Дело № 2-1077/ 2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н.,
при секретаре Чуриковой М.Н.,
с участием помощника прокурора <данные изъяты> Ключникова Н.С.,
главы администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> Третьякова А.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по решению вопросов местного значения муниципального образования, суд
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> о признании незаконным бездействия по решению вопросов местного значения муниципального образования.
Требования мотивированы тем, что проведённой прокуратурой <данные изъяты> проверкой соблюдения требований федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> выявлены нарушения названного законодательства.
Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В п.п. 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержат автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 251 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:
- ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти;
- обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их
содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие
содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на основе проектов, схем, и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, согласно Указу Президента Российской Федерации № 711 от 15 июня 1998 года, производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
Согласно статьи 2 Устава <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>, принятого решением <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах <адрес>, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом. Административным центром <данные изъяты> сельсовета является село <данные изъяты>.
Согласно пункта 5 части 1 ст. 7 Устава <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Письмом МВД РФ от 02 августа 2006 года № 13/6-3853, Росавтодора от 07 августа 2006 года № 01-29/5313 «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» в целя: использования единого подхода по применению положений новы государственных стандартов в области безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»; ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры») и в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для практического применения в работе определен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, а также дислокации технических средств регулирования дорожного движения.
Однако, проверкой установлено, что в нарушение указанных требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией <данные изъяты> сельсовета не приняты надлежащие меры по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, выразившиеся в не обеспечении безопасности дорожного движения, в части не установки длительное время дорожных знаков согласно дислокации.
Согласно акта проверки ОГИБДД <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выявлено отсутствие дорожных знаков в <адрес>, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Коме того, установлено, что администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> дислокация технических средств по регулированию дорожного движения в <адрес> не разработана и на согласование с ОГИБДД <данные изъяты> не представлена.
При контрольной проверке, проведенной ОГИБДД <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в <адрес> по-прежнему отсутствует, дорожно-знаковая информация, дислокация технических средств регулирования дорожного движения для согласования с ОГИБДД <данные изъяты> не представлена.
Таким образом, для безопасности участников дорожного движения в <адрес> необходимо разработать и представить в ОГИБДД <данные изъяты> проект дислокации технических средств регулирования дорожного движения, а также установить отсутствующие дорожные знаки.
По результатам проверок ОГИБДД <данные изъяты> на имя главы <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц и стандарта по ГОСТ Р 50597-93. Данное предписание не исполнено, ответчик мотивирует это отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
Бездействие в части невыполнения комплекса мер, направленных на организацию безопасного движения в <адрес> является незаконным, создает, в том числе, угрозу аварийности на дорогах.
Вышеуказанные факты длительного бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> свидетельствуют о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения, что существенно нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории <адрес>.
На основании изложенного прокурор <данные изъяты> просит признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> по решению вопросов местного значения муниципального образования выразившееся в не обеспечении безопасности дорожного движении в части не установки дорожных знаков и непредставления в ОГИБДД <данные изъяты> дислокации технических средств регулирования дорожного движения в <адрес> незаконным. Кроме того, прокурор <данные изъяты> просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и представить на согласование в ОГИБДД <данные изъяты> проект дислокации технических средств регулирования, дорожного движения, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки согласно дислокации.
В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> Ключников Н.С. исковые требования изменил, просил обязать администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки согласно дислокации, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив всё изложенное в иске.
Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> глава администрации Третьяков А.М. измененные исковые требования признал.
Заслушав стороны, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В п.п. 6, 12 статьи 3 указанного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту содержанию автомобильных дорог местного значения. Содержат автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 251 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:
- ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти;
- обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их
содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие
содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на основе проектов, схем, и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации дорожного движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, согласно Указу Президента Российской Федерации № 711 от 15 июня 1998 года, производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.
Согласно статьи 2 Устава <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>, принятого решением <данные изъяты> сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах <адрес>, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Красноярского края и настоящим Уставом. Административным центром Солгонского сельсовета является <адрес>.
Согласно пункта 5 части 1 ст. 7 Устава <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Письмом МВД РФ от 02 августа 2006 года № 13/6-3853, Росавтодора от 07 августа 2006 года № 01-29/5313 «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» в целя: использования единого подхода по применению положений новы государственных стандартов в области безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»; ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры») и в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для практического применения в работе определен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, а также дислокации технических средств регулирования дорожного движения.
Проведенной прокуратурой <данные изъяты> проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией Солгонского сельсовета не приняты надлежащие меры по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, выразившиеся в не обеспечении безопасности дорожного движения, в части не установки длительное время дорожных знаков согласно дислокации.
Согласно акта проверки ОГИБДД <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ выявлено отсутствие дорожных знаков в <адрес>, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Коме того, проверкой было установлено, что администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> дислокация технических средств по регулированию дорожного движения в <адрес> не разработана и на согласование с ОГИБДД <данные изъяты> не представлена.
При контрольной проверке, проведенной ОГИБДД <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в <адрес> по-прежнему отсутствует, дорожно-знаковая информация, дислокация технических средств регулирования дорожного движения для согласования с ОГИБДД <данные изъяты> не представлена.
Таким образом, для безопасности участников дорожного движения в <адрес> необходимо разработать и представить в ОГИБДД <данные изъяты> проект дислокации технических средств регулирования дорожного движения, а также установить отсутствующие дорожные знаки.
По результатам проверок ОГИБДД <данные изъяты> на имя главы <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений организации дорожного движения и оборудованию дорог и улиц и стандарта по ГОСТ Р 50597-93. Данное предписание не исполнено, ответчик мотивирует это отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
Бездействие в части невыполнения комплекса мер, направленных на организацию безопасного движения в <адрес> является незаконным, создает, в том числе, угрозу аварийности на дорогах.
Вышеуказанные факты длительного бездействия администрации Солгонского сельсовета <адрес> свидетельствуют о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения, что существенно нарушает конституционные права неопределенного круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории <адрес>.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <данные изъяты>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <данные изъяты>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> по решению вопросов местного значения муниципального образования, выразившееся в необеспечении безопасности дорожного движении в части неустановки дорожных знаков и непредставления в ОГИБДД <данные изъяты> дислокации технических средств регулирования дорожного движения в селе <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и представить на согласование в ОГИБДД <данные изъяты> проект дислокации технических средств регулирования дорожного движения.
Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки согласно дислокации в селе <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Г.Н. Петрова