Дело № 2-410/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Усть-Катав Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Яшиной И.В., при секретаре Волковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Филатова Сергея Николаевича к Администрации Усть-Катавского городского округа о признании незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании молодой семьи участниками программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в г.Усть-Катаве, признании нуждающимся в жилом помещении у с т а н о в и л: Филатов С.Н. обратился в суд с иском к Администрации Усть-Катавского городского округа о признании незаконным решения комиссии администрации Усть-Катавского городского округа по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ о не включении их молодой семьи, состоящей из двух человек в состав участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в г.Усть-Катаве, признании его нуждающимся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указал, что решением комиссии администрации Усть-Катавского городского округа по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ его семья в составе двух человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в рамках подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку они обеспечены жильем свыше учетной нормы. В собственности квартир ни он, ни его супруга, с которой он состоит в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, не имеют. Каждый из них зарегистрирован в квартире у своих родителей он - <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., супруга - по <адрес>., общей площадью 42,0 кв.м., ни какого отношения к правам собственников указанных жилых помещений не имеют. Полагает, что поскольку они с супругой проживают одной семьей, членами семей собственников жилых помещений не являются, и нуждаются в жилом помещении, то отказ Администрации неправомерен (л.д.3). В судебном заседании истец Филатов заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора на стороне истца Филатова И.Д., привлеченная к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44) в судебном заседании не присутствовала, извещена (л.д.98). Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования поддержала (л.д.95оборот-96). Представитель ответчика - Администрации Усть-Катавского городского округа ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал. Считает оспариваемое истцом решение от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным и принятым по представленным в жилищную комиссию документам. Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего. Согласно ч.2 ст.40 Конституции РФ органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» и областной целевой программой «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2006-2010 годы», муниципальной программой по реализации Национального проекта «Доступное комфортное жилье - гражданам России» на территории Усть-Катавского городского округа 2008-2010гг. (л.д.48) и подпрограммой «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищный условий», решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от № 64 от 03 апреля 2008 года утверждена программа по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Усть-Катавского городского округа на 2006-2010 годы и подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2008-2010 годы (л.д.49-54). Постановлением главы администрации Усть-Катавского городского округа от 07.12.2010г. утверждена муниципальная целевая программа «Доступное и комфортное жилье на 2011-2015 годы» (л.д.55-59). На территории муниципального образования «Усть-Катавский городской округ» учетная норма площади жилого помещения, из которого определяется минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв. м. общей площади на одного человека, что утверждено Решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области № 150 от 10 сентября 2008 года (л.д.93). В силу п. 1 ст.29 Устава (в редакции решения Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 24 июня 2009 года № 116) администрация города является исполнительно-распорядительным органом Усть-Катавского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области (л.д.100,101). Из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на территории Усть-Катавского городского округа на 2008-2010 годы и подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» на 2008-2010годы, продленной до 2015 года (л.д.56-59) следует, что целью подпрограммы является комплексное решение проблемы обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и государственной поддержки молодых семей, признанных нуждающимися в предоставлении субсидии на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа), на строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займа, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по ним. Заявление о признании нуждающимися в предоставлении субсидии, гражданами со всеми документами, подтверждающими указанное право предоставляются в администрацию Усть-Катавского городского округа - в отдел инфраструктуры и строительства, председателю комиссии по жилищным вопросам (п.21 - л.д.52,65). Как установлено материалами Филатов С.Н. состоит в браке с ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20 ). Филатов С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., <адрес>, принадлежащей на праве собственности его родителям ФИО5 и ФИО6 на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32). Филатова И.Д. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м., <адрес>, принадлежащей на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ её матери ФИО7 (л.д.23,24,25). Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Филатов С.Н. обратился к главе Усть-Катавского городского округа о признании его и его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.19). Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ молодой семье Филатовых отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с обеспеченностью общей жилой площадью более учётной нормы (л.д.5). Данное решение было направлено в адрес Филатова с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4). Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого решения незаконным необоснованным, а молодую семью Филатовых нуждающихся в улучшении жилищных условий у суда не имеется в силу ст.50, 51 ЖК РФ. Согласно ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и устанавливается органом местного самоуправления В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при определении уровня их обеспеченности жилой площадью должна учитываться суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых ими и членами их семей по договорам социального найма или на праве собственности. Аналогичная норма содержится и в абз.2 п.п.3 п.19 Подпрограммы «Оказания молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» при наличии у членов молодой семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (л.д.51оборот,64-65). С учетом установленных фактических обстоятельств суд считает, что решение об отказе в признании нуждающихся в улучшении жилищных условий принято законным органом - комиссией по жилищным вопросам, и в переделах его компетенции. При принятии решения комиссией по жилищным вопросам правомерно было принято во внимание: суммарная площадь двух квартир по <адрес> и <адрес> (44,9 кв.м + 42,0 кв.м. = 86,9 кв.м.), в которых зарегистрированы супруги Филатовы; количество зарегистрированных в этих квартирах лиц - 5, из которых по <адрес>30 (3 человека) - л.д.27, по <адрес>1 (2 человека) - л.д.21. Соответственно, верно определена обеспеченность Филатовых жилой площадью - 86,9кв.м.:5человек=17,38кв.м, что более учетной нормы на территории Усть-Катавского городского округа - 12 кв.м. Доводы истца о том, что они, молодые супруги Филатовы, проживают отдельно от своих родителей и не ведут с ними совместного хозяйства, не влияют на выводы суда, поскольку изначально Филатов и ФИО11 были вселены в квартиры своих родителей, как члены их семей, со всеми вытекающими правовыми последствиями, а регистрация брака ДД.ММ.ГГГГ между ними сама по себе не свидетельствует о совместном проживании супругов и не прекращает ранее сложившиеся жилищные правоотношения. Показания свидетелей ФИО6, ФИО5, ФИО7 ФИО8, в качестве достоверных доказательств подтверждающих доводы об отсутствии между родителями и детьми семейных отношений, а также отдельное проживание от родителей и самостоятельное ведение общего хозяйства молодой семьей судом не принимаются, поскольку суд считает их недостаточными и подтвержденными другими письменными отноносимыми и допустимыми доказательствами. Не является основанием для удовлетворения заявленных требований и то обстоятельство, что двухкомнатные квартиры Филатовых и ФИО7 небольшой площадью, комнаты расположены «вагончиком» и потому проживание молодой семьи в этих условиях невозможно, поскольку во-первых, молодые супруги зарегистрированы в квартирах своих родителей как члены их семей, фактически правоотношения между ними не прекращены, что подтверждается оплатой коммунальных услуг производимых за их проживание в этих жилых помещениях (л.д.26,33); во-вторых, в соответствии со ст.50 ЖК РФ, в расчет нормы предоставления жилой площади идет от общей площади жилого помещения, а не от жилой площади; в-третьих, обеспеченность молодой семьи 17,38 кв.м, что выше учетной нормы установленной в Усть-Катавском городском округе - 12кв.м. Доводы истца о том, что он свободен в выборе места жительства и сам факт регистрации по месту жительства не имеет юридического значения для определения его молодой семьи в нуждаемости в жилом помещении суд считает несостоятельными. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Анализ вышеуказанных норм Закона позволяет сделать вывод о том, что институт регистрационного учета, носящий уведомительный характер, бесспорно обладает одновременно и регулятивными, и охранительными функциями и позволяют гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета. Условия реализации конституционного права на жилище включает порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе условие о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан. Таким образом, суд считает заявленные Филатовым требования незаконными и необоснованными и не подлежащими удовлетворению На основании изложенного и руководствуясь ст.12,56,67, 194-198,199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований к Администрации Усть-Катавского городского округа о признании незаконным решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании молодой семьи участниками программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в г.Усть-Катаве, признании нуждающимся в жилом помещении Филатову Сергею Николаевичу отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Усть-Катавский городской суд. Председательствующий подпись И.В.Яшина Решение не вступило в законную силу.