решение о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-250/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                       <адрес>

        Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Яшиной И.В.,

при секретаре Волковой Т.А.,

с участием прокурора <адрес> Толстых Л.С., истца Базарова А.А., представителя ответчика администрации Усть-Катавского городского округа ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах Базарова Андрея Анатольевича к администрации Усть-Катавского городского округа <адрес> о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

        Прокурор <адрес> в интересах Базарова А.А. обратился в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа <адрес> об обязании предоставить Базарову А.А. по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке установленном для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм, не менее 12 кв.м.

       В обоснование заявленных требований указал, что постановлением заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Базаров А.А. был направлен в МОУ для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты> на полное государственное обеспечение. В период с 2008 года по 2010 год обучался в ПУ <адрес>. Постановлением главы администрации Усть-Катавского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Базаров А.А. был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вне очереди. Считает, что не предоставление Базарову А.А. непосредственно после окончания пребывания в образовательном учреждении жилого помещения грубо нарушают не только требования закона, но и права и законные интересы Базарова А.А. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Базарову А.А. не предоставлено (л.д.2-3).

         В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Толстых Л.С., истец Базаров А.А., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

        Представитель ответчика - администрации Усть-Катавского городского округа ФИО6, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), поддержала письменный отзыв (41-42), из которого следует, что в силу закона обязательства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями к компетенции органов местного самоуправления не отнесено. Администрация предоставляет жилье детям-сиротам только в переделах денежных средств, выделенных на эти цели.

       Третьи лица Министерство Финансов Челябинской области и Министерство социальных отношений Челябинской области привлеченные протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика (л.д.31) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены (л.д. 43).

        Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области ФИО7, действующая по доверенности -ю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, представила в суд отзыв на исковое заявление, из которого следует, что денежные средства на приобретение жилья для детей-сирот Усть-Катавскому городскому округу были выделены (л.д.37-38).

        Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

              В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичное положение содержала ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ.

         Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Согласно ст.14 ЖК РФ учет граждан нуждающихся в жилых помещениях отнесен к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу п.7 ст. 52 ЖК РФ отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации.

Законом Челябинской области от 25 октября 2007г. №212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Челябинской области от 28.08.2008 № 299-30) на территории Челябинской области установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет.

Статьей 17 названного закона области предусмотрены дополнительные гарантии прав на жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, имеющих закрепленное жилое помещение и не имеющих закрепленного жилого помещения.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008г. №273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Базаров А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, родители отец ФИО2 и мать ФИО3, что следует из свидетельства о рождении (л.д.8), паспорта (л.д.6).

Решением Усть-Катавского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав в отношении сына Базарова А.А. (л.д.11-13). ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.14).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Базаров А.А. был направлен в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, и за ним было закреплено право пользования жилым домом родителей по адресу: <адрес> (л.д.10).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Базаров А.А. был принят на регистрационный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как сирота, оставшийся без попечения родителей и включен в список (л.д.11).

       

      Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле следует, что с 2007г. до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Базарову А.А. не предоставлено.

       Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Базаров А.А. согласно жилищному законодательству, является лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди.

       В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

         Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2007 года (вопрос 3) предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

        Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

          Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

         Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

        Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Базарова А.А. в качестве ребенка-сироты, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья.

      Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако доказательств того, что Базарову А.А. предоставлялись жилые помещения, соответствующие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, представителем ответчика суду не представлено.

         В силу ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

         Согласно ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3).

       Таким образом, помещение может быть признано жилым при условии, если его уровень внутреннего благоустройства, санитарной и технической пригодности соответствует возможности постоянного проживания в нем.

     Согласно Решению Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования Усть-Катавский городской округ» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере от 18 кв.м. до 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.40).

       С учетом изложенного, нарушенное право Базарова А.А. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию Усть-Катавского городского округа обязанности предоставить ему на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья на территории данного муниципального образования, то есть не менее 12 квадратных метров общей площади, как сирота, является социально незащищенным лицом.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.12, 197-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора г.Усть-Катава Челябинской области в интересах Базарова Андрея Анатольевича удовлетворить.

       Обязать Администрацию Усть-Катавского городского округа предоставить Базарову Андрею Анатольевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, находящееся на территории Усть-Катавского городского округа общей площадью не менее 12 квадратных метров.

        Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Усть-Катавский городской суд.

          Председательствующий:           подпись             И.В.Яшина

Решение не вступило в законную силу