Дело № 2-432/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 мая 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В., при секретаре Хабаровой А.А., с участием помощника прокурора <данные изъяты> района Красноярского края Ключникова Н.С., представителя ответчика и.о. главы администрации <данные изъяты> сельсовета Разумных Л.Т.. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в части не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, суд УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в части не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что администрацией <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края не организован сбор и вывоз отходов на территории населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет. Указанное подтверждается справкой <данные изъяты> природоохранного прокурора, объяснением должностного лица администрации <данные изъяты> сельсовета. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся : организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В нарушение ст.ст. 10, 51, 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 5 ст. 12, ст. 13, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 11 и 13 Земельного кодекса РФ администрацией <данные изъяты> сельсовета не организован сбор и вывоз отходов от населения, что в свою очередь представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду. Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора орган местного самоуправления может путем проведения аукциона по выбору организации на проведение работы по организации сбора и вывоза отходов от населения. На основании изложенного истец просит признать бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края в части не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселений <данные изъяты> сельсовета незаконным; обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселений <данные изъяты> сельсовета в пятимесячный срок с момента вступления решения в законную силу. Истец <данные изъяты> природоохранный прокурор в судебное заседание не явился о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно. Помощник прокурора <данные изъяты> района Красноярского края Ключников Н.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в заявлении обстоятельствам. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района и.о. главы сельсовета Разумных Л.Т. исковые требования признала полностью, не возражает против удовлетворения заявленных требований, согласна с предложенным прокурором сроком устранения нарушений действующего законодательства. Не оспаривает, что на территории <данные изъяты> сельсовета не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Причиной неисполнения данной обязанности является отсутствие денежных средств в бюджете поселения. Заслушав участников процесса, изучив обстоятельства и материалы дела суд приходит к следующим выводам. В соответствии со 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (с изм. и доп.) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.01.1999 г № 52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления на почву запрещается. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года (с изм. и доп.) захоронение отходов на территориях городских и других поселений запрещается. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К вопросам местного значения поселений относится- организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что предусмотрено ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (с изм. и доп.), ст. 8 Федерального закона «Об отходах производств и потребления». В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> природоохранным прокурором В. и заместителем <данные изъяты> природоохранного прокурора Т. проведена проверка организации сбора и вывоза отходов и мусора на территории <данные изъяты> сельсовета. В ходе выездной проверки были обследованы населенные пункты, входящие в состав <данные изъяты> сельсовета- с. М., д. Б., д. Б., д. Е., с. С.. Установлено, что на территории <данные изъяты> сельсовета Ужурского района не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. На территории населенных пунктов муниципального образования не определены места сбора мусора и отходов, отсутствуют контейнеры для целей сбора отходов и мусора. Отсутствует организация, занимающаяся сбором и последующим вывозом отходов с территории <данные изъяты> сельсовета. Указанные факты нарушения приведенного законодательства подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается представителем ответчика Разумных Л.Т., которая в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что до настоящего времени не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения. Согласно акта выбора и обследования земельного участка под свалку бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), земельный участок д. Б. площадью 0,5 га по санитарным, экологическим и иным основаниям пригоден для отвода под свалку бытового мусора. По сообщению <данные изъяты> межрайонного комитета по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), на основании заключения государственной экологической экспертизы <данные изъяты> комитет согласовывает размещение свалок ТБО в селе Б., с. М., с. Б., с. С., при условии выполнения предложений экспертной комиссии на последующей стадии проектирования с обязательным предоставлением проектной документации на государственную экологическую экспертизу, размещение свалок ТБО в д. Т., д. Е. - отклоняется. По объяснениям Разумных Л.Т. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) следует, что на территории сельсовета вывоз ТБО не организован, граждане вывозят мусор самостоятельно на временные места хранения, эти места устанавливались сельской администрацией ещё в 1996 году. Неисполнение ответчиком обязанностей, установленных федеральным законодательством по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории <данные изъяты> сельсовета Ужурского района, приводит к образованию стихийных несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, которые создают опасность причинения вреда окружающей среде, что нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. Предложенный истцом срок устранения нарушений ответчиком не оспорен. На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования <данные изъяты> природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования <данные изъяты> природоохранного прокурора удовлетворить. Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края в части не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселений <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края незаконным. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселений <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края в срок до 12 ноября 2011 года. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в 10-ти дневный срок с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2011 года Председательствующий: О.В. Сазонова