дело № 2-626/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2010 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
В составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н.,
при секретаре Чуриковой М.Н.,
с участием истицы Дударевой О.В.,
представителя ответчика администрации Манакова А.В., действующего на основании доверенности от Дата обезличена,
представителя ответчика Министерства Гурняк Н.А., действующей на основании доверенности от Дата обезличена
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дударевой О.В. к Министерству, администрации о взыскании излишне уплаченных сумм за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию, восстановлении указанных льгот,
У С Т А Н О В И Л:
Дударева О.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. Истица работает в должности врача ординатора инфекционного отделения госпиталя (войсковая часть Номер обезличен) и постоянно проживает на территории С..., являющегося рабочим поселком. В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до Дата обезличена, истица, а также проживающие с ней члены семьи, имели право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Указанные льготы истица получала до Дата обезличена, однако после указанной даты ей перестали предоставлять льготы, хотя работники муниципальной больницы, расположенной в С..., пользуются льготами на основании краевого закона. Конституционный Суд РФ в своем определении от Дата обезличена Номер обезличен указал, что Российская Федерация не вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей М.о., работающим и проживающим в сельской местности, жилищных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до Дата обезличена. Истица считает, что льготы, которыми она пользовалась до Дата обезличена года, должны быть сохранены, поскольку иных мер социальной поддержки для них не предусмотрено. Дударева О.В. просит взыскать с Российской Федерации 66267 рублей 40 копеек, излишне уплаченных за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию, обязать администрацию восстановить ей льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии с Дата обезличена, а также взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истица Дударева О.В. заявленные исковые требования поддержала, всё, изложенное в иске, подтвердила.
Представитель Министерства Гурняк Н.А. исковые требования не признала, считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям.
Статьей Номер обезличен Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от Дата обезличена Номер обезличен (в редакции Закона от Дата обезличена Номер обезличенФЗ), было предусмотрено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до Дата обезличена предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (услуг), надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования не производилось возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг медицинским работникам госпиталя (войсковой части Номер обезличен) в спорный период в связи с недостаточностью финансирования на местном уровне, и что Российской Федерацией не были выполнены обязательства по предоставлению финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в связи с предоставлением льгот указанной категории граждан, а также доказательства того, что организация, предоставляющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесла расходы в связи с предоставлением и реализацией установленных льгот. Обязанность по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает только после предоставления таких льгот гражданам и на основании фактически произведенных организацией расходов в связи с реализацией установленных льгот. Обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Министерство не является стороной по договору на предоставление таких услуг.
Представитель ответчика администрации Манаков А.В. исковые требования также не признал, поскольку администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, а также находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются, соответственно, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со статьей Номер обезличен Закона Красноярского края от Дата обезличена «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах: 100 % оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; 100 % стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Дударева О.В. не является медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, следовательно, администрация не может предоставлять ей субсидию и возвратить денежные средства. Истица является работником военного госпиталя, то есть, федерального учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета. Следовательно, предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Дударевой О.В. должна производить Российская Федерация за счет средств федерального бюджета. Администрация полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам госпиталя не наделялась, материальные средства для этого не получала. Истица производит оплату жилья и коммунальных услуг в полном размере, субсидий на эти цели не получает. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией либо соответствующим субъектом федерации. Поскольку убытки истице причинены из-за бездействия государственных органов Российской Федерации, то надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство. Представитель администрация просит в иске Дударевой О.В. к администрации отказать.
Представитель третьего лица ЖКХ в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении представитель ЖКХ Соловьев А.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск ЖКХ отмечено, что ранее предоставлялись истице льготы по оплате жилья и отопления, однако после того, как ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу, администрация прекратила возвещать расходы по предоставлению льгот. С Дата обезличена истица оплачивает жилищно-коммунальные услуги в полном размере. Считают, что обязанность по возмещению расходов на жилищно-коммунальные услуги лежит на Российской Федерации в лице Министерства финансов, поскольку по обязательствам государства ЖКХ никакой ответственности нести не должно.
Представитель третьего лица ОАО «К...» также в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении представитель третьего лица просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск ОАО «К...» указало, что в связи с отменой ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан полномочия по определению мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения переданы Правительству РФ. Поскольку военные госпитали Министерства обороны РФ не относятся к таким учреждениям, их работники в настоящее время лишены возможности пользоваться мерами социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг. Закон Красноярского края, устанавливающий такие меры социальной поддержки, на них не распространяется. Однако согласно решениям Конституционного Суда РФ медицинские работники военных госпиталей не могут быть лишены жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до Дата обезличена года на основании ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен Основ.
Третье лицо Дударев И.Б. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями Дударевой О.В. согласен, поддерживает их.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истица Дударева О.В. является медицинским работником госпиталя, расположенного на территории С.... Дударева О.В. работает врачом инфекционистом инфекционного отделения военного госпиталя со Дата обезличена, её должность относится к группе должностей медицинских и фармацевтических работников «Врачи и провизоры». Эти обстоятельства подтверждаются соответствующими справками с места работы. Истица проживает в С... по Адрес обезличен. Данная квартира принадлежит истице на праве собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена.
Как следует из Устава госпиталя, указанное учреждение является лечебно-профилактическим учреждением М.о., создано в целях осуществления медицинского обеспечения В.с. и оказания стационарной медицинской помощи военнослужащим В.с., других войск и воинских формирований. Военный госпиталь является юридическим лицом и расположен в Адрес обезличен
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до Дата обезличена, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом Номер обезличенФЗ от Дата обезличена льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с Дата обезличена. Согласно ст. Номер обезличен Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции указанного закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть Номер обезличен), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть Номер обезличен), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть Номер обезличен).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников.
Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако военный госпиталь, где работает истица, является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются.
Фактически федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с Дата обезличена мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля»). Военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации таковыми не являются, в связи с чем их медицинские работники в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до Дата обезличена года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен Основ в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от Дата обезличена Номер обезличен. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с Дата обезличена мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе - в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом РФ решениях, и предписаний ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен ФЗ от Дата обезличена Номер обезличенФЗ - не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до Дата обезличена. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
Таким образом, поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истице должны быть сохранены в объеме, действовавшем до Дата обезличена, то есть она сохраняет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Как следует из Устава С... - муниципальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
С... основан Дата обезличена как рабочий Адрес обезличен и входит в состав Красноярского края. Статус закрытого административно-территориального образования присвоен рабочему поселку С... Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличен. С... является городским поселением, наделенным Федеральным законом от Дата обезличена Номер обезличенФЗ статусом городского округа. Согласно Закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.
Законом Красноярского края «О статусе закрытых административно-территориальных образований Красноярского края» С... наделен статусом городского округа. Согласно Закону Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве в Адрес обезличен» населенные пункты, находящиеся на территории Красноярского края, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся: краевые города, районные города, рабочие, курортные и дачные поселки; к сельским - все остальные населенные пункты.
Кроме того, в названии С... имеется слово «поселок», что позволяет отнести С... к поселкам городского типа, а, соответственно, истица как работающая и проживающая в таком поселке, имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Статьей Номер обезличен ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, каковым является Кравченко, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя также плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Таким образом, бесплатное предоставление жилья включает в себя плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Суд установил, что Дударева О.В. проживает в С... по Адрес обезличен, на потребление электроэнергии у нее Дата обезличена заключен договор с ОАО «К...».
Как следует из представленного истицей расчета, Дударева О.В. произвела оплату за потребленную по месту жительства электроэнергию за период с 2007 года по 2010 год в сумме 12297 рублей 50 копеек.
Согласно акта сверки, представленного ОАО «К...», Дударева О.В. произвела оплату за потребленную электроэнергию за период с Дата обезличена по Дата обезличена на сумму 13197 рубля 50 копеек.
Вместе с тем, в соответствии с ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, разрешению подлежат исковые требования Дударевой О.В. в тех размерах, которые ею заявлены. Дополнительных доказательств в подтверждение понесенных убытков истица суду не представила, ходатайств об их истребовании не заявила.
Таким образом, исковые требования Дударевой О.В. в части взыскания излишне уплаченных сумм за потребленную электроэнергию следует удовлетворить в сумме 12297 рублей 50 копеек.
Согласно представленных истицей и ЖКХ квитанций, а также расчету Дударева О.В. произвела оплату за содержание и ремонт жилья, отопление и вывоз ТБО за период с Дата обезличена по Дата обезличена включительно в сумме 53969 рублей 90 копеек.
Соответственно, истица за указанные периоды времени понесла убытки, хотя ей должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки.
В соответствии со ст. Номер обезличен ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно ст. Номер обезличен ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего. Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Военный госпиталь, где работает истица, является федеральным медицинским учреждением Министерства обороны РФ. Федеральный законодатель до настоящего времени не определил меры социальной поддержки, в частности, медицинским работникам военных госпиталей, а также не определил источники и механизмы компенсации расходов организаций, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения возложено на федеральные органы власти, источником финансирования в данном случае является федеральный бюджет. Российская Федерация не исполнила должным образом свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, доказательств выделения из федерального бюджета соответствующих средств на эти цели Адрес обезличен либо органу местного самоуправления администрация суду не представлено, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство.
Кроме того, исковые требования Дударевой О.В. о восстановлении льгот на жилищно-коммунальные услуги не могут быть удовлетворены по следующим основаниям. В настоящее время нормативный правовой акт, на основании которого организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и услуги по энергоснабжению, могли бы предоставляться соответствующие льготы, отсутствует. ЖКХ и ОАО «К...» участвуют в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, никакие требования к ним истица не заявляла. Администрация не может предоставить соответствующие льготы истице, поскольку не предоставляет эти услуги. С учетом изложенного, в удовлетворении этой части исковых требований Дударевой О.В. следует отказать.
В силу ст. 98 ГПК РФ с Министерства финансов РФ в пользу Дударевой О.В. следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2153 рубля 70 копеек.
Таким образом, в пользу истицы Дударевой О.В. с Российской Федерации за счет средств казны надлежит взыскать убытки, понесенные ею по оплате жилищно-коммунальных услуг и наем жилого помещения в сумме 53969 рублей 90 копеек, за потребление электроэнергии 12297 рублей 50 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2153 рубля 70 копеек, а всего 68421 рубль 11 копеек.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дударевой О.В. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Дударевой О.В. с Министерства за счет средств казны Российской Федерации 68421 рубль 11 копеек.
В удовлетворении исковых требований Дударевой О.В. к администрации отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края со дня составления его в окончательной форме 30 сентября 2010 года.
Председательствующий Г.Н. Петрова