Дело № 2-707/ 2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2010 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Голубевой В.А.,
при секретаре Айрапетян Н.А.
с участием представителя истца Ткачука П.П, Муравлевой М.В., действующей на основании доверенности от Дата обезличена 2010 года,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткачука П.П, к ФГУ ... Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части № Номер обезличен, Номер обезличен эксплуатационно-технической комендатуре о понуждении заключения договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ткачук П.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Согласно Решению жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года истцу - старшему прапорщику запаса Ткачуку П.П. на состав семьи 2 человека, была распределена двухкомнатная квартира № Номер обезличен,общей площадью 48,4 кв.м., расположенная в Адрес обезличен», так как Решением жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен истец был признан нуждающимся в отселении по линии Министерства обороны.
Однако решением начальника ... от Дата обезличена 2009 года № Номер обезличен истцу отказано в заселении в квартиру по вышеуказанному адресу, оформлении документов, по причине превышения предоставленной нормы жилого помещения в 3,4 кв.м.
Истец считает отказ начальника ... необоснованным и незаконным.
Согласно ст. 49 ЖК РФ, иным определенным федеральным законом, категориям граждан жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, лишь в случае, если иной порядок не установлен соответствующим федеральным законом. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в государственных органах, где законом предусмотрена военная служба, согласно действующему федеральному законодательству относятся к тем иным категориям граждан, реализация конституционного права которых на бесплатное получение жилища урегулирована специальным законом, а именно Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.05.2006 года № 66-ФЗ ).
Согласно приказу командира в/части Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года истец уволен в запас по п.п. «А» п.1 ст.51 ФЗ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Выслуга лет на момент исключения из списков личного состава части составляет: в календарном исчислении 28 лет 2 месяца 28 дней, в льготном исчислении 32 года 2 месяца 12 дней.
В соответствии со ст.15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров размер общей площади может превышать норму предоставления жилого помещения, но не более 9 кв.м.
При распределении квартиры в Адрес обезличен, общей площадью 48,4 кв.м., жилищная комиссия в/ч Номер обезличен исходила, (согласно действующему законодательству), из предоставления нормы жилой площади на одного человека - 18 кв.м.+9 кв.м., то есть данная квартира не могла быть предоставлена семье, состоящей из трех человек,(так как 18 х З = 54 кв.м.)
Полномочия начальника ... района, связанные с распределением жилых помещений военнослужащим и оформлением документов на их заселение, предусмотрены п.п. 37 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80.
Согласно п. 3 Методики оформления жилой площади военнослужащим, утвержденной 16 декабря 2008 года заместителем Министра обороны РФ, в течение 10 рабочих дней с момента предоставления жилищной комиссией воинской части (организации) в КЭЧ района, в которой состоит на квартирном довольствии, списка распределения жилых помещений, с приложением выписки из протокола заседания жилищной комиссии и всех документов (согласно Перечню) по каждому военнослужащему, включенному в указанный список, соответствующие должностные лица (сотрудники) КЭЧ района проверяют законность предоставления жилых помещений военнослужащим и предоставленные документы (согласно Перечню).
В случае выявления информации, не соответствующей действительности, послужившей основанием для предоставления жилых помещений военнослужащим или при иных недостатках в представленных документах, соответствующие должностные лица, которые проводили проверку, возвращают в жилищную комиссию воинской части список распределения жилых площадей с документами на доработку или отказывают в предоставлении жилых помещений с обязательным указанием в письменном виде причин, послуживших основанием для отказа. Если документы (согласно Перечню) в наличии, а также нет причин для отказа в предоставлении жилых помещений, список распределения согласовывается и передается на утверждение должностным лицам, определенным указанной Инструкцией.
Список распределения жилья по войсковой части Номер обезличен по вышеуказанному адресу согласован со всеми должностными лицами и утвержден Дата обезличена 2009 года заместителем командующего РВСН председателем центральной комиссии РВСН, следовательно, можно сделать вывод о том, что всем должностным лицам, участвовавшим в согласовании и утверждении списка распределения жилья, было известно, что выделяемое жилое помещение немного превышает норму предоставления, о чем в списке имеется письменная запись. Однако каких-либо мер и решений по данному факту никем из этих лиц принято не было, указанный список был согласован и утвержден.
В соответствии с той же Инструкцией, утвержденные списки распределения жилых помещений являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений. В указанной части Инструкция не соответствует ныне действующему жилищному законодательству, поскольку в настоящее время жилые помещения гражданам предоставляются на основании договора социального найма, а не ордера. Права начальника КЭЧ района при заключении договора социального найма какими-либо нормативными документами МО РФ не регламентированы. В тоже время, согласно п. 40 Инструкции, выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях:
-когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части;
-выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.
Из предоставленного истцом Ткачук П.П. ответчику начальнику Кемеровской КЭЧ пакета документов видно, что состав семьи истца не изменился, каких-либо других обстоятельств, которые могли повлиять на предоставление жилья и при согласовании списка распределения у истца не выявлено.
Представитель истца Ткачук П.П. Муравлева М.В. настаивает на удовлетворении исковых требований, подтвердив изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГУ ... Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя с направлением решения в их адрес.
Согласно поступившему отзыву на иск, Ткачук П.П, в Дата обезличена 2009г. обратился в ... для заключения договора найма жилого помещения на квартиру № Номер обезличен, расположенную по адресу Адрес обезличен, на что ... было отказано в связи с превышением нормы предоставления жилой площади на 3,4 кв.м.
Согласно п. 3, ст. 49 ЖК РФ, иным определенным федеральным законом категориям граждан, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации предоставляются, в порядке, предусмотренном ЖК РФ, лишь в случае, если иной порядок не установлен соответствующим федеральным законом. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в государственных органах, где законом предусмотрена военная служба, согласно действующего федерального законодательства, относятся к тем иным категориям граждан, реализация конституционного права которых на бесплатное получение жилища урегулирована специальным законом, а именно Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Согласно п. 1 ст. 15 указанного закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации.
П. 40 инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.00г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» устанавливает, что предоставление жилых помещений военнослужащим должно производится с учетом норм предоставления жилых помещений. В соответствии с п. 41 указанной инструкции размер предоставляемого жилого помещения должен быть не более нормы предоставления площади жилого помещения, установленной ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно ст. 15.1 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, а также указано, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений может быть превышен, но не более чем на девять квадратных метров.
В данном же случае на состав семьи два человека П.П, положено 18+18=36кв.м. и плюс (не более) 9 кв.м., то есть от 36кв.м. до 45кв.м. Поскольку согласованная квартира, расположенная по адресу: Адрес обезличен общей площадью 48,4 кв.м., то идет превышение на 3,4кв.м.
Таким образом, при заселении военнослужащего Ткачук П.П, и его жены ФИО5 в квартиру, которая превышает установленный размер нормы предоставления общей площади жилого помещения на 3,4 кв.м. будет нарушение жилищного законодательства. Соответственно ответственность за нарушение которого ложится на организацию, которая занимается заселением, то есть на ...
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 49, 50 ЖК РФ, ст. 15,1 ФЗ «О статусе военнослужащих, п.п. 40,41 инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.00г. № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», ответчик просит суд
в исковых требованиях старшему прапорщику запаса Ткачук П.П, отказать.
Представитель ответчика войсковой части № Номер обезличен в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Возражений по поводу заявленных исковых требований от войсковой части № Номер обезличен не поступило.
Представитель ответчика войсковой части Номер обезличен эксплуатационно-технической комендатуры также не явился в судебное заседание. От представителя войсковой части Номер обезличен Козютина В.А., выступающего на основании доверенности от Дата обезличена2010 года, поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель указывает, что на заявленные в исковом заявлении Ткачука П.П, требования ответчик возражений не имеет, просит иск удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя части.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав предоставленные отзывы со стороны ответчиков, материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Решением жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года истцу старшему прапорщику запаса Ткачук П.П. на состав семьи 2 человека была распределена двухкомнатная квартира № Номер обезличен, расположенная в Адрес обезличен что следует из выписки из протокола № Номер обезличен заседания жилищной комиссии войсковой части Номер обезличен от Дата обезличена 2009 года л.д. 41).
Общая площадь квартиры - 48,4 кв.м., указанное подтверждается списком распределения жилой площади по войсковой части № Номер обезличен л.д. 14) и кадастровым паспортом помещения л.д. 19).
Решением начальника ... от Дата обезличена 2009 года № Номер обезличен истцу отказано в заселении в квартиру по вышеуказанному адресу, оформлении документов, по причине превышения предоставленной нормы жилого помещения в 3,4 кв.м.
В собственности Ткачук П.П. и его жена ФИО5 объектов недвижимости не имеют л.д. 20, 21, 22, 23).
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. ФЗ от 22 июля 2010 года № 159-ФЗ) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно копии справки от Дата обезличена 2009 года, выданной войсковой частью № Номер обезличен л.д. 40), выслуга лет военной службы старшего прапорщика Ткачук П.П. по состоянию на Дата обезличена 2009 года составляла: календарная - 27 лет 11 месяцев 11 дней; льготная - 31 год 10 месяцев 25 дней.
Статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлен единый федеральный стандарт предоставления жилых помещений военнослужащим, то есть единые нормы предоставления площади жилого помещения на всей территории Российской Федерации.
Норма предоставления площади жилого помещения дифференцирована в зависимости от состава семьи военнослужащего:
- норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
- с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в п. 1 ст. 15.1 вышеназванного Федерального закона, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 ст. 15.1 данного Федерального закона, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности (п. 2 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Так, с учетом вышеизложенного на семью из двух человек может быть предоставлена квартира общей площадью 18 + 18 + 9 = 45 квадратных метров;
Общая площадь квартиры предоставленной истцу составляет 48,4 кв.м., вышеуказанные положения закона предусматривают максимальную площадь жилья распределяемого на состав семьи из двух человек размером 45 кв.м.
Сторона истца в обоснование заявленных требований и ответчик Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть в своих возражениях ссылаются практически на одни и те же нормативные акты, регламентирующие размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.
При этом суд не может согласиться с доводами ответчика ..., связанное об отказе в оформлении документов на заселение истцом и его женой распределенного жилья по адресу: Адрес обезличен
Следует учитывать, что при распределении квартиры в Адрес обезличен, общей площадью 48,4 кв.м., жилищная комиссия войсковая часть Номер обезличен согласно действующему законодательству исходила из предоставления нормы жилой площади на одного человека - 18 кв.м.+9 кв.м., то есть данная квартира не могла быть предоставлена семье, состоящей из трех человек, так как 18 х З = 54 кв.м.
Истец обоснованно ссылается на то, что полномочия начальника ..., связанные с распределением жилых помещений военнослужащим и оформлением документов на их заселение, предусмотрены п.п. 37 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80.
Согласно п. 3 Методики оформления жилой площади военнослужащим, утвержденной 16 декабря 2008 года заместителем Министра обороны РФ, в течение 10 рабочих дней с момента предоставления жилищной комиссией воинской части (организации) в КЭЧ района, в которой состоит на квартирном довольствии, списка распределения жилых помещений, с приложением выписки из протокола заседания жилищной комиссии и всех документов (согласно Перечню) по каждому военнослужащему, включенному в указанный список, соответствующие должностные лица (сотрудники) КЭЧ района проверяют законность предоставления жилых помещений военнослужащим и предоставленные документы (согласно Перечню).
В случае выявления информации, не соответствующей действительности, послужившей основанием для предоставления жилых помещений военнослужащим или при иных недостатках в представленных документах, соответствующие должностные лица, которые проводили проверку, возвращают в жилищную комиссию воинской части список распределения жилых площадей с документами на доработку или отказывают в предоставлении жилых помещений с обязательным указанием в письменном виде причин, послуживших основанием для отказа. Если документы (согласно Перечню) в наличии, а также нет причин для отказа в предоставлении жилых помещений, список распределения согласовывается и передается на утверждение должностным лицам, определенным указанной Инструкцией.
Список распределения жилья по войсковой части Номер обезличен по вышеуказанному адресу согласован со всеми должностными лицами и утвержден Дата обезличена 2009 года заместителем командующего РВСН председателем центральной комиссии РВСН, следовательно, можно сделать вывод о том, что всем должностным лицам, участвовавшим в согласовании и утверждении списка распределения жилья, было известно, что выделяемое жилое помещение немного превышает норму предоставления, о чем в списке имеется письменная запись. Однако каких-либо мер и решений по данному факту никем из этих лиц принято не было, указанный список был согласован и утвержден.
В соответствии с той же Инструкцией, утвержденные списки распределения жилых помещений являются основанием для оформления ордеров на заселение жилых помещений. В указанной части Инструкция не соответствует ныне действующему жилищному законодательству, поскольку в настоящее время жилые помещения гражданам предоставляются на основании договора социального найма, а не ордера. Права начальника ... при заключении договора социального найма какими-либо нормативными документами МО РФ не регламентированы. В тоже время, согласно п. 40 Инструкции, выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником ... в случаях:
-когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части;
-выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.
Из предоставленного истцом Ткачук П.П. ответчику начальнику ... пакета документов видно, что состав семьи истца не изменился, каких-либо других обстоятельств, которые могли повлиять на предоставление жилья и при согласовании списка распределения у истца не выявлено.
С учетом изложенного суд считает, что доводы ... о том, что заселение истца является незаконным и повлечет привлечение данного ответчика к ответственности за нарушение жилищного законодательства, необоснованны.
С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ткачука П.П, к ...» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части № Номер обезличен, Номер обезличен эксплуатационно-технической комендатуре о понуждении заключения договора социального найма жилого помещения удовлетворить в полном объеме.
Признать решение начальника ... от Дата обезличена2009 года, связанное с отказом в оформлении документов на заселение распределенного жилья по адресу: в Адрес обезличен, незаконным.
Обязать начальника ... заключить договор социального найма на жилое помещение, расположенное в Адрес обезличен, с Ткачуком П.П,.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, начиная с 23 сентября 2010 года.
Председательствующий: В.А. Голубева
а