Дело № 2-443/2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
07 июля 2010 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.
при секретаре Бритько М.Н.
с участием помощника прокурора Адрес обезличен Пузеевой Н.К.,
представителя А. Пыхтина С.И., действующего по доверенности от Дата обезличена
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Адрес обезличен о признании незаконным бездействия А. , суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Адрес обезличен обратился в суд с данным заявлением. Требования мотивированы тем, что Дата обезличена в 05 часов 40 минут произошел прорыв дамбы на озере Белое в Адрес обезличен, в связи с чем произошел подъем воды в реке Сереж, на озерах Малый и Большой Косоголь, Михайловском пруду, что привело к подтоплению дорог, жилых домов в Адрес обезличен. Отселено 14 человек, поврежден мост в Адрес обезличен. В связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации по распоряжению и.о. главы А. Номер обезличен от Дата обезличена года для сил и средств районного звена ТП РСЧС, расположенных на территории Локшинского, Михайловского, Крутоярского сельсоветов Ужурского района введен режим функционирования «повышенная готовность» с 06 часов Дата обезличена года. Данная ситуация возникла по причине бездействия А. , выразившегося в непринятии мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении озера Белое, регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав и обеспечению безопасности данного гидротехнического сооружения. В октябре 2009 года прокуратурой Адрес обезличен совместно с государственным инспектором отдела по котлонадзору и надзору за ГТС Енисейского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и соблюдения требований законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений - ГТС оз. Белое, расположенных по адресу: Адрес обезличен. В ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением А. от Дата обезличена Номер обезличен «О передаче на баланс администрации района гидротехнических сооружений озер Белое и Большой Косоголь» гидротехнические сооружения озера Белое приняты на баланс А. . Районному комитету по управлению муниципальным имуществом до Дата обезличена постановлено принять гидротехнические сооружения озера Белое в муниципальную собственность. Согласно акта приема-передачи имущества от Дата обезличена в соответствии с постановлением А. от Дата обезличена Номер обезличен комиссия произвела осмотр и прием-передачу гидротехнических сооружений озер Белое и Большой Косоголь остаточной стоимостью 50584 рубля, передаваемых в муниципальную собственность Адрес обезличен. Согласно справки Министерства природных ресурсов РФ № 12 от 30.06.2002 года « О государственной регистрации гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения озеро Белое Адрес обезличен на основании заявления А. от Дата обезличена Номер обезличен включены в раздел 1 Российского регистра гидротехнических сооружений и им присвоен регистрационный код - 10624R824010012. В соответствии с п. 2 Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденной МПР РФ № 144, Минтопэнерго РФ № К-3357, Минтрансом РФ № К-14/367-ис, Гостехнадзором РФ № 01/229а от Дата обезличена гидротехнические сооружения вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации. А. , выступая собственником, Дата обезличена заключила с ООО «Фортуна Плюс» договор купли-продажи, предметом которого является регулируемое водопропускное устройство (ГТС) на озере Белое. Данный договор считается незаключенным. Сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора о его предмете, однако сделка с объектом недвижимого имущества не зарегистрирована в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 130 ГК РФ гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом. По представлению, внесенному Дата обезличена исх. Номер обезличен прокурором района, А. до настоящего времени не приняла мер по регистрации права собственности на гидротехническое сооружение озера Белое. Согласно акта проверки № 22/ГТС-09 от 28.10.2009 года Енисейского управления Ростехнадзора, гидротехнические сооружения озера Белое находятся в неудовлетворительном состоянии (предаварийном состоянии), что не соответствует требованиям Федерального закона от Дата обезличена Номер обезличен «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно: боковой водосброс засыпан, что ограничивает пропускную способность ГТС оз. Белое; ГТС оз. Белое требуют капитального ремонта, необходимо разработать проект и провести ремонт в соответствии с этим проектом; отсутствует геодезическая съемка геометрических размеров сооружений, в связи с чем невозможно сделать вывод о фактическом состоянии ГТС; отсутствует пакет документов по декларированию безопасности ГТС оз. Белое. Кроме того, на основании акта предпаводкового обследования Енисейского управления Ростехнадзора № 8-ГТС/10 от 25.03.2010 года, протокола заседания рабочей группы по подготовке предложений по снижению уровня воды в озере Белое Адрес обезличен от Дата обезличена, А. было указано на необходимость проведения мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и недопущению чрезвычайной ситуации. Проверкой установлено, что А. не выполняются в полном объеме мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении озера Белое и обеспечению безопасности гидротехнического сооружения. Не соблюдение возложенных законом обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения создают повышенную опасность для проживающего вблизи населения, могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, связанной с нарушением условий жизнедеятельности населения и создать угрозу здоровью и жизни людей. Ссылаясь на ст. 15 ФЗ от Дата обезличена г. Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ст.ст. 4, 7 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. ст. 8, 9 ФЗ от 21.07.1997 № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» просит признать бездействие А. в части не принятия мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении озера Белое, регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав и обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, незаконным. Обязать Администрацию Ужурского района Красноярского края зарегистрировать право муниципальной собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение озеро Белое, расположенное по адресу: Адрес обезличен; очистить боковой водосброс, который ограничивает пропускную способность ГТС озера Белое; провести капитальный ремонт ГТС озера Белое; предоставить декларацию безопасности ГТС в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В судебном заседании помощник прокурора Адрес обезличен Пузеева Н.К. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила, что поскольку боковой водосброс размыло водой и его в настоящее время не существует, то необходимости его очистки не имеется, поэтому в требовании в части обязания А. в очистке бокового водосброса, который ограничивал пропускную способность ГТС озера Белое, отказывается. В остальной части требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика А. Пыхтин С.И., действующий на основании доверенности от Дата обезличена, возражает против удовлетворения требований прокурора Адрес обезличен. Суду пояснил, что по договору купли-продажи от Дата обезличена А. продала водопропускное устройство (ГТС) на озере Белое ООО «Фортуна плюс». С момента заключения договора ООО «Фортуна плюс» претензий по эксплуатации ГТС озеро Белое к А. не предъявляло. Все это время указанное предприятие поддерживало уровень воды в озере выше допустимого, нанося ущерб ГТС и извлекая прибыль из безвозмездного пользования водными и биологическими ресурсами. После предписания представителя Ростехнадзора, руководство ООО «Фортуна плюс» поняло, что помимо извлечения прибыли необходимо нести и некоторые затраты. В настоящее время А. за счет бюджетных средств должна нести бремя затрат по содержанию и ремонту сооружений, а частное предприятие будет извлекать прибыль из пользования озером, находящегося на территории Адрес обезличен. Учитывая техническое состояние сооружений, по предварительной оценке, для выполнения реконструкции ГТС озера Белое, в том числе, для разработки проектно-сметной и эксплуатационной документации, необходимо не менее 200 млн. рублей. Средств для оформления и ремонта ГТС районном бюджете нет. В настоящее время решается вопрос о передаче ГТС оз. Белое в безвозмездное пользование администрации
Адрес обезличен, которая заинтересована в развитии бизнеса на
своей территории и, при содействии ООО «Фортуна плюс», способна
обеспечить их безопасную эксплуатацию. В случае не достижения договоренности о передаче ГТС, для предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными авариями на ГТС, А. будет вынуждена снизить уровень воды в
водохранилище на базе оз. Белое до естественного уровня путем частичного разрушения земляной водозащитной дамбы, хотя уровень воды в данном озере уже в настоящее время снизился до естественного уровня.
Заслушав помощника прокурора Адрес обезличен Пузееву Н.К., представителя Адрес обезличен Красноярского края, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением А. от Дата обезличена Номер обезличен «О передаче на баланс администрации района гидротехнических сооружений озер Белое и Большой Косоголь» гидротехнические сооружения озер Белое и Большой Косоголь приняты на баланс А. с последующей передачей в аренду на 5 лет АО «Ужурский рыбозавод» л.д. 36). Дата обезличена составлен акт приема-передачи имущества, в соответствии с которым гидротехнические сооружения озер Белое и Большой Косоголь переданы на баланс А. л.д. 37).
В силу ст. 7 ФЗ от 21.07.2007 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения вносятся в российский регистр гидротехнических сооружений.
Согласно справки Министерства природных ресурсов РФ № 12 от 30.06.2002 года «О государственной регистрации гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения озера Белое Адрес обезличен на основании заявления А. от Дата обезличена Номер обезличен включены в раздел 1 Российского регистра гидротехнических сооружений и им присвоен регистрационный код 1 06 24 R 8 24 01 0012 л.д. 42-43).
В соответствии со ст. 130 ГК РФ гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом.
На основании п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в частности, регистрации, подлежит право собственности.
Дата обезличена между А. и ООО «Фортуна плюс» заключен договор купли-продажи л.д. 38-39). По условиям договора А. продала ООО «Фортуна плюс» водопропускное устройство на озере Белое. Исследуемый договор заключен в простой письменной форме, подписан сторонами. Дата обезличена между сторонами договора заключен акт приема-передачи муниципального имущества ООО «Фортуна плюс» л.д. 40).
Переход права собственности от А. (продавца) к ООО «Фортуна плюс» (покупателю) по договору купли-продажи от Дата обезличена сторонами не был зарегистрирован в установленном порядке. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что данный договор является незаключенным.
Согласно сообщения Ужурского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Адрес обезличен от Дата обезличена Номер обезличен л.д. 46) Дата обезличена по заявлению А. проведена инвентаризация гидротехнического сооружения озера Белого, расположенного по адресу: Адрес обезличен, присвоен инвентарный номер Номер обезличен и кадастровый номер Номер обезличен. По состоянию на Дата обезличена право собственности на гидротехническое сооружение не зарегистрировано.
Из сообщения Шарыповского отдела УФРС по Адрес обезличен от Дата обезличена за Номер обезличен л.д. 44) усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: Адрес обезличен, отсутствуют.
По сообщению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Адрес обезличен от Дата обезличена г. Номер обезличен л.д. 50) гидротехническое сооружение на озере Белое в реестре федерального имущества отсутствует.
В соответствии с п. 2 Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утвержденной МПР РФ № 144, Минтопэнерго РФ № К-3357, Минтрансом РФ № К-14/367-ис, Гостехнадзором РФ № 01/229а от 12.07.1999 г. гидротехнические сооружения вносятся в Регистр на основании заявления собственника или эксплуатирующей организации.
Федеральным агентством водных ресурсов Дата обезличена предоставлены сведения из Российского регистра ГТС, согласно которых гидротехнические сооружения озера Белое значатся в Российском регистре под номером Номер обезличен. Собственником гидротехнического сооружения значится А. .
Учитывая, что договор купли-продажи от Дата обезличена незаключенный, гидротехническое сооружение на озере Белое стоит на балансе А. , сведения о регистрации права собственности на ГТС иных лиц отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что данное гидротехническое сооружение является муниципальной собственностью муниципального образования Адрес обезличен.
В Дата обезличена прокуратурой Адрес обезличен совместно с государственным инспектором отдела по котлонадзору и надзору за ГТС Енисейского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и соблюдения законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений - ГТС оз. Белое, расположенных по адресу: Адрес обезличен. Согласно акта проверки Номер обезличен от Дата обезличена л.д. 9-12) боковой водосброс засыпан, что ограничивает пропускную способность ГТС оз. Белое; ГТС оз. Белое требуют капитального ремонта, необходимо разработать проект и провести ремонт в соответствии с этим проектом; отсутствует геодезическая съемка геометрических размеров сооружений, в связи с чем, невозможно сделать вывод о фактическом состоянии ГТС; отсутствует пакет документов по декларированию безопасности ГТС оз. Белое; в случае аварии ГТС возможна чрезвычайная ситуация, волна прорыва может вызвать каскадный прорыв ниже расположенных гидротехнических сооружений озера Большой Косоголь и водохранилища Михайловское, в зону затопления частично попадают населенные пункты- Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, Адрес обезличен, автодороги местного и краевого значения, сельскохозяйственные угодья.
В соответствии с п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено в том числе участие в предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 18 данного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления наряду с органами управления исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
На основании п. 2 ст. 11 Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 18 данного Закона гарантировано право граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании обеспечения допустимого уровня риска аварий, представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений, осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В силу ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
А. не выполняются в полном объеме мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении озера Белое и обеспечению безопасности гидротехнического сооружения. Рекомендации Енисейского управления Ростехнадзора, по результатам проведенной в Дата обезличена, до настоящего времени А. к сведению не приняты, выявленные нарушения не устранены.
Согласно акта предпаводкого обследования Енисейского управления Ростехнадзора Номер обезличен от Дата обезличена л.д. 13-16), протокола заседания рабочей группы по подготовке предложений по снижению уровня воды в озере Белое Адрес обезличен от Дата обезличена л.д. 17-18) А. указано на необходимость проведения мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и недопущению чрезвычайной ситуации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие А. в части непринятия мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении оз. Белое, регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав и обеспечению безопасности гидротехнического сооружения - незаконны.
Доводы А. об отсутствии необходимости регистрации права муниципальной собственности на ГТС, ввиду возможности спуска озера Белое до естественного уровня не состоятельны. В своем сообщении от Дата обезличена л.д. 30) Енисейское управление Ростехнадзора допускает возможность спуска водохранилища о. Белое до естественного уровня, одновременно указывая на необходимость: разработки декларации безопасности ГТС, правил использований водохранилища, согласования спуска водохранилища со всеми заинтересованными органами. Кроме того, после прекращения работ по использованию гидротехнического сооружения необходимо провести работы по консервации (ликвидации) в соответствии с проектом, прошедшим экспертизу в установленном порядке.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Адрес обезличен подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Адрес обезличен удовлетворить.
Признать бездействие А. в части не принятия мер по защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении озера Белое, регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав и обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, незаконным.
Обязать А. : зарегистрировать право муниципальной собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества - гидротехническое сооружение на озере Белое, расположенное по адресу: Адрес обезличен; провести капитальный ремонт на гидротехническом сооружении озера Белое по адресу: Адрес обезличен; предоставить декларацию безопасности гидротехнического сооружения на озере Белое в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.
Председательствующий: Фатюшина Т.А.
Вступило в силу 25 августа 2010 года.