решение о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и возмещении морального вреда



Дело №2-189/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

     

Усть-Катавский городской суд г. Усть-Катава Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Писаревой Л.Ф.,

при секретаре Маштаковой И.В.,

с участием ответчика - представителя ОВД по Усть-Катавскому городскому округу Жиловой Е.С., представителя ГУВД по Челябинской области Сазоновой И.В., 3-его лица Соколова Е.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Алексея Николаевича к ОВД по Усть-Катавскому городскому округу о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и возмещении морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

Миронов А.Н. обратился в Усть-Катавский городской суд с иском к Отделу внутренних дел по Усть-Катавскому городскому округу (далее - ОВД по УК ГО) о компенсации морального вреда, указав в исковом заявлении, что после избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, он неоднократно содержался в ИВС ОВД г.Усть-Катав на протяжении длительного времени в нечеловеческих условиях и подвергался унижающему достоинству обращению. Нечеловеческие условия содержания связывает с тем, что в камерах, где он содержался отсутствуют окна, что делает невозможным поступление свежего воздуха и дневного света; камеры плохо освещаются, что влияет на зрение, находятся в антисанитарных условиях, бегают мыши, горячей воды нет, нечистоты скапливаются из-за отсутствия сливного бачка и слабого напора воды, вытяжка работает плохо, стены сырые; в одной камере содержатся и больные туберкулёзом и здоровые люди; отсутствуют радиоприёмники, не предоставляются газеты, комнаты свиданий с родственниками, не выдаются мыло и туалетная бумага, отсутствует кварцевая лампа для обработки помещений, питание одноразовое, нет посуды для больных. Просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения и привести условия содержания в ИВС ОВД г.Усть-Катава в соответствии с Федеральным законом №103-ФЗ. Кроме того, считает, что начальник ИВС не выполняет свои обязанности и превышает свои служебные полномочия. В связи с содержанием в антисанитарных условиях наносит вред его здоровью, компенсацию за причинённый вред оценивает в 555.000 рублей.

В ходе подготовки к судебному разбирательству, Мироновым А.Н. было представлено дополнительное заявление, где кроме, указанных в исковом заявлении нарушениях, ссылается на невыполнение сотрудниками своих прямых обязанностей и отсутствие дез. обработки в камерах, а также пропажу или не приобщение документов к материалам дела.

В судебное заседание Миронов А.Н. не явился, отбывает наказание в виде лишения свободы в <данные изъяты>, о дне рассмотрения дела извещён, права и обязанности ему разъяснены, свои права реализовал путём подачи заявления, где требования уточнил от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.ю15-16, 47)

Ответчик - представитель ОВД по УК ГО Жилова Е.С. с исковыми требованиями полностью не согласна, ссылалась на то, что здание ОВД вместе с ИВС было построено в 1991 году. Поскольку ИВС находится в центре здания, то оборудовать окна невозможно, однако освещённость камер соответствуют необходимым нормам. Арестованным предоставляется возможность совершать прогулки в течение одного часа в прогулочном дворе. Сан.узлы, горячая и холодная воды в камерах проведены в ДД.ММ.ГГГГ года, в камеры выдаются хоз.мыло и туалетная бумага. В камерах ИВС постоянно выполняется дезобработка. В ДД.ММ.ГГГГ был проведён капитальный ремонт, ежегодно проводится текущий ремонт. Арестованным в соответствии с договором с ПЛ-22 предоставляется трёх разовое питание. За время пребывания Миронова в ИВС ОВД арестованных больных туберкулёзом не поступало. Доказательств того, что нарушались права Миронова, и ему был причинён вред здоровью, он не представил. Каких-либо заявлений о нарушениях условий содержания от Миронова за время нахождения в ИВС не поступало.

Соответчик - представитель Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие. В возражениях указал, что с заявленными требованиями Миронова А.Н. не согласен, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие причинение вреда здоровью, истец не обосновал его размер, не указал какими противоправными действиями (бездействием) ИВС при ОВД по Усть-Катавскому городскому округу либо его должностными лицами ему был причинён вред.(л.д.31-32).

Представитель ГУВД по Челябинской области Сазонова И.В. с исковыми требованиями полностью не согласна, ссылалась на то, что доказательств нарушения прав и причинения вреда здоровью истец не представил.

3-е лицо Соколов Е.Б. с исковыми требованиями не согласен, ссылался на те же доводы, что и представитель ОВД. Одновременно пояснил, что все документы, которые поступают от арестованных, проходят дважды регистрацию, сначала в журнале ИВС, затем передаются в секретариат ОВД, все заявления от Миронова зарегистрированы и переданы по назначению. За время нахождения Миронова А.Н. в ИВС разрешений на свидание его с родственниками не поступало.

3-е лицо представитель УФК по <адрес> в судебное заседание не явился, извещён.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы уголовного дела года по обвинению Миронова А.Н., суд полагает, что иск Миронова А.Н. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Согласно 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из смысла приведенных выше норм, истец, полагавший, что незаконными действиями (бездействиями) ему причинен вред, был обязан, в силу положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, доказать факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.

В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок восемь лет четыре месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-46).

Как следует из представленной справки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Миронов А.Н.содержался в ИВС ОВД по У- КГО Челябинской области в общей сложности в течение 38 дней, не более 10 дней за один приезд, что подтверждается также материалами уголовного дела (л.д.48).

Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Согласно ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного заседания, но не более чем на десять суток в течение месяца.

В соответствии с п. 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС. Свои требования компенсации морального вреда истец связывает с невозможностью проведения надлежащей подготовки к участию в судебных заседаниях по рассмотрению уголовного дела по его обвинению.

Практически все ссылки истца на нарушения его прав и содержание в нечеловеческих условиях являются необоснованными и надуманными.

В ходе рассмотрения гражданского дела нашёл подтверждение лишь факт отсутствия в камерах ИВС ОВД по У-КГО окон, комнаты для свиданий, а также санитарного пропускника и дезинфекционная камеры. Однако указанные несоответствия условий содержания законодательству, не являются результатом действий или бездействия со стороны начальника ИВС и ОВД по Усть-Катавскому городскому округу. Как следует из технического паспорта и акта приёмки здания от ДД.ММ.ГГГГ, здание ОВД по У-К ГО построено в 1991 году (л.д. 52-56), конструктивно помещения ИВС находятся внутри здания на первом этаже, поэтому оборудовать камеры ИВС окнами не представляется возможным. Отсутствие комнаты для свиданий, санитарного пропускника и дезинфекционной камеры также вызвано тем, что в ИВС отсутствуют дополнительные помещения для этого. Вины в этом ОВД или его должностных лиц нет.

Каких-либо объективных доказательств того, что отсутствие окон, комнаты для свиданий, санитарного пропускника и дезинфекционной камеры нарушили права истца, причинили ему вред не представлено. Содержание его в ИВС носило кратковременный характер, ему предоставлялись прогулки в прогулочном дворе в течение часа, что подтверждается выпиской из журнала выводы спецконтингента содержащегося в ИВС на прогулку в прогулочный дворик (л.д.49-50), в санитарном узле имеется душ, где произведена замена санитарно-технического оборудования. Сведений о том, что кто-либо из родственников Миронова А.Н. обращался с письменным заявлением о предоставлении разрешения на свидание во время нахождения его в ИВС ОВД У-КГО, и после выдачи разрешения ему было отказано из-за отсутствия комнаты для свиданий, суду не представлено, отсутствуют такие данные и в заявлениях Миронова А.Н.

Каких-либо доказательств того, что освещенность камер не соответствует санитарным нормам, также не имеется. Актом проверки санитарно-гигиенического обследования проведённого специалистами ЦГСЭН МСЧ ГУВД по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом проверки соблюдения прав граждан, находящихся в принудительном заключении от ДД.ММ.ГГГГ, проведённом членами ОНК, указанного нарушения не выявлено (л.д.11-13, 14)

Довод Миронова А.Н. об антисанитарных условиях в камерах, отсутствие горячей воды, отсутствии возможности помыться, отсутствие сливного бачка, неэффектиной работы вытяжной вентиляции, сырых стенах в камерах ИВС, отсутствие кварцевой лампы и радиоточки, об одноразовом питании, не выдачи предметов первой необходимости, газет, не нашёл своего подтверждения в ходе судебного заседания и опровергнут представленными в суд доказательствами. Согласно государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ в помещениях ИВС ОВД Усть-Катавского городского округа выполнен ремонт в период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-61). В соответствии с договором на выполнение работ для федеральных государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ проведены сантехнические работы в помещениях ИВС, которые приняты в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-66). На основании договоров на оказание услуг для государственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Профессиональный лицей обеспечивает ежедневно трёхразовое питания лиц, содержащихся в ИВС (л.д.67-72). Договорами подряда на проведение работ на 2010 и 2011 годы проводится дератизация, дезинсекция и дезинфекция помещений, находящихся в ИВС (л.д.73-77). Согласно приложения к контракту об оказании услуг электросвязи, в ИВС ОВД по УКГО зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ четыре радиоточки (л.д.82). Доступ к средствам массовой информации обеспечивается предоставлением возможности получать информацию из периодических печатных изданий, которые выписываются ОВД по У-К ГО. Наличие в ИВС кварцевой лампы и её использование подтверждается ответом на запрос и актами проверки, указанными выше. Пунктом 44 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД от 22 ноября 2005 года № 950 предусмотрено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей, издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств                               предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере. Согласно представленных авансовых отчётов указанное выделяется в достаточном количестве (л.д.95-97). Полотенца выдаются лицам, содержащимся в ИВС, совместно с постельным бельём, что подтверждается объяснениями 3-его лица, а также договорами на оказание услуг по стирке, сушке и глажению белья (л.д.91-94).

Не нашёл подтверждение и довод Миронова А.Н. о том, что здоровые и больные туберкулёзом лица содержаться в одних камерах. Приказом начальника ОВД по У-К ГО лица, больные туберкулёзом помещаются в камеру (л.д.89). Из справки начальника ОВД следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС ОВД по У-К ГО туберкулёзно больные и лица с инфекционными заболеваниями не содержались (л.д.90). Доказательств, подтверждающих, что Миронов А.Н. помещался в камеру совместно с больными туберкулёзом, в заявлениях истца не содержится. Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постельным бельём, столовой посудой обеспечены в достаточном количестве, для дезинфекции посуды от инфекционных больных выделена ёмкость, промаркирована, имеется отдельная посуда для указанных больных (л.д.11-13).

Довод Миронова А.Н. о том, что в ИВС из дела теряются документы или не приобщаются к нему, опровергается выпиской из журнала регистрации заявлений лиц содержащихся в ИВС. Заявления, поступившее от Миронова А.Н. были зарегистрированы и направлены по назначению, что подтверждается материалами уголовного дела, где имеются заявления Миронова, которые зарегистрированы в указанном журнале.

Довод Миронова А.Н. о том, что условия содержания в ИВС помешало ему надлежащим образом подготовиться к судебным заседаниям, также ничем не подтверждается. Как следует из журнала регистрации заявлений, все заявления были написаны в период нахождения в ИВС во время судебного разбирательства по уголовному делу и были адресованы суду.

Таким образом, суд считает, что права Миронова А.Н. во время содержания его в ИВС ОВД по У-К ГО нарушены не были, те нарушения, которые имели место, носили кратковременный характер. С жалобами на условия содержания в ИВС во время содержания в нём, Миронов А.Н. не обращался.

Согласно практики применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении длительного времени или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. Допустимых доказательств применения ответчиком бесчеловечного отношения истец суду не представил.

Кроме того, истцом не представлено доказательств того, что содержанием в ИВС ОВД У-КГО по обвинению в совершении преступления, ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы. Суд также полагает, что здоровье и благополучие истца в имеющихся в ИВС ОВД по У-К ГО условиях гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Миронова Алексея Николаевича о возложении обязанности устранить нарушения условий содержания в Изоляторе временного содержания ОВД по Усть-Катавскому городскому округу Челябинской области и возмещении морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Усть-Катавский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ подпись Л.Ф. Писарева

Решение не вступило в законную силу