Дело № 2-309/11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОСИЙЦСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Усть-Катав Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего Писаревой Л.Ф., при секретаре Родионовой М.В., с участием прокурора Куликовой В.В., истца Козионовой В.В., представителя ответчика администрации Усть-Катавского городского округа Гибадуллиной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Усть-Катава Челябинской области в интересах Козионовой Валентины Владимировны к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Усть-Катава Челябинской области в интересах Козионовой обратился в суд с иском к администрации Усть-Катавского городского округа Челябинской области об обязании предоставить Козионовой В.В. по договору социального найма жилое помещение во внеочередном порядке установленном для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм, не менее 12 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что Козионова В.В. относится к лицам из числа детей-сирот в связи с тем, что её мать ФИО3 умерла, а отец был лишён родительских прав. Козионова В.В. длительное время находилась под опекой. <адрес> года окончила учёбу в ПЛ № г.Усть-Катава. Постановлением Главы Усть-Катавского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Козионова В.В. была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, вне очереди. Считает, что не предоставление Козионовой В.В. непосредственно после постановки на учёт в качестве нуждающейся жилого помещения грубо нарушают не только требования закона, но и права и законные интересы Козионовой В.В. (л.д.2-3). В судебном заседании помощник прокурора г.Усть-Катава Куликова В.В., истец Козионова В.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации Усть-Катавского городского округа Гибадуллина Е.Р., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), поддержала письменные возражения (л.д.14-16). Против удовлетворения, заявленных требований, пояснила, что в силу закона обязательства по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями к компетенции органов местного самоуправления не отнесено, и администрация предоставляет жилье только в переделах денежных средств, выделенных на эти цели. Денежные средства, которые были заложены в бюджет Челябинской области для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Усть- Катавского городского округа в настоящее время ещё в полном объёме не поступили. По мере поступления денежных средств, жилые помещения указанной категории лиц будут предоставляться. Третьи лица Министерство Финансов Челябинской области и Министерство социальных отношений Челябинской области, привлеченные к участию в деле по ходатайству ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области Антипова О.И., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31), ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, представила в суд отзыв на исковое заявление, из которого следует, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, переданы органам местного самоуправления (л.д.29-30). Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2-126/2004 г., суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Согласно ст.14 ЖК РФ учет граждан нуждающихся в жилых помещениях отнесен к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу п.7 ст. 52 ЖК РФ отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации. Законом Челябинской области от 25 октября 2007г. №212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Челябинской области от 28.08.2008 № 299-30) на территории Челябинской области установлены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Статьей 17 названного закона области предусмотрены дополнительные гарантии прав на жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, имеющих закрепленное жилое помещение и не имеющих закрепленного жилого помещения. Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 августа 2008г. №273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Козионова В.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7; лд.5-дела №2-126), её мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), отец - ФИО10. лишён родительских прав решением Усть-Катавского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9). Постановлением администрации г.Усть-Катава № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней Козионовой В.В. бала назначена опекун ФИО8, и за ней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, где проживала её мать ФИО3 (л.д.13 - дела №2-126). ДД.ММ.ГГГГ Козионова В.В. окончила обучение в ПЛ-№ г.Усть-Катава, что подтверждается дипломом (л.д.27). Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Козионова В.В. была поставлена на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относящегося к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д.6). Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле следует, что Козионовой В.В. до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Козионова В.В. согласно жилищному законодательству, является лицом, имеющим право на предоставление жилья вне очереди. В силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права-права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Таким образом, не имеет правового значения для исполнения обязанности по предоставлению жилья срок принятия на учет Козионовой В.В. в качестве лица из числа детей-сирот, поскольку для данной категории лиц Законом прямо предусмотрено право на внеочередное предоставление жилья. Право на получение внеочереди жилого помещения по договору социального найма Козионовой В.В. ответчиком не оспаривается, поскольку Козионова В.В. является сиротой, в 2007 году окончила профессиональный лицей, попечительство в силу ст.33 ГК РФ в отношении неё прекращено по достижении 18-ти лет, жилой площади не имела и не имеет, что подтверждается материалами гражданского дела. В силу ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно ст. 16 ЖК РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3). Таким образом, помещение может быть признано жилым при условии, если его уровень внутреннего благоустройства, санитарной и технической пригодности соответствует возможности постоянного проживания в нем. Согласно Решению Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования Усть-Катавский городской округ» была утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере от 18 кв.м. до 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ указанный пункт исключён. В связи с этим норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена на территории Усть-Катавского городского округа в размере от 12 до 18 кв.метра, согласно указанного решения (л.д.26-27). С учетом изложенного, нарушенное право Козионовой В.В. подлежит восстановлению путем возложения на Администрацию Усть-Катавского городского округа обязанности предоставить ей внеочереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных норм предоставления жилья на территории муниципального образования - Усть-Катавский городской округ, то есть не менее 12 квадратных метров общей площади. Руководствуясь ст.12, 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Усть-Катавского городского округа предоставить Козионовой Валентине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внеочереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, находящееся на территории Усть-Катавского городского округа общей площадью не менее 12 квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Усть-Катавский городской суд. Председательствующий подпись Л.Ф.Писарева Решение не вступило в законную силу