решение о признании собственником при жизни и включении имущества в наследственную массу



        Дело № 2-50/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                <адрес>

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Яшиной И.В.,

при секретаре Волковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лысовой Галины Ивановны к Функциональному органу Администрации Усть-Катавского городского округа «Управление экономических, имущественных и земельных отношений» о признании собственником при жизни и включении имущества в наследственную массу,

УСТАНОВИЛ:

Лысова Г.И. обратилась в суд с иском к Функциональному органу Администрации Усть-Катавского городского округа «Управление экономических, имущественных и земельных отношений» (далее, ФО администрации Усть-Катавского городского округа «УЭИиЗО») о признании ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, собственником при жизни на земельный участок по <адрес>, общей площадью 1053 кв.м. и включении имущества в наследственную массу.

В обосновании заявленных требований указала, что её мужу ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежал жилой <адрес>. При жизни ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в администрацию <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1053 кв.м., находящегося под адресу: <адрес> <адрес>. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указанный земельный участок был передан в собственность и оформлено свидетельство о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ После смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, при оформлении наследства, указанный земельный участок не был включен в наследственную массу, поскольку постановление и свидетельство о праве собственности на землю были выданы на имя ФИО1 уже после его смерти. Признание права собственности на земельный участок за ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, необходимо ей для принятия наследства (л.д.3-4).

Истец Лысова Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме. Просит признать собственником земельного участка площадью 1053 кв.м., находящегося под адресу: <адрес> разъезд Минка <адрес>, ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Свою 1/2 долю указанного земельного участка, как переживший супруг, выделять не желает. Спора по поводу наследственного имущества, оставшегося после смерти мужа ФИО1 у неё с другим наследником первой очереди не имеется.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора на стороне истца, ФИО7, считает заявленные требования законными и обоснованными. Пояснил, что после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, они с матерью Лысовой Г.И. приняли наследство по 1/2 доле каждому. Земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> разъезд Минка <адрес> не был включен в наследственную массу, поскольку постановление и свидетельство о праве собственности на землю были выданы на имя отца ФИО1 уже после его смерти. Спора по поводу наследственного имущества у них с матерью не имеется.

Представитель ответчика - председатель ФО администрации Усть-Катавского городского округа «УЭИиЗО» ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело в своё отсутствие, возражений по заявленным Лысовой Г.И. требованиям не представил (л.д.14).

         Суд, выслушав истца, третье лицо, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статьей 131 ГК РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", действовавшего в период с 06.01.1993г. по 09.11.2001г., предоставлено право гражданам, получившим земельные участки в частную собственность для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, продавать их другим гражданам Российской Федерации независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный участок в пределах норм предоставления земельных участков.

В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РФ право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Статьей 9.1. ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» установлено, что, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

      

В судебном заседании установлено, что истец Лысова Г.И. является женой (л.д.11) ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> (л.д.9). Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора на стороне истца, ФИО7, является сыном умершего ФИО1 (л.д.10).

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрёл в личную собственность жилой дом <адрес>, жилой площадью 16,6 кв.метра. В права наследования на указанный дом после смерти наследодателя ФИО1 вступили Лысова Г.И. и ФИО7, о чем нотариусом нотариального округа Усть-Катавского городского округа ФИО6 выдано свидетельство о праве собственности по закону по 1/2 доле каждому по реестру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

При жизни ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ, обратился к Главе администрации <адрес> с заявлением о передаче земельного участка площадью 1053 кв.м. <адрес> по ул. по <адрес> в его собственность (л.д.20).

После смерти заявителя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), право собственности на земельный участок было за ним признано на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о передаче земельного участка в собственность ФИО1 (л.д.5), о чем выдано свидетельства на право собственного на землю серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), сделана запись в кадастровом паспорте земельного участка , выданного ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Указанный земельный участок в наследственную массу, после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, включен не был, поскольку право собственности на землю было зарегистрировано за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после его смерти.

С учетом установленных обстоятельств, а также того, что сторонами не оспаривается законность передачи земельного участка, общей площадью 1053 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> разъезд Минка <адрес>, в частную собственность ФИО1, суд считает что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку наследодатель при жизни обратился с письменным заявлением о передаче земельного участка в его собственность, то есть его воля была выражена надлежащим образом, а последующие действия по оформлению прав собственности за умершим свидетельствуют об отсутствии спора между сторонами.

То обстоятельство, что при жизни ФИО1 земельный участок в собственность ему не передавался и, соответственно, он не зарегистрировал право собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> разъезд Минка <адрес>, в установленном законом порядке, не влияет на выводы суда о законности передачи указанного земельного участка в собственность ФИО1 уже после его смерти ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявление с просьбой зарегистрировать земельный участок площадью 1053 кв.м. ему в собственность на имя Главы администрации <адрес>, ФИО1 было подано при его жизни - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

Несмотря на то, что дом, на котором расположен спорный земельный участок приобретён на совместные денежные средства супругов ФИО1 и Лысовой Г.И., состоявших в браке с ДД.ММ.ГГГГ, суд рассматривает дело по заявленным требованиям, не выделяя долю ( 1/2 ) пережившей супруге на основании ст. 1150 ГК РФ, ст.20 КоБС РСФСР (ст.34 СК РФ), и не признавая за ней долю в праве на собственности на земельный участок, поскольку истец Лысова Г.И. не желает выделить свою 1/2 долю земельного участка, как пережившая супруга (л.д.21).

Оценив добытые в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает, что ФИО1 при жизни приобрел право собственности на земельный участок площадью 1053 кв.м., находящийся по адресу: <адрес> разъезд Минка <адрес>, подлежит включению в наследственную массу после его смерти.

Таким образом, исковые требования Лысовой Г.И. законные обоснованные и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Лысовой Галины Ивановны удовлетворить.

Признать ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в разъезде Минка <адрес>, собственником при жизни земельного участка , общей площадью 1053 кв.м., по <адрес>, и включить указанное имущество в наследственную массу после его смерти.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Усть-Катавский городской суд.

Председательствующий:      подпись         И.В.Яшина

Решение не вступило в законную силу.