Решение по иску прокурора в интересах Боровлева В.А. к ОАО `Алтайкрайэнерго` и Управлению соцзащиты населения по Усть-Калманскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению...



Дело № 2-182/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2011 года          с.Усть-Калманка

Усть-Калманский районный суд Алтайского края в составе

председательствующего судьи Григорьевой О.В.,

при секретаре судебного заседания Ефлеевой Н.И.,

с участием заместителя прокурора района Удальцова В.В.,

представителей ответчика: Управления социальной защиты населения по Усть-Калманскому району М.Н.Атаманского, ОАО «Алтайкрайэнерго» Рудакова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Калманского района в интересах Боровлева В.А. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по Усть-Калманскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, понуждении произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению и выплатить сумму компенсации согласно произведенному перерасчету,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор района обратился в районный суд с выше указанным иском в интересах Боровлева В.А. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по Усть-Калманскому району, мотивируя тем, что при расчете мер социальной поддержки Боровлеву В.А. с ... по день обращения с иском применялся норматив потребления электроэнергии в размере 50 кВт/ч в месяц, установленный Постановлением Усть-Калманского районного Совета депутатов №5 от 15.03.2005 года «Об утверждении нормативов для предоставления гражданам льгот в соответствии с законодательством РФ и Алтайского края», тогда как необходимо было применять норматив, установленный решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края №10 от 25.10.2006 года. С 01.08.2010 года по настоящее время действует норматив, утвержденный решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22. В результате чего, размер денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством, льготополучателю Боровлеву В.А. был необоснованно уменьшен. Просит суд признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Боровлева В.А. в период с ... по ..., обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате услуги по электроснабжению за период с ... по ..., исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» и норматива, утвержденного решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» в период с ... по ..., обязать Управление социальной защиты населения по Усть-Калманскому району выплатить Боровлеву В.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ... по ... согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

В судебном заседании заместитель прокурора Удальцов В.В. настаивает на удовлетворении искового заявления в полном объеме по основаниям, указанным в иске. В обоснование иска сослался на то, что ОАО «Алтайкрайэнерго» для определения мер социальной поддержки Боровлева В.А. применяет норматив потребления, установленный решением Усть-Калманского районного Совета депутатов от 15.03.2005г. №5, в нарушение положений ст. 157 ЖК РФ, согласно которой нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. Незаконное применение ответчиком норматива потребления по электроснабжению в размере 50 кВт/ч приводит к необоснованному уменьшению размера денежной компенсации истцу оплаты коммунальных услуг по электроснабжению, предусмотренной законодательством.

Представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» Рудаков Е.В. в судебном заседании возражает против удовлетворения искового заявления в полном объеме, поскольку согласно разъяснений Главалтайсоцзащиты, указанные в иске нормативы применяются при расчете компенсации льготы за коммунальные услуги по электроснабжению при отсутствии приборов учета. При их наличии, должен применяться норматив, установленный муниципальным образованием. Кроме того, пояснил, что в настоящее время ОАО «Алтайкрайэнерго» произведен перерасчет денежного эквивалента по оплате услуги по электроснабжению и предоставил его копию представителю Управления социальной защиты населения по Усть-Калманскому району.

Представитель Управления социальной защиты населения по Усть-Калманскому району Атаманский М.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований к ОАО «Алтайкрайэнерго» не возражает. По требованию к Управлению соцзащиты считает, что в связи с произведенным перерасчетом ОАО «Алтайкрайэнерго» размера компенсации льгот Боровлева В.А., управление выплатит истцу компенсацию недополученной суммы денежного эквивалента мер социальной поддержки.

Процессуальный истец Удальцов В.В. заявил отказ от заявленных требований в части возложения обязанности на ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате услуги по электроснабжению за период с ... по ... в связи с их добровольным исполнением ответчиком.

Истец Боровлев В.А., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав заместителя прокурора района, представителей ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Боровлев В.А. является ветераном труда, что подтверждается копией удостоверения установленного образца, выданного комитетом по социальной защите населения администрации Усть-Калманского района Алтайского края ... В силу возраста, ... года рождения, Боровлев В.А. является пенсионером по старости.

Из копии решения о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленной Управлением социальной защиты населения по Усть-Калманскому району, следует, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг управлением назначена Боровлеву В.А. с ....

Из материалов дела установлено, что Боровлев В.А. проживает вдвоем с супругой в жилом доме, состоящем из трех комнат и кухни, не оборудованном стационарной электроплитой, расположенном по адресу: <адрес> (факт регистрации по указанному адресу подтверждается соответствующим штампом в паспорте истца), в период с ... по настоящее время, состав семьи не изменялся.

Из копии лицевого счета получателя компенсации расходов на оплату ЖКХ, предоставленной Управлением социальной защиты населения по Усть-Калманскому району следует, что Боровлев В.А. с ... года пользовался льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению.

Установленные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Согласно ответа на запрос прокурора ОАО «Алтайкрайэнерго» - энергоснабжающей организацией, производится определение мер социальной поддержки от величины норматива 50 кВт.ч. в месяц.

Как установлено в судебном заседании, с 01.04.2008 года выплату компенсации мер социальной поддержки в денежном эквиваленте осуществляет Управление социальной защиты населения по Усть-Калманскому району на основании представленных энергоснабжающей организацией реестров.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 50 кВт.ч. применялся ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании решения Усть-Калманского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.03.2005г. №5 «Об утверждении нормативов для предоставления гражданам льгот в соответствии с законодательством РФ и Алтайского края».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Пунктом 4 ч.1 ст.3 Закона Алтайского края №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» установлены меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, на оплату электрической и тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг.

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края (ч. 5 ст. 6 Закона № 61-ЗС).

В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС, постановлением администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327, утверждено «Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», в п.19 указанного Положения предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляются организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и осуществляющими сбор платежей за оказанные услуги по месту жительства гражданина, на основании произведенных ими расчетов.

В Алтайском крае до 1 апреля 2008г. меры социальной поддержки предоставлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23 мая 2006 года, согласно пункту 43 которых, в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

В судебном заседании установлено, что порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края был изменен Законом Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007г. «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», согласно ст.2 которого, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).

В силу п.п.7.8 ст.4 указанного закона Алтайского края, размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона, денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации - поставщики). Данный закон вступил в действие с 01.04.2008 года.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты регламентирован постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года № 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".

Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п.15 Правил, расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Таким образом, до 1 апреля 2008г. на территории Алтайского края меры социальной поддержки предоставлялись при оплате коммунальных услуг в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшался на величину скидки, с 01 апреля 2008 они предоставляются в виде выплаты органом социальной защиты льготополучателю в денежной форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Из пояснений представителя ответчика Атаманского М.Н. и материалов дела установлено, что в рамках заключенных соглашений об информационном обмене ОАО «Алтакрайэнерго» и Управлением социальной защиты населения Усть-Калманского района, начиная с 2008 года по настоящее время, орган социальной защиты населения ежемесячно направляет Поставщику услуг ОАО «Алтайкрайэнерго» в электронном виде сведения о льготополучателях. На основе представленных Поставщиком сведений о денежных эквивалентах начисляет льготополучателям суммы компенсаций. Поставщик, в свою очередь, обязуется ежемесячно представлять Управлению сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя с учетом фактически оплаченных им сумм платежей за месяц.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края были установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению».

Согласно Положению о Главном Управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации края от 19.01.2006г. №9 Управление является органом исполнительной власти Алтайского края. Пунктом 4.35 Положения предусмотрено, что Управление осуществляет государственное регулирование предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", иными нормативными правовыми актами цен (тарифов), надбавок, наценок, устанавливает индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению.

Следовательно, решение от 25 октября 2006 года №10, установившее нормативы потребления коммунальных услуг, принято Управлением в пределах его компетенции и соответствует требованиям ст.157 ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и потребления коммунальных услуг».

Поскольку другие нормативы потребления коммунальных услуг, кроме установленных решением №10 Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, в Алтайском крае в установленном законом порядке не приняты, а меры социальной поддержки ветеранам труда согласно закону Алтайского края № 61-ЗС должны предоставляться в пределах норматива потребления, при предоставлении таких мер социальной поддержки, следует руководствоваться решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006г. №10. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе решением Усть-Калманского районного Совета депутатов от 15.03.2005г. №5, недопустимо, учитывая то, что данные органы с 01.01.2005г. не правомочны принимать такие решения.

Применением ОАО «Алтайкрайэнерго» в лице филиала «Алейские межрайонные электрические сети» в отношении Боровлева В.А. норматива потребления услуг по электроснабжению 50 кВт.ч в месяц, вместо норматива, установленного Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нарушены его права.

Исходя из характеристики жилого помещения, занимаемого Боровлевым В.А. (количество комнат - 3, проживающих лиц - 2, без стационарной электроплиты), норматив потребления услуг по электроснабжению для последнего, согласно решению №10 от 25.10.2006г. Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, на ... года составлял 74кВт.ч

Кроме того, решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению» с 01.08.2010 года утверждены иные тарифы, исходя из которых норматив потребления услуг по электроснабжению Боровлева В.А. составляет 205 кВт.ч.

Исходя из изложенного, сравнив периоды с ... по ..., и с ... по ... с размером предоставленных Боровлева В.А. мер социальной поддержки и фактически потребленной ей услугой по электроснабжению, суд пришел к выводу, что применение ОАО «Алтайкрайэнерго» в отношении Боровлева В.А. норматива потребления услуг по электроснабжению за указанный период времени в размере 50 кВт.ч, не основано на нормах закона и нарушало права последнего.

В соответствии с представленными в суд данными ОАО «Алтайкрайэнерго» о начислении льгот по ЕДК истцу Боровлеву В.А., произведен перерасчет платы за услуги по электроснабжению за период с ... по ..., исходя из нормативов потребления, установленных решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25.10.2006 года №10 и решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28.07.2010 года №22. В результате чего, недополученная сумма компенсации Боровлева В.А. составила 282 рубля 02 копейки.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в интересах Боровлева В.А. о признании незаконными действий ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 50 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, в период с ... по ....

Перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию в отношении Боровлева В.А., проверен судом, не оспаривается сторонами и вручен представителю Управления социальной защиты населения по Усть-Калманскому району, что свидетельствует о добровольном исполнении исковых требований ОАО «Алтайкрайэнерго».

При таких обстоятельствах, учитывая, что права истца Боровлева В.А. и третьих лиц отказом от части заявленных требований не нарушены, суд считает возможным принять отказ процессуального истца от требования об обязании ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате услуги по электроснабжению за период с ... по ..., в связи с его добровольным исполнением ответчиком. Производство по делу в части данного требования прекратить.

Исковые требования в части возложения на Управление социальной защиты населения по Усть-Калманскому району обязанности выплатить истцу недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ... по ..., согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету подлежат удовлетворению.

При разрешении указанных требований прокурора судом принято во внимание следующее.

В соответствии с ч.9 ст.4 Закона Алтайского края от 27.12.2007г. № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Кроме того, указанным законом предусмотрено, что суммы компенсации (выплаты), не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд, не усматривая в действиях Управления социальной защиты населения по Усть-Калманскому району нарушений прав Боровлева В.А., считает возможным освободить его от уплаты госпошлины.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика ООО «Алтайкрайэнерго» в пользу бюджета муниципального образования Усть-Калманский район подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Усть-Калманского района в интересах Боровлева В.А. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению предельного норматива потребления электроэнергии 50 кВт.ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Боровлева В.А. в период с ... по ....

Обязать Управление социальной защиты населения по Усть-Калманскому району выплатить Боровлеву В.А. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с ... по ... согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход бюджета муниципального образования Усть-Калманский район государственную пошлину в размере 200 рублей.

В остальной части требований производство по делу №2-200/2011 по иску прокурора района в интересах Боровлева В.А. к ОАО «Алтайкрайэнерго» и Управлению социальной защиты населения по Усть-Калманскому району о признании незаконными действий по применению норматива потребления услуг по электроснабжению, понуждении произвести перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению и выплатить сумму компенсации согласно произведенному перерасчету, прекратить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Усть-Калманский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья            О.В.Григорьева