Дело № 2- 110 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации20 мая 2011 года с. Усть-Калманка
Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Томаровского Ю.А., при секретаре судебного заседания Демьяновой Л.П., с участием прокурора района Бортняка И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Михайловский сельсовет о возложении обязанности по согласованию дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Усть-Калманского района Алтайского края обратился в районный суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указал, что в ходе проведения прокурорской проверки был установлен факт, свидетельствующий о том, что муниципальным образованием Михайловский сельсовет дислокация дорожных знаков в установленном порядке не утверждена и не согласована, что нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах.
Помимо этого, как указано в исковом заявлении, отсутствие дислокации делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками.
В связи с этим прокурор просил суд обязать ответчика утвердить и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД ОВД по Усть-Калманскому району в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Михайловский сельсовет не позднее ....
В судебном заседании прокурор Бортняк И.А. в полном объеме поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст.14 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность -есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги- это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасного дорожного движения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее-ФЗ №196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст. 21 Закона).
Статья 30 ФЗ № 196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15.06.1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пункт 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 16.071996 № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.
Кроме этого к данным правоотношениям применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые требования по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состоянии автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарты являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни и здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пункт 4.1.1 приведенного выше стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п.1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» Наставление определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороге, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.
Из изложенного выше следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения -ГИБДД.
Согласно ч.5 ст. 3 Устава МО Михайловский сельсовет <адрес>, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.
Как видно из письма начальника ОГИБДД ОВД по Усть-Калманскому району Алтайского края от ... Администрации муниципального образования Михайловский сельсовет для согласования дислокаций дорожных знаков не обращалась в ОГИБДД.
Это же подтверждается письмом главы администрации Михайловского сельсовета.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что бездействие ответчика, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, на территории муниципального образования Михайловский сельсовет <адрес>. Представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах.
Указанное нарушение также делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку направлены на устранение нарушений закона и на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования «Михайловский сельсовет» <адрес> утвердить и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД ОВД по Усть-Калманскому району в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Михайловский сельсовет не позднее ....
Взыскать с администрации муниципального образования «Михайловский сельсовет» в доход местного бюджета муниципального образования Усть-Калманский район государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Усть-Калманский районный суд в течение десяти дней.
Судья: Ю.А. Томаровский