Решение мирового судьи судебного участка отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.



Дело № 11-5/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2012 года                                                                                         г. Ужур

                 

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сазоновой О.В.,                                               

при секретаре Савиной Т.В.,

с участием прокурора- помощника прокурора <данные изъяты> Макаровой Л.А., представителей ответчика Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> Гончаровой Т.В. и Демчик Е.Г.

Рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах несовершеннолетней У.А..... и ее малолетнего ребенка У.Р...... к Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней У.А..... и ее малолетнего ребенка У.Р...... к Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <данные изъяты> по обращению У.А..... проведена проверка исполнения Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», в части невыплаты единовременного пособия при рождении ребенка в Управлении социальной защиты населения администрации <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что У.А..... является матерью несовершеннолетнего ребенка- У.Р......, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с рождением ребенка, У.А..... неоднократно обращалась с документами в Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> за назначением и выплатой единовременного пособия при рождении ребенка.

Однако, при обращениях в Управление социальной защиты У.А..... и ее матери У.Т..... было предложено обратиться в орган опеки и попечительства <данные изъяты> по вопросу оформления опеки над малолетним ребенком, поскольку мама малолетнего ребенка не достигла 16-летнего возраста. Специалистами Управления указано, что выплата пособия будет назначена и выплачена только опекуну ребенка.

При неоднократных обращениях, заявления и документы на выплату пособия У.А..... не принимались.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливаются виды государственных пособий, в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим федеральным законом.

Согласно пункта 2 Порядка и условий назначения выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1012 н (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 года № 709 н) гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий, в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка.

На основании статьи 11 вышеуказанного закона и пункта 25 Порядка право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В пункте 4 вышеуказанного Порядка предусмотрены основания, при которых пособие не назначается, а именно пособие не назначается : гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав; гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ.

У.А..... к данной категории граждан не относится.

На основании статьи 12 Федерального закона «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» и Федерального закона № 308-ФЗ от 02.12.2009 года «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», размер единовременного пособия при рождении ребенка проиндексирован. С ДД.ММ.ГГГГ размер пособия, с учетом индексации и районного коэффициента, составлял- 13186 рублей 62 копейки.

Невыплата единовременного пособия при рождении ребенка нарушает права У.А..... и ее малолетнего ребенка У.Р......, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, ст. 3 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» прокурор <данные изъяты> просит взыскать с Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> в пользу У.А..... единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 13186 рублей 62 копейки.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в <данные изъяты> вынесено решение, в соответствии с которым исковые требования прокурора <данные изъяты> удовлетворены, с Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> взыскано в пользу У.А..... единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 13186 рублей 62 копейки, а также взыскано с Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> в доход государства государственная пошлина в сумме 527 рублей 46 копеек.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> обратился с апелляционной жалобой, в которой указано о несогласии с решением суда по следующим основаниям. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», устанавливаются виды государственных пособий, в том числе единовременное пособие при рождении ребенка. Согласно пункта 2 Порядка и условий назначения выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года № 1012 н гражданам, имеющим детей, назначается и выплачивается, в том числе единовременное пособие при рождении ребенка. Пункт 5 данного Порядка предусматривает, что лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящим порядком, необходимыми для получения пособий. В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Закона и пункта 25 Порядка, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Пунктом 28 Порядка установлен перечень документов необходимых предоставить для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка. Согласно пункту 80 вышеназванного Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается, если обращение за назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

У.А..... ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка У.Р....... Сроком для обращения У.А..... с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении ребенка является период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Впервые Управлению стало известно о рождении У.А..... ребенка ДД.ММ.ГГГГ, когда в Управление обратилась в устной форме ее мать У.Т..... (что подтверждается выпиской из журнала обращений граждан в автоматизированной системе «Адресная социальная помощь»), с просьбой разъяснить какие выплаты положены в связи с рождением ребенка. Она пояснила, что ребенок родился у ее дочери У.А....., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая на момент родов не достигла возраста 16 лет. У.Т..... было объяснено о сроках обращения за единовременным пособием при рождении ребенка.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ У..... в Управление с каким- либо заявлением не обращались. В ходе судебного заседания У..... документально подтвердить факт обращения в данный период в Управление не смогли.

Второе обращение У.Т..... было ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шестимесячного срока обращения за пособием при рождении ребенка. У.Т..... была дана консультация, а также выдан перечень документов для оформления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и ежемесячного пособия на ребенка. У.Т..... было объяснено, что срок обращения за единовременным пособием при рождении ребенка пропущен, а именно истек ДД.ММ.ГГГГ.

Как видно из вышеуказанного, Управление не отрицает факты обращения У..... в Управление, однако в установленный Порядком шестимесячный срок со дня рождения ребенка У..... обратились всего один раз за консультацией по поводу назначения единовременного пособия при рождении ребенка. Дальнейшее обращение У..... были после истечения срока для обращения за данным пособием.

Вывод суда: «доводы представителя ответчика в части того, что У.Т..... обращалась в Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> до истечения срока на выплату пособия один раз, а также не имела с собой необходимых для выплаты документов, суд находит несостоятельными, так как они опровергаются показаниями У.Т..... и У.А.....»- необходимо признать необоснованным, поскольку У.Т..... и У.А..... заинтересованы в данном исходе дела, однако документально, в подтверждение слов У....., ничего не предоставлено.

Кроме того, суд находит несостоятельным их довод о том, что у У..... не был собран полный пакет документов. В ходе судебного заседания ничем не подтвержден факт наличия полного пакета документов у У......

На основании изложенного ответчик просит решение мирового судьи судебного участка в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представители ответчика Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> Гончарова Т.В. и Демчик Е.Г. поддержали доводы жалобы. Дополнительно суду пояснили, что для оформления единовременного пособия необходимо предоставить в Управление заявление с приложенными документами: копии паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка, справку с места работы. Мать У.А..... обращалась в Управление ДД.ММ.ГГГГ за устной консультацией, которой было разъяснено какие документы необходимо представить, а также разъяснено, что необходимо оформить опеку над малолетним ребенком, поскольку его мать не достигла возраста 16 лет. Более в течение 6 месяцев со дня рождения ребенка У..... в Управление по вопросу назначения единовременной выплаты не обращались. Справка с места учебы была взята матерью несовершеннолетнего У.А..... только в октябре 2010 года, то есть по истечении 6 месяцев с момента рождения ребенка. Последующие обращения за выплатой пособия проследовали от У..... по истечении 6 месячного срока, в связи с чем, срок для обращения за назначение выплаты пропущен.

Прокурор- помощник прокурора <данные изъяты> Макарова Л.А. полагает, что решение, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в <данные изъяты>, является законным и обоснованным, оснований к отмене данного решения не имеется. Доводы, указанные в апелляционной жалобе, необоснованны. Считает, что У.А..... не могла получить единовременное пособие по независящим от нее обстоятельствам. При дачи консультации специалисты Управления ввели истцов в заблуждение, относительно сбора необходимых документов, а именно необходимости в данном случае оформления опеки над малолетним У.Р....... В ходе проведенной прокуратурой <данные изъяты> проверки установлено, что У..... неоднократно обращались в Управление социальной защиты населения администрации <адрес>, в том числе к руководителю Управления. Однако, прием руководителем У..... в электронную базу не внесен, документы у У..... не принимали. В данном случае ссылки представителей ответчиков на то обстоятельство, что в момент обращения не был собран необходимый пакет документов, необоснованны, поскольку специалистами Управления было необоснованно разъяснено о необходимости оформления опеки над малолетним ребенком. Согласно действующего законодательства, У.А..... имела право на получение единовременного пособия при рождении ребенка.

В судебное заседание истец У.А..... не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. Ранее, участвуя в судебном заседании, У.А..... суду поясняла, что не согласна с доводами, указанными в апелляционной жалобе, полагает, что решение по иску прокурора <данные изъяты>, заявленного в ее интересах, вынесено законно и обоснованно. Просит оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Суду пояснила, что в феврале 2010 года она совместно со своей матерью приезжали в Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты>. Ее мама заходила к специалистам, а она с ребенком оставалась в коридоре. В последующем, примерно через месяц она с мамой вновь ездила в Управление, однако документы не принимали, поясняя тем, что не полностью собран необходимый пакет документов. После этого, ее мама ездила одна в Управление, ходила на прием к руководителю Управления, приехав пояснила, что пособие не назначат пока не будет оформлена опека над малолетним ее сыном. Поскольку необходимо было собрать много документов для установления опеки, мама не стала оформлять опеку. В связи с тяжелым материальным положением, необходимости ухода за ребенком и продолжения учебы в школе, она не могла в дальнейшем ездить с мамой в Управление социальной защиты населения. Когда ей исполнилось шестнадцать лет она обратилась в Управление с заявлением о назначении ей единовременной выплаты при рождении ребенка, однако ей было отказано в связи пропуском срока для обращения.

В судебное заседание законный представитель истца У.Т..... не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. Ранее, участвуя в судебном заседании, законный представитель истца У.Т..... возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение мирового судьи без изменения. Суду поясняла, что в ДД.ММ.ГГГГ года совместно с дочерью и внуком приезжали в Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты>, она заходила к специалистам по вопросу назначения и выплаты пособий при рождении ребенка. В тот день у них не было справки с места учебы. Второй раз в конце февраля 2010 года к специалистам Управления заходила дочь, которой пояснили, что не положена единовременная выплата при рождении ребенка, так как на ребенка необходимо оформить опеку. В марте 2010 года она обращалась к руководителю Управления Л....., который ей также пояснил, что единовременная выплата ее дочери не положена, необходимо оформить опеку над ребенком. Она обратилась в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации <данные изъяты> по вопросу оформления опеки над внуком. Ей был выдан список документов, необходимых для оформления опеки. Она не стала оформлять опеку над внуком, потому что для этого необходимо было собрать большой пакет документов

Представитель Управления образования администрации <данные изъяты> Хашина Е.Н. полагает, что решение, вынесенное по данному делу мировым судьей судебного участка в <данные изъяты> является законным и обоснованным, оснований к отмене не имеется. Ей известно, что У.Т..... обращалась в отдел опеки по вопросу оформления опеки над малолетним, которой был передан перечень документов, необходимых для установления опеки. В дальнейшем У..... в отдел не обращались, опека над малолетним У.Р...... не назначалась.

Представитель третьего лица Шарыповского филиала ГУ КРО ФСС РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что У.А..... приходится матерью малолетнего У.Р......, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. У.А..... является матерью- одиночкой, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 3 Федерального закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. и доп.) (далее по тексту Закон) установлены виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе: единовременное пособие при рождении ребенка. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

В пункте 2 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1012н от 23.12.2009 года (с изм. и доп.) (далее по тексту Порядок) предусмотрено право граждан, имеющим детей, на назначение и выплату в том числе: единовременного пособия при рождении ребенка.

На основании ст. 11 Закона и п. 25 Порядка, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В силу ч. 1 Закона действия настоящего Федерального закона не распространяется на: граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав; граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Учитывая, что У.А..... не относится к категориям граждан, на которых не распространяется действие Федерального закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995 года (с изм. и доп.), имеет ребенка, таким образом, приобрела право на получение единовременного пособия при рождении ребенка.

Согласно ст. 56 СК РФ, защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом РФ, органом опеки и попечительства, прокурором, судом.

Пункт 5 Порядка предусматривает, что лица имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящим Порядком, необходимыми для получения пособий.

Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (п. 80 Порядка).

Судом установлено, что У.А..... и ее законный представитель У.Т..... неоднократно, до достижения несовершеннолетним У.Р...... шестимесячного возраста, обращались в Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> с документами за назначением и выплатой единовременного пособия при рождении ребенка. При обращениях в Управление документы не были приняты, У..... было разъяснено право обращаться за назначением и выплатой пособия после оформления опеки над малолетним У.Р.......

Данные обстоятельства подтверждены пояснениями У.А..... и У.Т...... Кроме того, согласно выписки из журнала обращений граждан в автоматизированной системе «Адресная социальная помощь» ДД.ММ.ГГГГ У.А..... обращалась по вопросу назначения пособий, содержание «родился ребенок, матери 15 лет, направлена в отдел опеки».

В ответе на обращение У.А....., датированном ДД.ММ.ГГГГ , Управлением, также указано о необходимости оформления опеки над малолетним в целях назначения пособия.

Из показаний свидетеля Л....., являющегося руководителем Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты>, следует, что У.Т..... обращалась к нему на прием. Ей был разъяснен порядок выплаты единовременного пособия. Он объяснил, что дочь У.А..... сама получить единовременное пособие не может, так как она не достигла возраста шестнадцати лет. Получить пособие может только опекун ребенка У.А...... Время обращения У.Т..... он не помнит, но в разговоре узнал, что ребенку на тот момент было 3,4- 4 месяца. В журнал приема граждан обращение У..... не вносилось.

Из пояснений представителя отдела опеки и попечительства Управления образования администрации <данные изъяты> Хашиной Е.Н. следует, что У.Т..... обращалась в отдел опеки по вопросу оформления опеки над малолетним, которой был передан перечень документов, необходимых для установления опеки.

У.Т..... суду пояснила, что действительно обращалась в отдел опеки и попечительства администрации <данные изъяты> по вопросу оформления опеки над внуком. Ей был выдан список документов, необходимых для оформления опеки. Она не стала оформлять опеку над внуком, потому что для этого необходимо было собрать большой пакет документов

Представители ответчиков, обосновывая возражения относительно заявленных требований, указывают на необходимость в соответствии с ч. 2 ст. 62 СК РФ оформления опеки над малолетним У.Р......, после чего, возможно будет назначить единовременное пособие при рождении ребенка.

В силу ч. 2 ст. 62 СК РФ несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.

Мировым судьей, при вынесении решения, дана надлежащая оценка данным доводам представителей ответчика, и обоснованно признаны не состоятельными, поскольку нормы Семейного кодекса РФ не требуют обязательного назначения опекуна ребенку, чья мать не достигла возраста шестнадцати лет. Кроме того, в Федеральном законе РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995 года (с изм. и доп.) и Порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1012н от 23.12.2009 года, не содержатся указания о необходимости оформления в данном случае опеки над малолетним ребенком в целях назначения и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.

Таким образом, У..... была дана Управлением социальной защиты населения администрации <данные изъяты> не основанная на законе консультация по вопросу назначения и выплате единовременного пособия, что явилось причиной пропуска У..... срока для обращения с заявлением о назначении данного пособия. Кроме того, из пояснений У..... следует, что при обращениях в Управление они имели пакет документов, в приеме которых им было отказано.

Введенная в заблуждение, У.А....., достигнув ДД.ММ.ГГГГ шестнадцатилетнего возраста, вновь ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ей единовременного пособия при рождении ребенка, в назначении которого ей было отказано, в связи с пропуском шестимесячного срока для обращения с заявлением о назначении данного пособия.

Учитывая изложенное, мировой судья при вынесении решения обоснованно пришел к выводу о нарушении прав У.А..... и ее малолетнего ребенка У.Р......, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с невыплатой единовременного пособия при рождении ребенка.

На основании ст. 12 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Федерального закона № 308- ФЗ от 02.12.2009 года «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» размер единовременного пособия при рождении ребенка проиндексирован. С ДД.ММ.ГГГГ размер пособия, с учетом индексации и районного коэффициента, составлял 13186 рублей 62 копейки.

Анализируя изложенное, суд считает, что при принятии решения по результатам рассмотрения гражданского дела мировым судьей правильно дана оценка обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Доводы, указанные в апелляционной жалобе ответчика, не состоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства, а потому не подлежат удовлетворению. Оснований к отмене решения мирового судьи, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по гражданскому делу по иску прокурора <данные изъяты> в интересах несовершеннолетней У.А..... и ее малолетнего ребенка У.Р...... к Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> о взыскании единовременного пособия при рождении ребенка, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Управления образования администрации <данные изъяты> - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Председательствующий:                                                                       О.В. Сазонова