Дело № 2-542/2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 июля 2010 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.
при секретаре Бритько М.Н.
с участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Пузеевой Н.К.,
представителя СПК «Локшинский» Юдина В.А., действующего на основании доверенности от Дата обезличена года
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края к СПК «Локшинский» о признании незаконным бездействия и обязании совершения определенных действий, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части соблюдения требований при обращении с отходами производства и потребления в СПК «Локшинский», расположенном по адресу: Адрес обезличен установлено, что СПК «Локшинский» не соблюдает требования Федеральных законов «Об охране окружающей среды», Об отходах производства и потребления», в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. СПК «Локшинский» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Дата обезличена года за основным государственным регистрационным номером Номер обезличен и поставлено на учет в налоговом органе - МИ ФНС Номер обезличен по Адрес обезличен, ИНН Номер обезличен. На основании п. 3.1. Устава СПК «Локшинский» основными видами деятельности организации является растениеводство в сочетании с животноводством. В результате деятельности СПК «Локшинский» образуются отходы 2-5 класса опасности, в том числе: кислота аккумуляторная серная отработанная, масла моторные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, шины пневматические отработанные, золошлаки от сжигания углей, мусор строительный и другие. Согласно письма ГУПР по Красноярскому краю от 09.06.2004 года № 06-1-5/1192(о) «Об утверждении проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов», срок действия проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов СПК «Локшинский» установлен по 31.12.2008 года, объемы размещаемых отходов составляют 41245,120 т/ год. Однако, в нарушение требований ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об отходах производства и потребления», на момент проверки СПК «Локшинский» осуществляет деятельность в области обращения с отходами в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов. Таким образом, для данного юридического лица в установленном законом порядке не определено какие конкретно отходы и в каком количестве оно имеет право размещать, не определен срок и объект размещения отходов, не установлено какое влияние окажут названные отходы на окружающую среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека ( неопределенного круга лиц). Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды. Ссылаясь на ст. ст. 3, 11, 22, 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 1, 18, 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» просит признать незаконным бездействие СПК «Локшинский» в связи с неисполнением обязанностей по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению лимитов на размещение отходов. Обязать СПК «Локшинский» разработать и представить на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов для СПК «Локшинский» в шестимесячный срок.
В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Пузеева Н.К. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика СПК «Локшинский» Юдин В.А. исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что ими уже заключен договор с ООО «К...» на разработку проекта. Работы по разработке проекта практически завершены и в ближайшее время он будет представлен на утверждение в органы Ростехнадзора.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Локшинский» (далее СПК «Локшинский») зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц Дата обезличена года за Номер обезличен, поставлен на учет в налоговом органе МИ ФНС Номер обезличен по Адрес обезличен, ИНН Номер обезличен.
Согласно п. 3.1 Устава СПК «Локшинский» основными видами деятельности кооператива являются растениеводство в сочетании с животноводством. В ходе проведенной прокуратурой Ужурского района проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части соблюдения требований при обращении с отходами производства и потребления в СПК «Локшинский» установлено, что кооперативом не соблюдаются требования Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основным принципом охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещения (ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
На основании ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Статьей 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно акта, по результатам мероприятий по контролю от 08.06.2010 года в ходе проверки СПК «Локшинский» установлено, в результате производственной деятельности ответчика образуются отходы 2-5 класса опасности, в том числе: кислота аккумуляторная серная отработанная, масла моторные отработанные, обтирочный материал, шины пневматические отработанные, золошлаки от сжигания углей, строительный мусор и другие отходы.
Из письма ГУПР по Красноярскому краю от 09.06.2004 года за № 06-1-5/1192(о) «Об утверждении проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов» срок действия проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов СПК «Локшинский» установлен по 31 декабря 2008 года, объемы размещаемых отходов составляют 41245,120 тон в год.
Статьей 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплена обязанность юридических лиц, в деятельности которых образуются отходы производства и потребления разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъект Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с п. 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ № 461 от 16.06.2000 года юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому надзору разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Однако, в нарушение требований вышеуказанного законодательства, СПК «Локшинский» осуществляет деятельность в области обращения с отходами в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без получения лимитов на размещение отходов.
Учитывая, что осуществление производственной деятельности СПК «Локшинский» без проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов, в результате чего не определены качественные и количественные характеристики размещаемых отходов, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика в данном случае является незаконным.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Ужурского района Красноярского края подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Признать бездействие сельскохозяйственного производственного кооператива «Локшинский» в части неисполнения обязанностей по разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получению лимитов на размещение отходов, незаконным.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Локшинский» разработать и представить на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получить лимиты на размещение отходов для сельскохозяйственного производственного кооператива «Локшинский» в шестимесячный срок.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Локшинский» госпошлину в федеральный бюджет в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.
Председательствующий: Фатюшина Т.А.
Вступило в силу 27 июля 2010 года.