Дело № 2-652/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
16 сентября 2010 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Голубевой В.А.,
при секретаре Айрапетян Н.А.,
с участием старшего помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Вунгаловой Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации У. о признании незаконным бездействия и обязании произвести определенные действия, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления У. требований федерального законодательства по по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Таким образом, собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования (У.) является указанное муниципальное образование, на которое и возложено бремя их содержания. Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», администрацией У. надлежащие меры по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, выразившиеся в необеспечении безопасности дорожного движения, в части неустановки длительное время дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», «Ограничение максимальной скорости» по Адрес обезличен около муниципального образовательного учреждения «школа, не принимаются. Согласно акта проверки госинспектора дорожного движения ОГИБДД Г.А. от Дата обезличена выявлено отсутствие дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», «Ограничение максимальной скорости» по Адрес обезличен около школы, о чем составлен акт выявленных недостатков дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. Коме того, проверкой установлено, что администрацией муниципального образования У. надлежащие меры по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, выразившиеся в необеспечении безопасности дорожного движения, в части неустановки длительное время дорожных знаков согласно разработанной и согласованной в установленном порядке ОГИБДД дислокации технических средств регулирования дорожным движением в Адрес обезличен не принимаются. При контрольной проверке, проведенной ОГИБДД было выявлено отсутствие дорожных знаков согласно утвержденной дислокации. По Адрес обезличен: 3.27 - 4 шт.; Адрес обезличен: 2.1-1 шт., 2.3.1-2 шт., 2.3.2- 1 шт., 2.4 - 1 шт., 3.27-2 шт.; Адрес обезличен: 2.4-4 шт., 2.3.2 - 4 шт., 3.4-1 шт.; Адрес обезличен: 1.21-1 шт., 2.1-2 шт., 2.3.2 - 2 шт., 8-13 - 2 шт.; Адрес обезличен: 5.19.2-4 шт., 5-19.1 -4 шт.; Адрес обезличен: 3.24-3 шт., 1.23-4 шт., 2.4 - 4 шт.; Адрес обезличен: 2.4 - 2 шт., 5.19.1-2 шт.; Адрес обезличен: 2.4 - 4 шт.; Адрес обезличен: 3.24 - 5 шт., 2.3.1 - 4 шт.2.3.2 - 2 шт., 2.3.3 - 2 шт., 2.4 - 2 шт.; Адрес обезличен: 2.4 - 2 шт., 2.3.1-2 шт., 3.4-1 шт.; Адрес обезличен: 1.2-2 шт., 2.1-1 шт., 6.10.1-1 шт., 2.3.2 - 3 шт., 2.3.3 - 3 шт.; Адрес обезличен: 2.3.2 - 4 шт., 2.4 - 4 шт., 2.3.3 - 4 шт., 5.21 - 1 шт., 5.22 - 1 шт.; Адрес обезличен: 2.1-1 шт., 8.13-1 шт., 2.4 - 4 шт.; ул. П-Социализма: 2.1-1 шт., 8.13-2 шт., 2.3.2 - 2 шт., 2.3.3 - 2 шт., 2.4 - 2 шт., 3.24- 1 шт.; Адрес обезличен: 2.3.1 -2 шт.; Адрес обезличен: 2.3.1 - 20 шт., 2.3.2 - 4 шт., 2.3.3 - 1 шт., 7.3.1 - 1 шт., 3.4 - 4 шт.; Адрес обезличен: 2.4-1 шт.; Адрес обезличен: 2.4 - 6 шт.; Адрес обезличен: 2.4 - 6 шт.; Адрес обезличен: 2.4 - 6 шт.; Адрес обезличен: 2.3.1-4 шт., 2.3.2 - 4 шт. Таким образом, для безопасности участников дорожного движения по указанным выше улицам необходимо установить отсутствующие дорожные знаки в количестве - 179 штук. По результатам проверок ОГИБДД на имя главы У. выдано предписание об устранении нарушений организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц и стандарта по ГОСТ Р 50597-93. Данное предписание не исполнено, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования. Администрацией У. надлежащие меры по выполнению требований федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения не выполняются. Бездействие в части невыполнения комплекса мер, направленных на организацию безопасного движения в городе У. является незаконным, создает в том числе угрозу аварийности на дорогах. Выявленные проверкой нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения создают непосредственную угрозу нарушения прав граждан в данной сфере. Ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 15, ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, п. 6 ст. 13, ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 2, ст. 3, ст. 6, ст. 12, ст. 21, ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 210 ГК РФ просит признать бездействие администрации муниципального образования У. по решению вопросов местного значения муниципального образования, в непринятии надлежащих мер по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движении в части неустановки дорожных знаков согласно разработанной и согласованной в установленном порядке ОГИБДД дислокации технических средств регулирования дорожным движением в Адрес обезличен, а также в части неустановки дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети» около школы незаконным. Обязать администрацию муниципального образования У. в срок до 01 сентября 2010 года установить дорожные знаки около школы. Обязать администрацию муниципального образования У. в срок до 01 декабря 2010 года установить дорожные знаки согласно дислокации.
В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Вунгалова Е.В.,настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика администрации У. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. От него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражают.
Заслушав старшего помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Вунгалову Е.В., исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
К вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Пунктом 1.5 ч. 1 ст. 7 Устава У, принятого решением Дата обезличена, к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Собственником автомобильных дорог в границах муниципального образования У. является данное муниципальное образование.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу ст. 28 Устава У. администрация У. является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. В соответствии с Уставом администрация У. разрабатывает и исполняет бюджет города, является главным распорядителем бюджетных средств.
Прокуратурой Ужурского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования У. требований федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что администрацией У. надлежащие меры по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, выразившееся в не обеспечении безопасности дорожного движения, в части не установки длительное время дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети», «Ограничение максимальной скорости» по Адрес обезличен около школы, не принимаются.
Согласно п. 1.2 приложения 1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», данные Правила приняты в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, эффективности использования автомобильного транспорта. На участке дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей, должны быть установлены предупреждающие знаки: 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», и запрещающий знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости».
Согласно акта проверки госинспектора дорожного движения ОГИБДД от Дата обезличена знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Ограничение максимальной скорости» на улице Адрес обезличен вблизи школы отсутствуют.
Кроме того, при контрольной проверке, проведенной ОГИБДД улиц Адрес обезличен, в соответствии с дислокацией технических средств регулирования дорожным движением в Адрес обезличен, разработанной и согласованной в установленном порядке ОГИБДД, выявлено отсутствие следующих дорожных знаков: по Адрес обезличен четырех знаков 3.27; по Адрес обезличен знака 2.1, двух знаков 2.3.1, знаков 2.3.2 и 2.4, двух знаков 3.27; по Адрес обезличен четырех знаков 2.4, четырех знаков 2.3.2, знака 3.4; по Адрес обезличен знака 1.21, двух знаков 2.1, двух знаков 2.3.2, двух знаков 8-13; по Адрес обезличен четырех знаков 5.19.2, четырех знаков 5-19.1; по Адрес обезличен трех знаков 3.24, четырех знаков 1.23 и четырех знаков 2.4; по Адрес обезличен двух знаков 2.4, двух знаков 5.19.1, по Адрес обезличен четырех знаков 2.4; по Адрес обезличен пяти знаков 3.24, четырех знаков 2.3.1, двух знаков 2.3.2, двух знаков 2.3.3, и двух знаков 2.4; по Адрес обезличен двух знаков 2.4, двух знаков 2.3.1, знака 3.4; по Адрес обезличен двух знаков 1.2, знака 2.1, знака 6.10.1, трех знаков 2.3.2 и трех знаков 2.3.3; по Адрес обезличен четырех знаков 2.3.2, четырех знаков 2.4, четырех знаков 2.3.3, знака 5.21 и знака 5.22; по Адрес обезличен знака 2.1, знака 8.13 и четырех знаков 2.4; по ул. П-Социализма знака 2.1, двух знаков 8.13, двух знаков 2.3.2, двух знаков 2.3.3, двух знаков 2.4 и знака 3.24; по Адрес обезличен двух знаков 2.3.1; по Адрес обезличен двадцати знаков 2.3.1, четырех знаков 2.3.2, знака 2.3.3, знака 7.3.1 и четырех знаков 3.4; по Адрес обезличен знака 2.4; по Адрес обезличен шести знаков 2.4; по Адрес обезличен шести знаков 2.4; по Адрес обезличен шести знаков 2.4; по Адрес обезличен четырех знаков 2.3.1 и четырех знаков 2.3.2. Всего в соответствии с дислокацией технических средств регулирования дорожным движением в Адрес обезличен проверкой выявлено отсутствие дорожных знаков в количестве 179 штук.
По результатам проведенных проверок ОГИБДД на имя главы У. выдано предписание об устранении нарушений организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц и стандарта по ГОСТ Р 50597-93. До настоящего времени данное предписание не исполнено, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
Доводы ответчика об отсутствии необходимых денежных средств в бюджете муниципального образования суд считает неосновательными, так как на ответчика возложены обязанности в соответствии с Уставом разрабатывать и исполнять бюджет города. Кроме того, являясь распорядителем бюджетных средств, администрация муниципального образования У. должна была разработать соответствующую программу, направленную на обеспечение безопасности дорожного движения посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации У. в части непринятия надлежащих мер по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, выразившуюся в необеспечении безопасности дорожного движения, в части неустановки длительное время дорожных знаков согласно дислокации технических средств регулирования дорожным движением в У., незаконно.
При таких обстоятельствах заявление прокурора Ужурского района Красноярского края подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 165 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования У. по решению вопросов местного значения муниципального образования, в непринятии надлежащих мер по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движении в части неустановки дорожных знаков согласно разработанной и согласованной в установленном порядке ОГИБДД дислокации технических средств регулирования дорожным движением в Адрес обезличен, а также в части неустановки дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети» около школы незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования У. в срок до 01 сентября 2010 года установить дорожные знаки около школы
Обязать администрацию муниципального образования У. в срок до 01.12.2010 года установить дорожные знаки согласно дислокации.
Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: В. А. Голубева
Копия верна: Судья
Ужурского районного суда В. А. Голубева