об обязании совершения определенных действий



Дело № 2-686/ 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н.,

при секретаре Чуриковой М.Н.,

с участием представителя истца Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена>,

представителя ответчика директора школы Никитиной И.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Роспотребнадзора к школе, управлению образования, администрации района о признании незаконным бездействия по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства и обязании совместного устранения установленных нарушений, суд

У С Т А Н О В И Л:

Специалист Роспотребнадзора Остренко Н.Н. обратилась в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к школе, управлению образования, администрации района о признании незаконным бездействия по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства и обязании совместного устранения установленных нарушений.

Требования мотивированы тем, что 28 января 2010 года санитарным врачом вынесено постановление по делу об административном правонарушении <Номер обезличен>, в соответствии с которым директор школы Никитина И. Н. привлечена к административной ответственности по статье 6.6. КоАП РФ за нарушения требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в школе. 28 января 2010 года санитарным врачом вынесено постановление по делу об административном правонарушении <Номер обезличен>, в соответствии с которым школа привлечена к административной ответственности по статье 6.7. КоАП РФ за нарушения требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»; СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» в школе. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в школе, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 28 января 2010 года санитарным врачомвыдано предписание <Номер обезличен> об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на школу. В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до 15 февраля 2010 года устранить нарушения п.п. 2.7.7., 2.11.1., 2.6.1. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»; п. 2.7. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»; п.п. 5.7., 4.10., 4.И., 4.14., 5.4., 5.6., 5.7., 5.12., 9.4., 13.3., 13.9., 13.11., 14.5., 14.6., 14.7., 14.8., 14.10., 14.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, с 18 февраля 2010 года по 25 февраля 2010 года в отношении ответчиков проведено внеплановое мероприятие по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 28 января 2010 года <Номер обезличен>. В ходе проведения данного мероприятия обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 8, 9, 13, 14, 15, 21, 22 выданного предписания, а именно:

.1 Нарушения п. 4.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения использования для порционирования блюд инвентаря без мерной отметки объема в литрах и миллилитрах.

2. Нарушения п. 4.14. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части приобретения контрольных термометров в холодильное оборудование для хранения скоропортящихся продуктов.

3. Нарушения п.-5.12,-СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения использования кассет для хранения столовых приборов без ежедневной обработки с применением моющих средств и прокаливания в духовом шкафу.

4. Нарушения п. 9.4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части проведения С-витаминизации третьих блюд.

5. Нарушения п. 13.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части приобретения спецодежды не менее 3-х комплектов на одного работника.

6. Нарушения п. 1.4.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части ведения журнала витаминизации третьих и сладких блюд.

7. Нарушения п. 14.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части ведения журнала температурного режима холодильного оборудования.

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> от 25 февраля 2010 года в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 142 в Ужурском районе Красноярского края от 11 марта 2010 года школа признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок п.п. 8, 9, 13, 14, 15, 21,22 предписания <Номер обезличен> от 28 января 2010 года.

На момент предъявления настоящего искового заявления указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению инфекционных заболеваний у учащихся, персонала школы, иных лиц, которые посещают здание и помещения школы. Таким образом, несоблюдение школой вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ иск может быть предъявлен к нескольким ответчикам. Процессуально соучастие допускается, если обязанности ответчиков имеют одно основание. Согласно п. 1.3. Устава учредителем школы является управление образования администрации района. Имущество, закрепленное за школой на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью (п. 7.2. Устава). Согласно п. 8.10. Устава учредитель оказывает помощь Школе в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на школу, управление образования, администрацию района совместно.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. А также в соответствии с Законом РФ от 10.07. 1992 г. № 3266-1 (ред. От 27.12.2009 г.) «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 03.01.2010 г.) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Данные положения Конституции развиваются в ст. 8 Закона где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.

В соответствии со ст. 11, 39 ч.3 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписании и санитарно-эпидемиологических заключении осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). В частности, отсутствие инвентаря с мерной меткой в литрах и миллилитрах для порционирования блюд может стать причиной занижения или завышения объемов порций, что может привести к недополучению энергии и пищевых веществ, необходимых для удовлетворения физиологических потребностей растущего организма. Отсутствие контрольных термометров в холодильном оборудовании для хранения скоропортящихся продуктов может привести к нарушению условий хранения скоропортящейся продукции и стать причиной возникновения пищевых отравлений среди детей и персонала учреждения. Отсутствие металлических кассет для хранения столовых приборов без ежедневной обработки с применением моющих средств и прокаливания в духовом шкафу может привести к некачественной обработке пластмассовых кассет и стать причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний среди детей и персонала. Отсутствие проведения С-витаминизации третьих блюд может привести к недополучению детьми витамина С и повышению восприимчивости организма к возбудителям острых респираторных заболеваний. Отсутствие достаточного количества спецодежды (менее 3-х комплектов на одного работника) может привести к несвоевременной смене санитарной одежды персоналом и стать причиной возникновения массовых инфекционных заболеваний среди детей и персонала. Отсутствие журнала витаминизации третьих и сладких блюд может привести к некачественному контролю за проведением С витаминизации и повышению восприимчивости организма к возбудителям острых респираторных заболеваний. Отсутствие ведения журнала температурного режима холодильного оборудования может привести к нарушению условий хранения скоропортящихся продуктов и стать причиной возникновения пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний среди детей и персонала.

Ответчик осуществляет деятельность, связанную с обучением и воспитанием детей школьного возраста. Требования данных санитарных правил направлены на недопущение возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.

Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В судебном заседании представитель истца Остренко Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив всё изложенное в иске.

Представитель ответчика директор школы Никитина И.Н. исковые требования признала частично, отметив, что все нарушения устранены, однако ею не представлено доказательств приобретения для использования для порционирования блюд инвентаря без мерной отметки объема в литрах и миллилитрах.

Представители ответчиков Управления образования и администрации района в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 28 января 2010 года санитарным врачом вынесено постановление по делу об административном правонарушении <Номер обезличен>, в соответствии с которым, директор школы Никитина И. Н. привлечена к административной ответственности по статье 6.6. КоАП РФ за нарушения требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в школе

28 января 2010 года санитарным врачом вынесено постановление по делу об административном правонарушении <Номер обезличен>, в соответствии с которым, школа привлечена к административной ответственности по статье 6.7. КоАП РФ за нарушения требований СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»; СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекциионной деятельности» в школе

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в школе, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 28 января 2010 года главным санитарным врачомвыдано предписание <Номер обезличен> об устранении выявленных нарушений л.д. 24-25).

Ответственность за выполнение данного предписания возложена на школу. В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до 15 февраля 2010 года устранить нарушения п.п. 2.7.7., 2.И.1., 2.6.1. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»; п. 2.7. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»; п.п. 5.7., 4.10., 4.И., 4.14., 5.4., 5.6., 5.7., 5.12., 9.4., 13.3., 13.9., 13.11., 14.5., 14.6., 14.7., 14.8., 14.10., 14.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, с 18 февраля 2010 года по 25 февраля 2010 года в отношении ответчиков проведено внеплановое мероприятие по контролю, предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 28 января 2010 года <Номер обезличен>.

В ходе проведения данного мероприятия было обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 8, 9, 13, 14, 15, 21, 22 выданного предписания, а именно:

.1. Нарушения п. 4.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения использования для порционирования блюд инвентаря без мерной отметки объема в литрах и миллилитрах.

2. Нарушения п. 4.14. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части приобретения контрольных термометров в холодильное оборудование для хранения скоропортящихся продуктов.

3. Нарушения п.-5.12. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения использования кассет для хранения столовых приборов без ежедневной обработки с применением моющих средств и прокаливания в духовом шкафу.

4. Нарушения п. 9.4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части проведения С-витаминизации третьих блюд.

5. Нарушения п. 13.3. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части приобретения спецодежды не менее 3-х комплектов на одного работника.

6. Нарушения п. 1.4.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части ведения журнала витаминизации третьих и сладких блюд.

7. Нарушения п. 14.10. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части ведения журнала температурного режима холодильного оборудования.

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении <Номер обезличен> от 25 февраля 2010 года в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 142 в Ужурском районе Красноярского края от 11 марта 2010 года школа признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок п.п. 8, 9, 13, 14, 15, 21,22 предписания <Номер обезличен> от 28 января 2010 года л.д. 38-39).

Допущенные ответчиком нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Согласно п. 1.3. Устава учредителем школы является Управление образования. Имущество, закрепленное за Школой на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью (п. 7.2. Устава). Согласно п. 8.10. Устава учредитель оказывает помощь Школе в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы.

Представитель ответчика директор школы пояснила суду, что все нарушения, указанные в предписании, уже устранены, однако суду представлены только доказательства устранения нарушений, указанных в пунктах 9,13,14,15,21,22 Предписания л.д.81-94), доказательств устранения нарушения, указанного в п.8 Предписания не представлено.

Таким образом, суд считает, что исковые требования Роспотребнадзора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат частичному удовлетворению в части обязания ответчиков устранить нарушение в части недопущения использования для порционирования блюд инвентаря без мерной отметки объема в литрах и миллилитрах, в остальной части исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Роспотребнадзора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие школы, управления образования по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства выраженное в неисполнении пункта 8 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор <Номер обезличен> от 28 января 2010 года.

Обязать школу, управление образования, администрацию районасовместно устранить нарушение п. 4.11. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в обще
образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в части недопущения использования для порционирования блюд инвентаря без мерной отметки объема в литрах и миллилитрах.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня составления его в окончательной форме 5 октября 2010 года.

Председательствующий: Г.Н. Петрова