в защиту прав. свобод и законных интересов неопределенного круга лиц



Дело № 2-1092/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Хабаровой А.А.,

с участием представителя истца Роспотребнадзора Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчика ЦРБ Кулешовой Е.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и главного врача Вагнера В.А., представителя администрации района Мержоевой М.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Роспотребнадзора к ЦРБ, администрации района о признании незаконными бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства по предписанию № 815 от 21.09.2010 года, суд

УСТАНОВИЛ:

Роспотребнадзор обратилось в суд с иском ЦРБ, администрации района о признании незаконными бездействия, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства по предписанию № 815 от 21.09.2010 года. Требования мотивированы тем, что 30 сентября 2010 года главным санитарным врачом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 420, в соответствии с которыми ЦРБ привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушения п. 3.3., приложения 3 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», п. 6.3, п. 7.6., п. 8.2 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» в ЦРБ, расположенной по адресу: <адрес>. А именно: на мусороконтейнерной площадке МУЗ «Ужурская ЦРБ» установлены 4 металлических контейнера для смета с территории и отходов класса «А», и 1 контейнер для сбора отходов класса «Б». Контейнеры для сбора отходов частично разрушены, не имеют крышек, что может привести к попаданию отходов на территорию лечебных корпусов и контакту посторонних лиц и животных с содержимым контейнеров. На территории ЦРБ не организовано место для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров). Договоры на вывоз отходов класса «А» и «Б» не представлены, что не позволяет оценить периодичность вывоза отходов.

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 21.09.2010 года ведущим специалистом-экспертом Управления выдано предписание № 815 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 10.10.2010 года. В соответствии с указанным предписанием ЦРБ предписывалось устранить нарушения требований в том числе: п. 6.3. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» в части организации и оборудования места для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров).

С 26.10.2010 г. по 08.11.2010 г. в отношении ЦРБ проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от 21.09.2010 года № 815.

В ходе проведения данного мероприятия выявлено невыполнение в установленный срок указанного предписания, а именно:

п. 2 - не организовано и не оборудовано место для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров), что является нарушением п. 6.3. Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 788 от 08.11.2010 года и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. До настоящего времени приведенные нарушения не устранены. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к загрязнению и инфицированию мусоросборных контейнеров и транспорта в случае аварийной ситуации, при загрузке отходов без герметичной упаковки, размещенных в мусоросборных контейнерах, а также к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений). Таким образом, несоблюдение ЦРБ вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие места для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров) может привести к загрязнению и инфицированию мусоросбросных контейнеров и транспорта в случае аварийной ситуации, при загрузке отходов без герметичной упаковки, размещенных в мусоросборных контейнерах, а также к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений).

Нарушения, допущенные ЦРБ могут привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у персонала больницы, а также у лиц работающих на мусоровозах и лиц, обслуживающих полигон, куда вывозятся отходы ЦРБ.

Обосновывая свои требования ст.ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, истец просит признать бездействие ЦРБ и администрации района, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № 815 от 21.09.2010 года незаконным и обязать ответчиков исполнить следующие требования: организовать и оборудовать место для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров) в срок до 01 июня 2011 года.

В судебном заседании представитель истца Роспотребнадзора Остренко Н.Н. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представители ответчика ЦРБ не оспаривают факт не исполнения п. 2 предписания № 815 от 21.09.2010 года, пояснив, что в связи с отсутствием денежных средств устранить нарушения в срок, указанный в предписании, не представилось возможным. Организация и оборудование места для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров) запланированы и внесены в план мероприятий, проводимых в ЦРБ на 2012 год. Просит установить срок для исполнения предписания до 30 декабря 2012 года.

Представитель ответчика администрации района Мержоева М.Г. исковые требования признает, суду пояснила, что в сентябре 2010 года ЦРБ согласовала с администрацией района доработанный план мероприятий с изменениями в соответствии с санитарными нормами и правилами. Ввиду того, что для устранений указанных нарушений требуются денежные средства, просит также срок исполнения предписания № 815 от 21.09.2010 года определить до 30 декабря 2012 года.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» указанные санитарные правила предназначены для всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов.

В судебном заседании установлено, что 15 сентября 2010 года при проведении эпидемиологического расследования в связи с регистрацией 8 случаев гнойно-септического заболевания у новорожденных в ЦРБ, расположенной по адресу: <адрес> выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. По результатам проверки ЦРБ вынесено предписание № 815 от 21.09.2010 года об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до 10 октября 2010 года.

30 сентября 2010 года ЦРБ привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. (ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года).

В ходе проведенной внеплановой проверки с 26.10.2010 года по 08.11.2010 года установлено, что ответчиком не устранены нарушения, указанные в пункте 2 предписания № 815 от 21.09.2010 года, а именно ЦРБ до 10.10.2010 года: не организовало и не оборудовало место для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров).

Указанные факты нарушения представителями ответчиков не оспариваются. Из пояснений представителей ответчиков следует, что до настоящего времени нарушения, указанные в пункте 2 предписания, не устранены.

В соответствии с п. 1 Устава ЦРБ - указанное учреждение здравоохранения учреждено администрацией района постановлением № 284 от 03.11.1993 года. Согласно п. 8 Устава имущество за учреждением закреплено на праве оперативного управления. Имущество МУЗ «Ужурская ЦРБ» является муниципальной собственностью администрации района. Согласно п. 16 Устава, источником формирования имущества ЦРБ является имущество, закрепленное собственником в установленном порядке, бюджетные ассигнования. Согласно п. 20 Устава ЦРБ обязано предоставлять в администрацию района необходимую сметно-финансовую документацию в полном объеме, утвержденных форм и по всем видам деятельности. Учитывая, что устранение указанных нарушений требований санитарного законодательства требует вложения денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена также на администрацию района.

При таких обстоятельствах исковые требования Роспотребнадзора подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд считает, что срок устранения нарушений, указанный истцом, достаточен для выполнения требований, указанных в пункте 2 предписания № 815 от 21.09.2010 года.

Поскольку истец при подачи иска в суд, освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчиков надлежит взыскать в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей в долевом порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 165 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Роспотребнадзора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ЦРБ и администрации района, выразившееся в неисполнении пункта 2 предписания территориального отдела Роспотребнадзора № 815 от 21 сентября 2010 года.

Обязать ЦРБ и администрацию района устранить нарушения, указанные в пункте 2 предписания территориального отдела роспотребнадзора № 815 от 21 сентября 2010 года, а именно: устранить нарушения п. 6.3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений»- организовать и оборудовать место для мытья и дезинфекции межкорпусных контейнеров и автотранспорта (в случае аварийной ситуации, при обнаружении открытого нахождения отходов внутри межкорпусных контейнеров) в срок до 01 июня 2011 года.

Взыскать с ответчиков ЦРБ и администрации района государственную пошлину в доход бюджета в сумме 4000 рублей в долевом порядке по 2000 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в 10-дневный срок с момента вынесения.

Председательствующий Сазонова О.В.