о признании права на предоставление льгот по уплате ж/коммунальных услуг, взыскании излишне уплаченных сумм за ж/коммунальные услуги и электроснабжение



Дело № 2-979/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 года

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

При секретаре Бритько М.Н.

С участием истицы Трушиной М.В., представителей ответчиков Гурняк Н.А.,

действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Манакова А.В.,

действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя

третьего лица Дробот Я.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

года

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трушиной М.В. к Правительству Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ, Администрации <данные изъяты> о взыскании излишне уплаченных сумм за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

Трушина М.В. обратилась в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ работает <данные изъяты> отделения военного госпиталя Министерства обороны РФ (войсковая часть <данные изъяты>) и постоянно проживает на территории ЗАТО п. С., являющегося рабочим поселком. В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, она, а также проживающие с ней члены семьи, имели право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. Указанные льготы она получала до 01.01.2005 года, однако после указанной даты ей перестали предоставлять льготы, хотя работники муниципальной больницы, расположенной в ЗАТО п. С., пользуются льготами на основании краевого закона. Конституционный Суд РФ в своем определении от 4 декабря 2007 года № 947-0 указал, что Российская Федерация не вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны, работающим и проживающим в сельской местности, жилищных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 01 января 2005 года. Считает, что льготы, которыми она пользовалась до 01 января 2005 года, должны быть сохранены, поскольку иных мер социальной поддержки для них не предусмотрено. Трушина М.В. просит взыскать с Российской Федерации 75916,90 рублей, излишне уплаченных за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию, обязать Администрацию ЗАТО <данные изъяты> восстановить ей льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии с 01 января 2005 года, а также взыскать судебные расходы в размере 2677 рублей.

В судебном заседании истица Трушина М.В. увеличила заявленные исковые требования пояснив, что ею неправильно подсчитана сумма задолженности. Она составляет не 75916 рублей 90 копеек, а 79171 рубль 06 копеек и именно данную сумму она просит взыскать с ответчика за период с 01 декабря 2007 года по ноябрь 2010 года включительно, а также возврат госпошлины 2575 рублей 13 копеек.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> Манаков А.В. исковые требования не признал, поскольку Администрация <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, а также находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются, соответственно, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии со статьей 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» врачам, провизорам, средним медицинским и фармацевтическим работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах: 100 % оплаты жилья в пределах социальной нормы, установленной законом края; 100 % стоимости электроснабжения и теплоснабжения (отопления) в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления. Трушина М.В. не является медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, следовательно, Администрация <данные изъяты> не может предоставлять ей субсидию и возвратить денежные средства. Истица является работником военного госпиталя, то есть федерального учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета. Следовательно, предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Трушиной М.В. должна производить Российская Федерация за счет средств федерального бюджета. Администрация <данные изъяты> полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам госпиталя не наделялась, материальные средства для этого не получала. Истица производит оплату жилья и коммунальных услуг в полном размере, субсидий на эти цели не получает. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину в результате бездействия государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией либо соответствующим субъектом федерации. Поскольку" убытки истице причинены из-за бездействия государственных органов Российской Федерации, то надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Представитель Администрации <данные изъяты> просит в иске Трушиной М.В. к Администрации <данные изъяты> отказать.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Гурняк Н.А. исковые требования не признала, считает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям. Статьей 15.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 года № 4218-1 (в редакции Закона от 09.05.2003 года № э2-ФЗ), было предусмотрено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлений субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № "23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (услуг), надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования не производилось возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг медицинским работникам военного госпиталя (войсковой части <данные изъяты>) в спорный период в связи с недостаточностью финансирования на местном уровне, и что Российской Федерацией не были выполнены обязательства по предоставлению финансовой помощи бюджетам муниципальных образований в связи с предоставлением льгот указанной категории граждан, а также доказательства того, что организация, предоставляющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесла расходы в связи с предоставлением и реализацией установленных льгот. Обязанность по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает только после предоставления таких льгот гражданам и на основании фактически произведенных организацией расходов в связи с реализацией установленных льгот. Обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Правоотношения по поводу предоставления льгот и оказания услуг складываются между гражданином и данной организацией, которая является стороной по договору. Министерство финансов РФ, в свою очередь, не является стороной по договору на предоставление услуг. В этой связи в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации просит отказать.

Представитель третьего лица МУП ЖКХ <данные изъяты> Дробот Я.А. исковые требования истца к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации считают законными и обоснованными. Суду пояснила, что ранее МУП ЖКХ <данные изъяты> предоставляло истице льготы по оплате жилья и отопления, однако после того, как ч. 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу, Администрация <данные изъяты> прекратила возвещать расходы по предоставлению льгот. С 01.01.2005 года истица оплачивает жилищно-коммунальные услуги в полном размере. Считает, что обязанность по возмещению расходов на жилищно-коммунальные услуги лежит на Российской Федерации в лице Министерства финансов, поскольку по обязательствам государства, так как данная льгота предусмотрена федеральным законом, МУП ЖКХ никакой ответственности нести не должно.

Представитель третьего лица ОАО «...энергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении представитель третьего лица просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск ОАО «...энергосбыт» указало, что не несет расходов по предоставлению мер социальной поддержки населению по оплате электроэнергии. В связи с отменой ч.:2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан полномочия по определению мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения переданы Правительству; РФ: Поскольку военные госпитали Министерства обороны РФ не относятся к таким учреждениям, их работники в настоящее время лишены возможности пользоваться мерами


социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг. Закон Красноярского края, устанавливающий такие меры социальной поддержки, на них не распространяется. Однако согласно решениям Конституционного Суда РФ медицинские работники военных госпиталей не могут быть лишены жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истица Трушина М.В. является медицинским работником Федерального, государственного учреждения Министерства обороны РФ «<данные изъяты> военный госпиталь», расположенного на территории ЗАТО п. С.. Трушина М.В. работает <данные изъяты> отделения военного госпиталя войсковой части <данные изъяты>, её должность относится к группе должностей медицинских и фармацевтических работников «Врачи и провизоры». Истица проживает в ЗАТО п. С. по <адрес>. Эти обстоятельства подтверждаются справкой с места жительства истицы, договором № передачи жилого помещения в собственность граждан, соответствующими справками с места работы.

Как следует из Устава ФГУ Министерства обороны РФ «<данные изъяты> военный госпиталь», указанное учреждение является лечебно-профилактическим учреждением Министерства обороны РФ, создано в целях осуществления медицинского Обеспечения Вооруженных Сил РФ и оказания стационарной медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Военный госпиталь является юридическим лицом и расположен в г. У. (ЗАТО п. С.).

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их: семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 года. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции указанного закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектом Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских к фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).

Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников.

Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако военный госпиталь, где работает истица, является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются.

Фактически федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских


работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля»). Военные госпитали Министерства обороны российской Федерации таковыми не являются, в связи с чем, их медицинские работники в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании ч. 2 ст. 63 Основ в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04 декабря 2007 года № 947-О-П. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом РФ решениях и предписаний ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Таким образом, поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истице должны быть сохранены в объеме, действовавшем до 01 января 2005 года, то есть она сохраняет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Как следует из Устава ЗАТО п. С. - муниципальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

ЗАТО п. С. основан ДД.ММ.ГГГГ как рабочий п. С. и входит в состав <адрес>. Статус закрытого административно-территориального образования присвоен рабочему поселку С. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 32984. ЗАТО п. С. является городским поселением, наделенным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ статусом городского округа. Согласно Закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образований» вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Законом Красноярского края «О статусе закрытых административно-территориальных образований Красноярского края» ЗАТО поселок С. наделен статусом городского округа. Согласно Закону Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае» населенные пункты, находящиеся на территории Красноярского края, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся: краевые города, районные города, рабочие, курортные и дачные поселки; к сельским - все остальные населенные пункты.

Кроме того, в названии ЗАТО п. С. имеется слово «поселок», что позволяет отнести ЗАТО п. С. к поселкам городского типа, а, соответственно, истица как работающая и проживающая в таком поселке, имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя также плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Таким образом, бесплатное предоставление жилья включает в себя плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Суд установил, что Трушина М.В. проживает в ЗАТО пС. до <адрес>, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан. На потребление электроэнергии Трушиной М.В. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение с ОАО «...энергосбыт».

Как следует из представленных истицей квитанций, а также акта сверки, представленного ОАО «...энергосбыт», Трушина М.В. за период с 01 декабря 2007 года по ноябрь 2010 года включительно произвела оплату ОАО «...энергосбыт» за потребленную по месту жительства электроэнергию на освещение в сумме 4844 рубля 63 копейки.

Согласно представленных МУП ЖКХ <данные изъяты> квитанций, а также расчету Трушина М.В. произвела оплату за содержание и ремонт жилья, наем жилья, отопление и вывоз ТБО за период с декабря 2007 года по ноябрь 2010 года включительно в размере: декабрь 2007 года - 1541 рубль 67 копеек; в 2008 году - 1772,36 рублей х 12 мес. = 21268 рублей 32 копейки; в 2009 году - 2127,54 рубля х 12 мес. = 25530 рублей 48 копеек; с января 2010 года по ноябрь 2010 года включительно - 2362,36 рублей х 11 мес. = 25985 рублей 96 копеек, всего 74326 рублей 43 копейки. |

Таким образом, Трушина М.В. заплатила за жилое помещение, отопление и освещение за период с декабря 2007 года по ноябрь 2010 года включительно 79171 рубль 06 копеек. Именно в таком размере подлежат удовлетворению исковые требования Трушиной М.В.

Соответственно, истица за указанные периоды времени понесла убытки в: виде полной оплаты жилого помещения, отопления и освещения, хотя ей должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего: Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Военный госпиталь, где работает истица, является федеральным медицинским учреждением Министерства обороны РФ. Федеральный законодатель до настоящего времени не определил меры социальной поддержки, в частности, медицинским работникам военных госпиталей, а также не определил источники и механизмы компенсации расходов организаций, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинский работникам федеральных учреждений здравоохранения возложено на федеральные органы власти, источником финансирования в данном случае является федеральный бюджет. Российская Федерация не исполнила должным образом свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, доказательств выделения из федерального бюджета соответствующих средств на эти дели Красноярскому краю либо органу местного самоуправления ЗАТО п. С. суду не представлено, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Российской Федерации в лице её финансового органа - Министерства финансов РФ.

Кроме того, исковые требования Трушиной М.В. о восстановлении льгот на жилищно-коммунальные услуги не могут быть удовлетворены по следующим основаниям. В настоящее время нормативный правовой акт, на основании которого организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и услуги по энергоснабжению, могли бы предоставляться соответствующие льготы, отсутствует. МУП ЖКХ <данные изъяты> и ОАО «...энергосбыт» участвуют в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, никакие требования к ним истица не заявляла. Администрация <данные изъяты> не может предоставить соответствующие льготы истице, поскольку не предоставляет эти услуги.

С учетом изложенного, в удовлетворении этой части исковых требований Трушиной М.В. следует отказать.

В силу ст. 98 ГПК РФ с Министерства финансов РФ в пользу Трушиной М.В. следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2575 рублей 13 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Трушиной М.В. удовлетворить
частично.

Взыскать в пользу Трушиной М.В. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 79171 рубль 06 копеек, возврат госпошлины 2575 рублей 13 копеек, а всего 81746 (восемьдесят одна тысяча семьсот сорок шесть) рублей 19 копеек.

В удовлетворении исковых требований к Администрации <данные изъяты> Трушиной М.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский. районный суд в 10- ти дневный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.

Решение вступило в законную силу 12 января 2011 года.