность последнего по состоянию на <...> (дата обращения истца в УПФР в г. Ухте) составляет лет месяца дней. С учетом этого требование Терёшиной В.В. об обязании ответчика назначить с <...> трудовую пенсию по старости досрочно по основаниям, предусмотренным пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Терёшиной Валентины Владимировны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми включить в специальный (педагогический) стаж Терёшиной Валентины Владимировны период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - с <...> по <...>, периоды нахождения в учебных отпусках - с <...> по <...>, с <...> по <...> и назначить Терёшиной Валентине Владимировне, года рождения, трудовую пенсию по старости досрочно по основаниям, предусмотренным пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», с <...>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон