Дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
... года с.Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи О.В.Григорьевой,
при секретаре судебного заседания Е.В.Уржумовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Калманском районе о выплате недоначисленной страховой части пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
М. обратилась в районный суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Калманском районе о выплате недоначисленной страховой части пенсии, мотивируя тем, что с 2002 года в пенсионном фонде ежегодно производился перерасчет страховой части пенсии. По мнению истицы перерасчет произведен неверно, с применением не тех коэффициентов. Кроме того, при перерасчете учитывались начисленные страховые взносы, а не перечисленные, что привело к уменьшению доплат к страховой части пенсии. Пенсия назначена при первоначальном обращении с ... года, а не с ... года, когда она начала работать. При имеющемся стажевом коэффициенте истицы - 0,6, должны были начислить пенсию в размере 60% от заработной платы, а начислили 42% - 240033 рубля (от заработной платы 569730 рублей). В результате выше перечисленных действий, истице недоплачено за период с ... 2070 рублей, а за ... ... - 740 рублей, всего - 2810 рублей. Просит суд признать действия ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Калманском районе по исчислению страховой части пенсии незаконными, взыскать с ответчика недоплаченную страховую часть пенсии в размере 2810 рублей, судебные расходы, обязать ответчика принести письменные извинения за причиненный материальный и моральный вред.
В порядке подготовки дела к рассмотрению истицей были уточнены заявленные требования, просит суд проверить правильность расчета страховой части ее трудовой пенсии за период с ноября 2007 года по апрель 2010 года, взыскать недополученную часть моей трудовой пенсии в размере 2810 рублей с индексацией и судебные расходы.
В судебном заседании истица М. настаивает на удовлетворении иска в полном объеме, основываясь на доводах искового заявления.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Калманском районе Л. не согласна с предъявленными требованиями в полном объеме, представила отзыв на исковое заявление и пояснила, что назначение, индексация и выплата пенсии М. произведены в соответствии с пенсионным законодательством, при проверках ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю нарушений не выявлено.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что М. получает пенсию по выслуге лет. За назначением пенсии обратилась ... года, что установлено из заявления о назначении/перерасчете пенсии М.
Согласно ст.118 Федерального закона №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавшего в период обращения истицы за назначением пенсии, пенсия назначается со дня обращения за ней.
Следовательно, довод истицы о назначении пенсии с момента начала трудовой деятельности, не основан на нормах закона и не может быть принят судом.
Доводы истицы о том, что ответчиком при перерасчете ее пенсии учитывались начисленные страховые взносы, а не перечисленные, что привело к уменьшению доплат к страховой части пенсии суд признает несостоятельными, поскольку согласно положениям постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 г. № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования на 1997 г.», страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд РФ - это обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения. Однако уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Для граждан-плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ этот платёж с целью финансирования трудовых пенсий является прямым и обязательным вычетом из их заработка (дохода). Указанный целевой характер страховых взносов закреплён в законе: средства Пенсионного фонда РФ, формируемые за счёт страховых взносов, могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий. Вместе с тем целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не предполагает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать её получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретными работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым получатели пенсии уравниваются в правах, а лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд РФ придаётся обезличенно-безвозмездный характер.
Конституционный Суд РФ в своём постановлении «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абз. 3 п. 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан Д., М.А.С. и Ш.» от 10.07.2007 г. № 9-П постановил, что признать п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию надлежит установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, согласно действующего законодательства страховые взносы в Пенсионный фонд РФ представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Из названных постановлений Конституционного Суда РФ следует, что Пенсионный фонд РФ обязан определять размер пенсий и выплачивать их исходя из страховых взносов, которые начислены страховщиком, и за счёт средств Пенсионного фонда РФ. При этом выплата страховой части пенсии должна производиться с момента возникновения у лица этого права.
Из сведений о расчетном пенсионном капитале за период с ... года по ... года установлено, что при расчете пенсионного расчетного капитала по начисленным взносам его размер увеличился, что опровергает доводы истицы о нарушении ее пенсионных прав и уменьшении размера пенсии в связи с исчислением страховой части трудовой пенсии по начисленным взносам.
Выпиской из лицевого счета застрахованного лица подтверждено поступление взносов на страховую часть трудовой пенсии М., включенных в расчетный пенсионный капитал.
Копией распоряжения от ... года подтверждено неоднократное проведение перерасчета страховой части пенсии М. в соответствии с размером страховой части пенсии по лицевому счету, с учетом ожидаемого периода выплаты.
Согласно п.3 ст.17 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 17.1 и 17.2 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.
В соответствии с п.1 ст.32 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Расчет индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, с учетом индексации обеих частей пенсии в 2002-2007 годах, указанный представителем ответчика в отзыве на исковое заявление М. (подтвержденный таблицей индексации пенсионного капитала, расчетом доплаты по пенсионному делу М.) основан на нормах Пенсионного законодательства РФ и Постановлениях Правительства РФ. Данный расчет проверен судом, сомнений в его правильности не возникает.
Судом установлено, что назначение, индексация и выплата пенсии истице М. ответчиком ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Калманском районе произведены в соответствии с нормами закона. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе М. в удовлетворении исковых требований.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований М. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Калманском районе о выплате недоначисленной страховой части пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Усть-Калманский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья О.В.Григорьева
Мотивированное решение
изготовлено ... года
Судья: О.В. Григорьева