решение о признании незаконным бездействия администрации по факту непринятия мер к вывозу ТБО



Дело № 2-210/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Усть-Катав

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Яшиной И.В.,

при секретаре Волковой Т.А.

с участием прокурора Толстых Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора г.Усть-Катава в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Усть-Катавского городского округа по факту непринятия мер к сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории и обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Усть-Катава, действующий в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Усть-Катавского городского округа по факту непринятия мер к сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории, расположенной возле металлических гаражей в районе ветеринарной станции по ..., г.Усть-Катава Челябинской области (старое русло реки Катав) и обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, размером 20х10 метров, расположенную на указанной территории, до Дата обезличена.

В обоснование заявленных требований указал, что администрация города незаконно бездействует в соблюдении законодательства по охране окружающей среды и создании благоприятных условий для жизнедеятельности жителей города, что является нарушением ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д.2-4, )

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации Усть-Катавского городского округа Бекенёва М.С., действующая по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена (л.д.16), с требованиями согласилась частично не признав, что администрация бездействует, поскольку Дата обезличена был заключен договор с МУП «...», согласно которого подрядная организация в срок до Дата обезличена должна убрать эту санкционированную свалку.

Выслушав заявителя, представителя администрации суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.

Согласно статьи 17 (части первой и второй) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяются основополагающие принципы в сфере охраны окружающей среды, к которым относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды. Одним из основных принципов охраны окружающей среды признается ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» вопросами местного значения городского округа, в том числе являются организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сборов, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии же с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативами правовыми актами Российской Федерации

Согласно ч.1 ст. 13, ч. 5 ст. 12 и ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями и запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст.28 Устава (в редакции решения Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от 24 июня 2009 года № 116) администрация города является исполнительно-распорядительным органом Усть-Катавского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Челябинской области и в соответствии с п.п.26 п. 1 ст. 29 Устава наделена полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов.

Как установлено в судебном заседании на территории Усть-Катавского городского округа, возле металлических гаражей в районе ветеринарной станции по ... г.Усть-Катава Челябинской области (старое русло реки Катав) имеется несанкционированная свалка мусора, что подтверждается фотографиями (л.д. 7, 8), актом проверки от Дата обезличена

Принимая во внимание, что указанная свалка мусора, расположена в жилой зоне и имеет значительный размер 20х10 метров, соответственно, она представляет значительную опасность для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и потому права жителей г.Усть-Катава, а также любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, существенно нарушены.

Из муниципального контракта Номер обезличен на выполнение работ по уборке территории несанкционированных свалок и по вывозу мусора после субботников на территории г.Усть-Катава от Дата обезличена, заключенного между Функциональным органом администрации Усть-Катавского городского округа «Управление инфраструктуры и строительства» (заказчик) и Муниципальным унитарным предприятием «...» (подрядчик) следует, что подрядчик в срок до Дата обезличена обязуется убрать в районе ветеринарной станции по ..., в г.Усть-Катаве Челябинской области (л.д.19-22). На день рассмотрения заявления свалка мусора не устранена, что не отрицается представителем администрации Усть-Катавского городского округа.

С учетом изложенного, суд считает, что заявленные требования о признании незаконным бездействия администрации Усть-Катавского городского округа по факту непринятия мер к сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории необоснованны, поскольку, заключив муниципальный контракт администрация города не бездействовала, а приняла определенные действия для устранения свалок мусора, и потому в этой части требования удовлетворению не подлежат.

С учетом характера спорного правоотношения и общественной значимости, а также то обстоятельство, что заключенный контракт как таковой не обеспечит ликвидацию свалок в срок установленный в нем (по Дата обезличена), суд считает, что требования об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов с территории по ул. ..., г.Усть-Катава Челябинской области основано на требованиях законодательства и обосновано, и подлежит удовлетворению.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, что в соответствии со ст.ст. 254-258 ГПК РФ допускается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.12, 45, 206, 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора г.Усть-Катава о признании незаконным бездействия администрации Усть-Катавского городского округа по факту непринятия мер к сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории и обязывании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов удовлетворить частично.

Обязать администрацию Усть-Катавского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов с территории, расположенной возле металлических гаражей в районе ветеринарной станции по ул. ... г.Усть-Катава Челябинской области (размером 20х10 метров), в срок до Дата обезличена

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней через Усть-Катавский городской суд.

Председательствующий: подпись И.В.Яшина

Решение не вступило в законную силу.