Дело № 2-296/2011 Именем Российской Федерации 04 апреля 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Голубевой В.А., при секретаре Коноваловой Е.В., с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора Земеровой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МУЗ «больница» Кулешовой Е.И., выступающей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Роспотребнадзора в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «больница» о признании незаконными бездействие, возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства в МУЗ «больница», суд УСТАНОВИЛ: Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с данным заявлением. Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения начальника территориального отдела Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, по адресу: <адрес>, специалистом- экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора были проведены внеплановые мероприятия (эпидемиологическое расследование по случаю регистрации 8 случаев гнойно-септического заболевания новорожденных) по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека в отношении МУЗ «больница» (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). В ходе проведения надзорных мероприятий было выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий МУЗ «больница» в части отсутствия гардеробных для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды шкафами в количестве равным 100 % списочного состава персонала родильного отделения; не проведение дезинфекционной камерной обработки матрацев, подушек, одеял после выписки (смерти) больных, а также по- мере загрязнения; хранения уборочного инвентаря (тряпки, ведра) не в специально, выделенном помещении; использования мягкой мебели в родильном отделении с покрытием из материалов не устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств; обеспечения родильного отделения не достаточным количеством мягкого инвентаря; хранения дезинфицирующих растворов и средств в емкостях, которые не снабжены крышками. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора МУЗ «больница» выдано предписание № об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на МУЗ «больница». В соответствии с указанным предписанием МУЗ «больница» предписывалось устранить нарушения требований п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части выделения шкафов в гардеробных для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, равным 100 % списочного состава персонала родильного отделения: п. 10.9.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных, домов и других лечебных стационаров» в части обеспечения проведения дезинфекционной камерной обработки матрацев, подушек, одеял после выписки (смерти) больных, а также по мере загрязнения; п. 10.1. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части хранения уборочного инвентаря (тряпки, ведра) в специально выделенном помещении; п. 4.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части использования мягкой мебели в родильном отделении с покрытием из материалов устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств; п. 10.9.6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части обеспечения родильного отделения достаточным количеством мягкого инвентаря; п. 7.7. Санитарных правил СП 3.1.2485-09 «Профилактикавнутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля лечебных организаций. Дополнение № 1 к СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части обеспечения хранения дезинфицирующих растворов и средств в емкостях, которые снабжены крышками. Постановлением Ужурского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ деятельность МУЗ «больница» была приостановлена на срок 30 суток. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУЗ «больница» проведена внеплановая проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения данного мероприятия выявлено невыполнение в установленный срок указанного предписания, а именно: п. 5 предписания не выполнен: в нарушение требований п. 10.9.6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», родильное отделение не обеспечено достаточным количеством мягкого инвентаря. На момент проведения надзорного мероприятия (ДД.ММ.ГГГГ) в отделении находится 2 роженицы, 4 родильницы и 4 новорожденных, на данное количество пациенток и новорожденных необходимо: простынь - 60 шт., при норме 10 на 1 койку, в наличии 60 шт.; наволочек - 48 шт., при норме 8 на 1 койку, в наличии 48 шт.; летних пеленок - 600 шт., при норме 150 шт. на 1 койку, в наличии 600 шт.; теплых пеленок - 60 шт., при норме 15 шт. на 1 койку, в наличии 60 шт.; детских одеял - 12 шт., при норме 3 на 1 койку, в наличии 12 шт.; полотенец для больных - 60 шт., при норме 10 на 1 койку, в наличии 60 шт.; сорочек - 60 шт., при норме 10 на 1 койку, в наличии 60 шт.. При проведении надзорных мероприятий, представлен перечень мягкого инвентаря, с указанием его общего количества в родильном отделении на ДД.ММ.ГГГГода. При проведении анализа представленного перечня установлено, что общее количество мягкого инвентаря для обеспечения обменного фонда при развертывании родильного отделения на 26 коек для женщин и 21 коек для новорожденных является не достаточным и не соответствует нормам, указанных в табеле оснащения мягким инвентарем стационаров больниц,- диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей (приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 15.09.1988 года № 710 «Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем стационаров больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий»),- а именно: в наличии простынь 182 шт., при норме 10 шт. на 1 койку необходимо 260 шт. (оснащенность составляет - 70,0 %); в наличии наволочек 159 шт., при норме 8 шт. на 1 койку необходимо 208 шт. (оснащенность составляет - 76,4 %); в наличии халатов для пациенток 61 шт., при норме 3 шт. на 1 койку необходимо 78 шт. (оснащенность составляет - 78,2 %); в наличии одеял детских 30 шт., при норме 3 шт. на 1 койку необходимо 63 шт. (оснащенность составляет - 47,6 %); в наличии матрацев (взрослых) - 44 шт., при норме 2 шт. на 1 койку необходимо 52 шт. (оснащенность составляет - 84,6 %); в наличии подушек - 55 шт., при норме 2,5 шт. на 1 койку необходимо 65 шт. (оснащенность составляет - 84,6 %); в наличии полотенец для больных - 220 шт., при норме 10 шт. на 1 койку необходимо 260 шт. (оснащенность составляет - 84,6 %); в наличии сорочек - 220 шт., при норме 10 шт. на 1 колку необходимо 260 шт. (оснащенность составляет - 84,6 %), что является нарушением требований раздела 1, п. 8.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».. В связи с недостаточным укомплектованием отделения мягким инвентарем, сестрой-хозяйкой родильного отделения составлена заявка на приобретение и выдачу мягкого инвентаря для пополнения и приведения обменного фонда мягкого инвентаря к нормам, указанных в табеле оснащения мягким инвентарем стационаров больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей (приложение 1 к приказу Минздрава СССР от 15.09.1988 года № 710 «Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем стационаров больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий»). На ДД.ММ.ГГГГ мягкий инвентарь (для пополнения обменного фонда) в родильное отделение не выдавался, что свидетельствует о не выполнении пункта 5 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и привлечено к наказанию в виде штрафа в размере 11.000 рублей. Однако до настоящего времени приведенное нарушение не устранено. Несоблюдение вышеуказанного требований санитарного законодательства, направленного на обеспечение родильного отделения мягким инвентарем в достаточном количестве и для создания обменного фонда в отделении, может привести к не своевременной замене постельных, нательных принадлежностей у пациентов отделения, что может привести к использованию загрязненных постельных и нательных принадлежностей; к нехватке пеленок для новорожденных, что может привести и использованию загрязненных пеленок и к несвоевременной их замене, а также может послужить средой накопления и размножение микроорганизмов, которые могут вызвать массовые инфекционные заболевания и паразитарные болезни среди новорожденных, рожениц и родильниц. Таким образом, несоблюдение МУЗ «больница» вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. В соответствии со ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нарушения, допущенные МУЗ «больница» может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) у пациентов МУЗ «больница», а также иных лиц, которые посещают здание и помещения учреждения. Обосновывая свои требования ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, просит признать бездействие МУЗ «больница» в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным и обязать МУЗ «больница» исполнить требования, связанные с обеспечением родильного отделения мягким инвентарем в соответствии с нормами. В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора Земерова О.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Представитель ответчика МУЗ «больница» Кулешова Е.И. исковые требования не признала, пояснив суду, что все недостатки, обнаруженные истцом в результате проверки, в настоящее время исправлены. В доказательство своих доводов представитель истца предоставила соответствующие документы. В п.5 указывалось на необходимость устранения нарушения п.8.5 раздела 1 Санитарно эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.1.2630-10» Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», связанную с обеспечением родильного отделения мягким инвентарем в соответствии с нормами. Родильное отделение на данный момент полностью оснащено мягким инвентарем на 26 коек, что подтверждает табель оснащенности по МУЗ « больница», а также требования накладные, приложенные к отзыву. При полной оснащенности на 26 коек в родильном отделении в соответствии с приказом №от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении коек круглосуточного стационара количество коек было уменьшено до 18 штук. Пункт 5 предписания полностью выполнен. Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Представитель истца, ознакомившись с представленным отзывом и документами, согласилась с тем, что пункт 5 предписания полностью выполнен. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 165 ГК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требования Управления Роспотребнадзора удовлетворить о признании бездействия МУЗ «больница», выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок, начиная с момента изготовления мотивированного решения - с 11 апреля 2011 года. Председательствующий Голубева В.А.