Дело №2-2404/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Тарануха Г.В., с участием прокурора Володиной В.А., представителя ЗАО «Ухтинский экспериментально-механический завод», рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 03 августа 2012 года гражданское дело по заявлению и.о.прокурора г. Ухты в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Ухтинский экспериментально-механический завод» об обязании создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных рабочих местах в ГКУ РК «Центр занятости населения г. Ухты», Установил: И.о. прокурора г. Ухты РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к ЗАО «Ухтинский экспериментально-механический завод» (далее ЗАО «УЭМЗ») об обязании создать или выделить 4 (четыре) рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных рабочих местах в ГКУ РК «Центр занятости населения г. Ухты». В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о занятости инвалидов предприятиями и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории МОГО «Ухта»; в ходе проверки выявлено, что ЗАО «УЭМЗ» не соблюдается установленная квота для приема на работу инвалидов ( рабочих мест), что является нарушением Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; количество фактически работающих в данной организации инвалидов - человека; рабочих места для инвалидов не организованы. В настоящем судебном заседании прокурор Володина В.А. уточнила требования в части сроков устранения нарушений, а именно просила обязать ЗАО «УЭМЗ» создать или выделить рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных рабочих местах в ГКУ РК «Центр занятости населения г. Ухты» в срок до <...>. В судебном заседании представитель ЗАО «УЭМЗ» Рыбкин В.К., действующий по доверенности, требования прокурора не признал, указав, что ЗАО «УЭМЗ» является производством с вредными и опасными факторами, в связи с чем создать рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой не представляется возможным, инвалиды на такой работе не могут быть заняты по медицинским показаниям; на заводе работают инвалида, каких-либо конкретных фактов отказа в приеме на работу инвалидов со стороны организации-ответчика не было, лица данной категории не обращались за трудоустройством в ЗАО «УЭМЗ», в связи с чем не может ставиться вопрос о нарушениях законодательства в области защиты прав инвалидов в деятельности организации-ответчика. Допрошенный в судебном заседании представитель ГКУ РК «ЦЗН города Ухты» ФИО5, действующий по доверенности, пояснил, что установленную квоту по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов предприятие не соблюдает; сведения о наличии вакансий для инвалидов в установленной форме отчетности, предоставляемой ежемесячно ЗАО «УЭМЗ» в ГКУ РК «ЦЗН города Ухты», отсутствуют, по этой причине служба занятости не может направить для трудоустройства к ответчику инвалидов. Выслушав прокурора, представителя ответчика, пояснения представителя ГКУ РК «ЦЗН города Ухты», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав, предусмотренных Конституцией РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Согласно ст. 27 Конвенции о правах инвалидов каждое государство признает право инвалидов на труд наравне с другими. Это право подразумевает предоставление инвалиду возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился в условиях открытого рынка. В статье 37 Конституции Российской Федерации провозглашено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав; никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (абзац 2 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ); не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В силу ст. 20 названного Федерального закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. На основании ст. 21 этого же Федерального закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (часть первая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Постановлением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2004 года № 276 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» с 1 января 2005 года для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процента к среднесписочной численности работников организации. Из положений части 1 ст.13 Закона РФ от 19 апреля 1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ). Статьей 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Согласно статье 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ) 1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; 2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; 3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов, либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы. Для рационального трудоустройства инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации создаются специальные рабочие места путем адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Как следует из материалов дела, списочная численность работников ЗАО «УЭМЗ» составляет человек (данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, подтверждено имеющимися документами); установленная квота для приема на работу инвалидов - рабочих мест; количество фактически работающих инвалидов - человека; таким образом, указанная квота ЗАО «УЭМЗ» не соблюдается, рабочих места для инвалидов фактически не организованы. Тем самым, ЗАО «УЭМЗ» нарушаются нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и нормы трудового законодательства РФ. Ссылка ответчика на то, что по большинству имеющихся профессий и должностей на заводе имеются вредные и опасные производственные факторы, не позволяющие принимать на работу инвалидов, является необоснованной, так как Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» и трудовым законодательством РФ квота для приема на работу инвалидов установлена для всех без исключения предприятий и организаций. Суду не представлено доказательств того, что с учетом специфики организации ответчика невозможно создать или выделить специальные рабочие места для инвалидов, принимая во внимание индивидуальные возможности инвалида, его медицинские показания и адаптируя под эти возможности условия работы, на которой будет занят инвалид. Довод ответчика об отсутствии с его стороны отказов в приеме на работу инвалидов не может быть принят как доказательство необоснованности требований прокурора по настоящему делу, так как юридически значимым обстоятельством по этому делу является факт выполнения работодателем квоты по трудоустройству инвалидов. На основании изложенного требования прокурора по настоящему делу подлежат удовлетворению, вышеуказанные нарушения в деятельности ЗАО «УЭМЗ» - устранению. Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд Решил: Требования и.о. прокурора города Ухты, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать закрытое акционерное общество «Ухтинский экспериментально-механический завод» (ОГРН , дата присвоения ОГРН <...>, адрес: ...) в срок до <...> создать или выделить рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, направить информацию о созданных или выделенных рабочих местах в ГКУ РК «Центр занятости населения г. Ухты». Взыскать с закрытого акционерного общества «Ухтинский экспериментально-механический завод» (ОГРН , дата присвоения ОГРН <...>, адрес: ...) госпошлину в доход бюджета МОГО «Ухта» в размере рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия. Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон