Решение по иску МР природоохранного прокурора к ООО 'Усть-Калманский райотопсбыт'



Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Дата обезличена года с. Усть-Калманка

Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Томаровского Ю.А., при секретаре судебного заседания Демьяновой Л.П., с участием прокурора Удальцова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к Отделу водных ресурсов по Алтайскому Верхне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Калманский райтопсбыт» о признании незаконной государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование,

У С Т А Н О В И Л:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхнее-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Дата обезличена была произведена государственная регистрация решения Номер обезличен от Дата обезличена года о предоставлении водного объекта в пользование обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Калманский райтопсбыт», о чем в государственном водном реестре сделана запись Номер обезличенДата обезличена.003-Р-РББВ-С-2009-00115/00.

Решение было принято с целью проведения ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» работ по расчистке русла реки Чарыш в западной части с. Усть-Калманка Алтайского края. Решение вступило в силу с момента его регистрации в государственном водном реестре.

По мнению прокурора, это решение незаконно, так как принято с нарушением природоохранного законодательства, в связи с чем его государственная регистрация в государственном водном реестре подлежит признанию незаконной.

В исковом заявлении прокурор указал, что водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных Водным кодексом РФ и нормативных актов, регулирующих осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расчистка русла реки Чарыш ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» планируется с целью предотвращения негативного воздействия вод реки, т.е. для государственных нужд, а, следовательно, выполнять ее вправе победитель торгов, проведенных в форме и порядке, установленном вышеназванным законом, с которым заключен государственный контракт.

Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться в соответствии с ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (п. 2 ст. 7.1 Водного кодекса РФ).

Эти требования, по мнению прокурора, выполнено не было, поскольку торги не проведены о чем свидетельствуют материалы по обоснованию решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Усть-Калманский райтопсбыт».

Помимо этого в силу п. 1 ст. 37 ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 37 ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об охране окружающей среды»).

Следовательно, как указал прокурор в исковом заявлении, проведение работ по расчистке русла реки Чарыш должно осуществляться на основании проекта, отвечающего требованиям в области охраны окружающей среды.

Кроме этого работы по расчистке русла должны производиться с соблюдением Санитарных правил, поскольку они способны оказать влияние на качество воды и водных объектов.

Предпроектные и проектные материалы должны представляться для заключения в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии их санитарным нормам и правилам и обязательно содержать все сведения характеризующие проведение работы, контроль над проведением работ и влияние их на качество воды, обоснования безопасности проводимых работ с точки зрения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Помимо этого в соответствии с ФЗ «О животном мире» при осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. Указанные работы должны согласовываться с территориальными органами Федерального агентства по рыболовству. ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» эти требования природоохранного законодательства по согласованию мероприятий по сохранению среды обитания объектов животного мира ответчики не выполнили.

Проект по расчистке русла реки Чарыш, соответствующий положениям природоохранного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучие населения ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» не разработан, в связи с чем, не представляется возможным установить какие конкретно работы должны были быть произведены ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» при расчистке русла, каково их воздействие на водный объект и обитающие в нем водные биологические ресурсы.

В связи с отсутствием проекта согласование специально уполномоченных органов ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» не получено.

Кроме этого в нарушение Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российское Федерации от Дата обезличена Номер обезличен при регистрации решения о предоставлении ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» реки Чарыш с целью расчистки русла, оценка наличию соответствующих согласований условий водопользования, соответствия закону Отделом дана не была, что привело по мнению прокурора к незаконной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Проектом по расчистке русла реки может предусматриваться также строительство необходимых для расчистки водного объекта гидротехнических сооружений (плотин, дамб и др.), а также производство работ по берегоукреплению водного объекта, что требует проведения государственной экспертизы проектной документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации на основании ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, одним из разделов которой является оценка влияния намечаемой деятельности на состояние окружающей среды.

Однако отсутствие разработанного проекта по расчистке русла реки Чарыш делает невозможным процесс контроля над фактическим производством работ.

Отсутствие у ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» разработанного проекта по расчистке русла реки Чарыш, с описанием в нем планируемых работ, способа их выполнения, оценки воздействия на окружающую среду, согласованного в установленном порядке с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, надзор за использованием и охраной объектов животного мира может повлечь неконтролируемые изменения водного баланса реки, негативно сказаться на обитающем в нем растительном и животном мире, а также повлечь необоснованное изъятие песчано-гравийной смеси, являющейся общераспространенным полезным ископаемым.

Изложенное по мнению прокурора создает угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц.

Цели водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом населения могут быть достигнуты при надлежащем использовании водных объектов, что позволит исключить нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В силу со ст. 36 Водного кодекса РФ река Чарыш находится в федеральной собственности (протекает по территории Республике Алтай и Алтайского края). Поскольку осуществление водопользования с целью расчистки русла реки Чарыш осуществляется с нарушением действующего законодательства.

Указанное выше по мнению прокурора позволяет ему требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, обратиться в суд с иском.

Прокурор Удальцов В.В. поддержал изложенные в исковом заявлении доводы, дополнив, что исковые требования подлежат полному удовлетворению, поскольку ответчиками нарушены нормы действующего законодательства.

Представитель ответчика Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов Кормаков В.И., пояснил, что не согласен с заявленными исковыми требованиями, так как в соответствии с п. 1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ (ред. от Дата обезличена г.) водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных Водным кодексом РФ или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим кодексом.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от Дата обезличена Номер обезличен «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти Российской Федерации, в том числе п. 2 определены мероприятия по расчистке русел рек полностью расположенных на территории субъекта РФ. Река Чарыш находится на территориях двух субъектов Российской Федерации, что подтверждает тот факт, что в соответствии с требованиями ст. 26 Водного кодекса РФ расчистка русла реки Чарыш не относится к полномочиям субъекта Федерации.

Поскольку расчистка русла реки Чарыш не относится к полномочиям субъекта РФ, то е работа по расчистке русла реки не требует согласования с Росприроднадзором. Мероприятия по расчистке русел рек не относятся к работам по капитальному строительству, реконструкции или капитального ремонта, а значит, и заключение государственной экспертизы проектной документации не требуется. Работы по расчистке русла реки Чарыш производятся за счет собственных средств ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» без привлечения средств из федерального бюджета и муниципального бюджета. Они производятся по песчаным отмелям (побочням), в тот время, когда на них нет воды, что исключает загрязнение воды. Он согласен с тем, что работы должны соответствовать нормам санитарного надзора. Однако в перечне документов, предоставляемых для дачи разрешения, утвержденном Постановлением правительства Номер обезличен отсутствуют требования о предоставлении проекта на проведение работ. Экспертиза также в этом случае не требуется также как и согласование с органами рыбоохраны и санэпидемнадзора. Об этом свидетельствуют письма от этих организаций.

Он просит суд полностью отказать в удовлетворении исковых требований прокурору.

Представитель ответчика ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» Жирных И.П., пояснил, что он не согласен с исковыми требованиями прокурора, полностью поддерживает доводы представителя ответчика Кормакова В.И.. В дополнение он хочет пояснить, что на расчистку реки Чарыш используются только собственные средства предприятия. На период работ ежегодно заключается договор с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы и лабораторно-инструментальных исследований воды. Работы по очистке русла реки Чарыш проводятся, когда спадает вода по сухому ложу реки с осени по весенний ледоход. Загрязнение воды при этом исключено.

Представитель ответчика Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в судебное заседание не явился, от него поступила телефонограмма с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Помимо этого представлен письменный отзыв, в котором ответчик выражает свое несогласие с исковыми требованиями прокурора.

Представители третьих лиц Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, Алтайского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Верхнеобского Территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела, были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав судебные прения сторон, приходит к следующему.

Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Дата обезличена была произведена государственная регистрация Решения Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Номер обезличен от Дата обезличена года о предоставлении водного объекта в пользование обществу с ограниченной ответственностью «Усть-Калманский райтопсбыт», о чем в государственном водном реестре сделана запись Номер обезличенДата обезличена.003-Р-РББВ-С-2009-00115/00.

Решение было принято с целью проведения ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» работ по расчистке русла реки Чарыш в западной части с. Усть-Калманка Алтайского края.

Об этом свидетельствуют пояснения сторон и копия указанного Решения.

Решение вступило в законную силу в соответствии с п. 5 ст. 23 Водного кодекса РФ с момента его государственной регистрации в государственном реестре.

Участниками водных отношений в соответствии со ст. 7 Водного кодекса РФ являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передала субъектам Российской Федерации ряд полномочий в области водных отношений, в том числе:

-осуществление мер по охране водных объектов или их частей,
находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации;

-осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и
ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в
федеральной собственности и полностью расположенных на территориях
субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи перечисленные положение не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Река Чарыш находится на территории двух субъектов Российской Федерации, вместе с тем не входит в Перечень водоемов утвержденных Распоряжением Правительства РФ от Дата обезличена г. N 2054-р.

В п. 2 Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от Дата обезличена Номер обезличен установлено, что к мерам по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий относятся работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков.

В соответствии со ст. 7.1. Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса РФ или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Размещение заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с Федеральным законом от Дата обезличена года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В силу п.п. 1 п. 1 ст. 10 указанного закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Таким образом, расчистка русел рек как мероприятие по осуществлению полномочий субъекта Российской Федерации, должна осуществляться победителем торгов, проведенных в форме и порядке, установленном вышеназванным законом.

Из копии гидрологического заключения по обоснованию расчистки русла реки Чарыш в Усть-Калманском районе Алтайского края, подготовленному ЗАО ПИИ «Алтайводпроект», расчистка русла реки Чарыш ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» обеспечит необходимую пропускную способность русла, снизит интенсивность размыва левого берега реки и соответственно минимизирует вероятность разрушения инженерных сооружений, образования ледовых затворов, предотвратит негативное воздействие вод р. Чарыш на близлежащие населенные пункты, мостовой переход на автодороге Чарышское-Алейск-Барнаул.

Указанное свидетельствует о том, что расчистка русла реки Чарыш планируется с целью предотвращения негативного воздействия вод, т.е. для государственных нужд, а, следовательно, выполнять ее вправе лицо, с которым заключен государственный контракт.

Однако торги на право проведения работ по расчистке русла реки Чарыш как установлено в судебном заседании не проводились, о чем свидетельствуют пояснения сторон и представленные суду материалы по обоснованию решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Усть-Калманский райтопсбыт».

В соответствии со ст. 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

Проведение перечисленных работ в соответствии с документацией, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду подлежит обязательной государственной экспертизе.

Перечисленные требования при выдаче обжалуемого прокурором Решения не соблюдены.

Кроме этого согласно п.п. 48.3, 53 Административного регламента исполнения Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по ведению государственного водного реестра и предоставлению сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащую сведения, включенные в государственный водный реестр, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен, документы, представленные на регистрации проходят проверку регистрирующим органом на комплектность и на соответствие действующему законодательству, о чем составляются соответствующие заключения.

Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен утвержден Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с п. 20 Порядка, исполнительный орган власти в течение 30 дней с даты поступления документов обеспечивает согласование условие водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Наличие согласований необходимо для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Оценка на соответствие законодательству решения о предоставлении водного объекта в пользование включает в себя и оценку соответствия представленных документов требованиям вышеназванного Порядка.

При таких обстоятельствах не могут быть приняты во внимание ссылки ответчиков на то, что нет необходимости согласования условий водопользования с органами государственного санитарно-эпидимиологического надзора и органами, осуществляющими надзор за использованием и охраной животного мира.

Вместе с тем как нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, при регистрации решения о предоставлении ООО «Усть-Калманский райтопсбыт» реки Чарыш с целью расчистки русла, оценка наличию соответствующих согласований условий водопользования Отделом дана не была.

Перечисленные нарушения привели к принятию незаконного Решения о предоставлении водного объекта в пользование и незаконной его регистрации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным Решение Управления природных ресурсов и
охраны окружающей среды Алтайского края о предоставлении обществу с
ограниченной ответственностью «Усть-Калманский райтопсбыт» водного
объекта в пользование с целью проведения работ по расчистке русла реки
Чарыш от Дата обезличена Номер обезличен.

Признать незаконной государственную регистрацию в государственном
водном реестре за номером Номер обезличенДата обезличена.003-Р-РББВ-С-2009-00115/00 от
Дата обезличена Решения о предоставлении водного объекта в пользование от
Дата обезличена Номер обезличен.

Обязать Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов аннулировать запись в государственном водном реестре за номером Номер обезличенДата обезличена.003-Р-РББВ-С-2009-00115/00 от Дата обезличена о регистрации Решения о предоставлении водного объекта в пользование от Дата обезличена Номер обезличен.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме через Усть-Калманский районный суд.

Судья: Ю.А. Томаровский

Мотивированное решение

изготовлено Дата обезличена года

Судья: Ю.А. Томаровский