Дело № 2-330/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 апреля 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Голубевой В.А., при секретаре Коноваловой Е.В., с участием представителя истицы Бахаревой Т.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации района Поймановой Г.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимошенко Е.С., действующей за себя лично и в интересах своих несовершеннолетних детей Тимошенко Р.Е., Тимошенко С.Е. к администрации города о понуждении к заключению договора о безвозмездной передачи жилья в собственность, У С Т А Н О В И Л: Тимошенко Е.С. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ между супругом истицы Т.Е. и районным комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации района в лице председателя комитета Г.Н. был заключен договор аренды жилого помещения по адресу: <адрес>, которая должна использоваться для проживания сотрудников <данные изъяты> и членов их семей. Согласно договору аренды следует, что спорная квартира находится в собственности арендодателя на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако арендодатель собственником квартиры на указанный период времени не являлся, так как право собственности на квартиру было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, квартира не была отнесена к специализированному жилому фонду, а отнесена к указанной категории постановлением администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ. В реестр муниципальной собственности района квартира включена ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем спорную квартиру истице и ее семье не могли предоставить как служебную, а с супругом истицы был заключен договор аренды. Ордер на квартиру не выдавался. На основании постановления администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности и отнесена к специализированному жилому фонду, в связи с чем истцы фактически проживают в квартире на условиях социального найма и имеют право на заключение с ними договора о безвозмездной передачи квартиры в долевую собственность. Супруг истицы Т.Е. от участия в приватизации отказался. Обосновывая свои требования ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 46, 107 ЖК РФ Тимошенко Е.С., действующая за себя лично и в интересах своих несовершеннолетних детей просит суд признать их проживающими в квартире <адрес> на условиях договора социального найма и обязать администрацию города заключить с Тимошенко Е.С., Тимошенко Р.Е., Тимошенко С.Е. договор о безвозмездной передаче жилья в долевую собственность указанной квартиры, а также взыскать с администрации города 6.000 рублей за услуги адвоката и 400 рублей возврат уплаченной госпошлины. В судебном заседании представитель истицы Бахарева Т.Д. исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ супругу истицы и членам его семьи была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> на основании договора аренды. В настоящее время семье Тимошенко отказано в приватизации занимаемого ими жилого помещения ввиду того, что указанная квартира состоит в реестре муниципальной собственности и отнесена к специализированному жилому фонду на основании постановления администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ в приватизации незаконным по изложенным в заявлении основаниям. Настаивает на удовлетворении иска в полном объеме. Представитель ответчика администрации города Пойманова Г.В. иск не признала, просит в удовлетворении исковых требований Тимошенко Е.С. отказать по следующим основаниям. В своем заявлении истец указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ ее супругу Т.Е. администрацией города была предоставлена квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, для проживания сотрудника <данные изъяты> и членов его семьи. В исковом заявлении истец указывает, что в данной квартире проживают согласно договору социального найма, так как при вселении им не был выдан ордер, а заключен договор аренды жилого помещения. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ «служебные» жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо в связи с избранием на выборочную должность в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Спорная квартира была предоставлена Т.Е. как сотруднику <данные изъяты>, в связи с назначением его на должность <данные изъяты>. Кроме этого, спорная квартира была приобретена в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ целенаправленно, именно для проживания лица, назначаемого на должность <данные изъяты>, на период его пребывания на указанном посту. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 служебные помещения не подлежат приватизации. А в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, следовательно, оснований для приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Тимошенко Е. С., не имеется. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище -одно из важнейших социально- экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ районным комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации района в лице председателя комитета Г.Н. и Т.Е. был заключен договор аренды на квартиру по адресу: <адрес>, в которой они до настоящего времени проживают и зарегистрированы. В ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истица обращалась в администрацию города с заявлением о передаче в собственность занимаемой ими квартиры, однако ей было отказано в связи с тем, что квартира является муниципальной собственностью города и отнесена к категории служебных, поэтому не подлежит приватизации. По общему правилу ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, согласно которому местным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он был выдан, договора найма служебного жилья (ст. 51, 106 ЖК РСФСР), однако семье Тимошенко ордер на жилое помещение не выдавался, договор найма служебного жилья не был заключен, а заключен договор аренды. Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома и квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ (т.е. после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.). Спорное жилое помещение было отнесено к категории служебного жилого помещения после предоставления ее семье Тимошенко (ДД.ММ.ГГГГ) в качестве таковой на основании постановления администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со ст. 8 Закона Российской федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Представитель ответчика, обосновывая возражения по существу заявленных требований, указывает на то, что спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду, в связи с чем не подлежит приватизации. Однако, суд считает, что указанные доводы представителя ответчика необоснованны по следующим основаниям. Согласно ст. 5 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года к жилищным отношениям, возникших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основании ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения правоотношения) жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Помещение в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных ( п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 года № 5 ( с изм. и доп.) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР»). Подобная правовая позиция нашла свое отражение и в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42. Судом установлено, что на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ № администрация района купила в муниципальную собственность квартиру по адресу: <адрес> (п. 1.5 договора аренды жилого помещения). На основании ч. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Согласно ч. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право муниципальной собственности С. на квартиру <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно ч. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. На момент включения спорной квартиры в муниципальную собственность ДД.ММ.ГГГГ и отнесении ее к числу служебных, а именно ДД.ММ.ГГГГ, данная квартира не находилась ни в собственности, ни в пользовании администрации района. Кроме того, сделка купли- продажи спорной квартиры на тот момент была не заключена, поскольку регистрация сделки произведена в установленном законом порядке только ДД.ММ.ГГГГ. Постановление администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ о включении спорной квартиры в число служебных принято после предоставления семье Тимошенко данной квартиры, фактически как служебной на основании договора аренды жилого помещения. Таким образом, на момент принятия решения о выделении семье Тимошенко квартиры по адресу: <адрес>, как служебного жилья, то есть для использования для проживания сотрудника <данные изъяты> и членов его семьи, данная квартира не была отнесена в соответствии с действующим законодательством к специализированному жилищному фонду. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ «О закрытом административно территориальном образовании» № от 17.07.1992 года (с изм. и доп.) к участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно- территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории. Таким образом, суд считает, что требование Тимошенко Е.С., действующей за себя лично и в интересах несовершеннолетних детей к ответчику о признании их проживающими в спорной квартире на условиях договора социального найма обосновано и подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность. Супруг истицы Т.Е. отказался от участия в приватизации спорной квартиры, просит не включать его в число собственников квартиры, что подтверждается нотариально удостоверенным согласием Т.Е. от ДД.ММ.ГГГГ за №. Поскольку, ограничений для приватизации квартиры, установленных ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не имеется, истица с несовершеннолетними детьми вправе приобрести занимаемую ими квартиру в свою собственность. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. Истицей На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать Тимошенко Е.С., Тимошенко Р.Е., Тимошенко С.Е. проживающими в квартире <адрес> на условиях договора социального найма. Обязать Администрацию города заключить с Тимошенко Е.С., Тимошенко Р.Е., Тимошенко С.Е. в установленный законом срок договор о безвозмездной передачи квартиры <адрес> в собственность по 1/3 доле каждому в порядке приватизации. Взыскать с Администрации города в пользу Тимошенко Е.С. судебные расходы за услуги адвоката в размере 6000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд, начиная с момента изготовления мотивированного решения - с 4 мая 2011 года. Председательствующий Голубева В.А.