о признании увольнения незаконным и о взыскании стимулирующей выплаты - премии за квартал 2010 года



Дело № 2-320/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 года          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Голубевой В.А.,

при секретаре Коноваловой Е.В.,

с участием истца Гончарова Г.К.,

представителя ответчика ФГ КЭУ «<данные изъяты>» (войсковой части ) Козютина В.А., выступающего на основании доверенности от ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончарова Г.К. к ФГ КЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть ) о признании за ним права на получение стимулирующей выплаты - квартальной премии за 2010 год, выплате ему квартальной премии за 2010 год, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Гончаров Г.К. первоначально обратился в суд с иском к ФГ КЭУ « <данные изъяты>» (войсковая часть ) о признании увольнения незаконным и взыскании стимулирующей выплаты за 1-4 кварталы 2010 года.

Требования мотивированы тем, что Гончаров Г.К. работал ФГ КЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть ) на должности газоэлектросварщика. С ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по п. 2 ст. 81 ТК РФ - сокращение штатной численности. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Гончарову Г.К. необходимо было выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск за отработанный период, премию за декабрь 2010 года, ЕДВ за период с 01 января 2010 года по 30 ноября 2010 года, выходное пособие за два месяца. Указанные выплаты были начислены и произведены. Однако Гончарову Г.К. не была начислена и выплачена премия за 1-4 кварталы 2010 года, которая всегда выплачивалась в конце года и относится к стимулирующей выплате.

Согласно п. 5 Коллективного договора источниками выплаты заработной платы работникам являются фонд заработной плат, фонд материального стимулирования. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу п. 5.1 Коллективного договора, системы оплаты труда включают в себя размеры тарифных ставок, окладов, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы надбавок и доплат стимулирующего характера, выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам года. Исходя из Положения об установлении условий, размеров и порядка установления выплат стимулирующего характера, принятого на общем собрании трудового коллектива 06 декабря 2008 года (Протокол № 1) следует, что премиальные выплаты по итогам работы производятся за месяц, квартал, год за счет средств годового фонда выплат стимулирующего характера, в размерах пропорционально отработанному времени.

Условия, при которых работники могут быть лишены или которым снижены, размеры премии устанавливаются следующими критериями:

- невыполнение хотя бы одного из критериев, за которые начисляется квартальная премия - в размере критерия по данному хозяйству;

- в случае факта лишения ежемесячной премии, то за квартал лишение 100 %;

- время нахождения по больничному листу, отпуске без содержания, учебном отпуске, прогул.

Данное положение нашло отражение в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации». В отношении Гончарова Г.К. не было никаких оснований для лишения квартальной премии, однако многие работники гражданского персонала квартальные премии получили.

Из ответа работодателя следует, что согласно п. 4 «Положения о премировании» коллективного договора в/части премиальные не выплачиваются работникам, уволенным с работы до издания приказа на выплату премии. Гончаров Г.К. считает увольнение незаконным по следующим основаниям.

В августе 2010 года Гончаровым Г.К. получено уведомление о том, что в соответствии с решением Министерства обороны РФ от 05 февраля 2010 года о привлечении сторонних специализированных организаций к управлению специализированным жилищным фондом Министерства Обороны, должность, занимаемая Гончаровым Г.К. будет сокращена с ДД.ММ.ГГГГ. Однако сокращения в сентябре не произошло и истец полагал, что будет работать на прежней должности. ДД.ММ.ГГГГ Гончаров Г.К. был вызван в отдел кадров и ознакомлен с приказом об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 81 ТК РФ.

В силу ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Однако об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ Гончаров Г.К. был предупрежден за несколько дней, а об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ не был предупрежден. Кроме того, с приказами и Гончаров Г.К. не был ознакомлен и уверен, что они появились после его увольнения.

Так, в приказе от ДД.ММ.ГГГГ о выплате квартальной премии не указан конкретный квартал, а лишь то, что стимулирующая премии выплачивается за основные результаты деятельности в целях заинтересованности работников в повышении дисциплины и качественных показателей при выполнении производственных задач по итогам работы за 2010 год за счет экономии годового фонда оплаты труда. В данном приказе речь идет об экономии ни за квартал, а за год. Таким образом, Гончаров Г.К. полагает, что он имеет право на получении стимулирующей премии.

На основании изложенного в порядке ст. 39 ГПК РФ Гончаров Г.К. изменил исковые требования. Он просит суд:

1, признать за ним право на получение стимулирующей выплаты - квартальных премий за 2010 год

2. обязать ответчика выплатить ему премию с 1 по 4 квартал включительно за 2010 год.

Истец настаивает на том, что указанными действиями работодателя Гончарову Г.К. причинен моральный вред в 10.000 рублей. Кроме того, Гончаров Г.К. понес судебные издержки в сумме 1500 рублей за услуги адвоката КрККА - составление иска. Гончаров Г.К. просит суд взыскать с ответчика данные суммы.

       В судебном заседании истец Гончаров Г.К. настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика ФГ КЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть ) Козютин В.А. исковые требования не признал, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям. На основании ст. 392 трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении- в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Как видно из приказа от ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с Гончаровым В.К. были прекращены ДД.ММ.ГГГГ но им это сделано не было. Тем самым гончаров В.К. пропустил срок обращения в суд. По мнению ответчика, требования истца удовлетворению не подлежат.

С учетом измененных исковых требований представитель ответчика Козютин В.А. в судебном заседании пояснил, что по прежнему исковые требования не признает. Согласно Положению об установлении условий, размеров и порядка установления выплат стимулирующего характера, действующего в организации, премиальные выплаты устанавливаются по итогам работы за месяц, квартал, год. Премия по итогам работы за квартал выплачивается за счет экономии фонда оплаты труда. По итогам работы за 1, 2, 3 кварталы 2010 года премия за квартал не выплачивалась в виду отсутствия экономии фонда оплаты труда. Выплата квартальной премии за 2010 года была произведена гражданскому персоналу войсковой части приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Гончарову В.К. премия не была выплачена, поскольку он уволен ДД.ММ.ГГГГ по сокращению численности штата, то есть до издания приказа о премировании. Увольнение работника до издания приказа на выплату премии является согласно Положению о премировании основанием для невыплаты премии. Считает действия ответчика правомерными, Гончаров В.К. расчет получил полностью, трудовая книжка ему была выдана своевременно, а потому его трудовые права нарушены ответчиком не были. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Представитель ответчика пояснил, что не имеет сведений о наличии оснований для лишения Гончарова В.К.     квартальной премии. Однако истец к дисциплинарной ответственности не привлекался, ежемесячной премии не лишался, с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок.

         Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей второй Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы включаются компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные компенсационные выплаты).

Как установлено судом, истец Гончаров Г.К. работал в Федеральном государственном квартирно-эксплуатационном учреждении «<данные изъяты>» (войсковая часть ) на должности газоэлектросварщика, с ним был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ, истец уволен с этой даты по сокращению численности штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ). Согласно Уставу ФГКЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть ) является некоммерческой организацией, юридическим лицом, имеет утвержденную смету расходов, баланс.

Согласно п. 3 и 4 Трудового договора работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки. За выполнение трудовых обязанностей Гончарову Г.К. установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, производимых в порядке, установленном Приказом Министерства обороны РФ от 10.11.2008 года № 555, а также премий и иных выплат, устанавливаемых в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.

Как установлено судом, на основании приказа начальника войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ за счет экономии годового фонда оплаты труда в целях заинтересованности работников по итогам 2010 года в соответствии с Положением о премировании гражданскому персоналу войсковой части произведена выплата квартальной премии за 2010 год. Однако истцу указанная премия не была выплачена, поскольку он был уволен до издания приказа о премировании. Как следует из представленной суду выписки из приказа о премировании истец в данный приказ не включен.

Оценив исследованные судом доказательства, проанализировав нормативные акты Министерства обороны РФ, локальные нормативные акты, действующие у ответчика в части премирования работников, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Гончаровым Г.К. требований о праве на выплату квартальной премии за 2010 год и обязании ответчика произвести ему выплату квартальной премии за 2010 год.

В соответствии с разделом пятым Коллективного договора войсковой части оплата труда работников производится на основе «Единой тарифной сетки» по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, в соответствии с приказами Министра обороны РФ и утвержденным штатным расписанием. Источниками выплаты заработной платы работникам являются фонд заработной платы и фонд материального стимулирования. Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда включает: тарифные ставки, оклады; доплаты и надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера; единовременное денежное вознаграждение по итогам года; системы премирования.

Согласно п. 66-69 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583», гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы. Данная выплата производится за счет средств экономии оплаты труда, выплачивается, в том числе, за квартал. Пунктом 82 Положения предусмотрена возможность выплаты премий по результатам работы за месяц и квартал. Согласно п. 98 Положения премии и иные выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии фонда оплаты труда, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно Положению об установлении условий, размеров и порядка установления выплат стимулирующего характера ФГКЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть ) ежеквартальная экономия по фонду оплаты труда направляется на дополнительное премирование гражданского персонала войсковой части. Фонд материального поощрения рассчитывается единый по частям и отдельно по хозяйствам, расчет премии по результатам работы за квартал производится по определенной формуле, с учетом коэффициента трудового вклада работника, и других критериев. В разделе Положения о премиальных выплатах за квартал указано структурное подразделение, в котором работал и истец (вентиляционное хозяйство), что не отрицал и представитель ответчика.

Согласно сведений по учету использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала ФГКЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть ), содержащегося за счет бюджетных средств, по итогам работы за 2010 год образовалась экономия фонда оплаты труда в размере 2 868 664 рублей 37 копеек, которая на основании разрешения вышестоящей войсковой части 69665 и была направлена на премирование работников ответчика в декабре 2010 года в качестве квартальной премии.

Таким образом, анализ локальных нормативных актов, приказов Министерства обороны РФ, содержание трудового договора, заключенного с Гончаровым Г.К., позволяет сделать вывод о том, что он имеет право на получение квартальной премии за 2010 год. Единственным основанием невыплаты квартальной премии явилось его увольнение до издания приказа о выплате премии. Такое основание невыплаты квартальной премии содержится в Положении о премировании, действующем у ответчика. Однако, по мнению суда, увольнение истца до издания приказа о премировании не может являться безусловным основанием для невыплаты ему премии, поскольку согласно Положению о премировании расчетным периодом, за который выплачивается квартальная премия, является квартал. Гончаров Г.К. отработал у ответчика почти весь 2010 год, был уволен ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ , квартальная премия работникам ответчика была выплачена по итогам работы за 2010 год за счет экономии годового фонда оплаты труда. С учетом этого, решение о премировании истца должно быть принято по результатам его работы за все кварталы 2010 года, и не может быть поставлено в зависимость от даты его увольнения.

Согласно общего раздела Положения о премировании о премиальных выплатах по итогам работы, стимулирующие выплаты производятся пропорционально отработанному времени. Кроме того, согласно п. 89 Положения о системе оплаты труда…, утвержденного Приказом Министра обороны РФ № 555, гражданскому персоналу, отработавшему в воинской части неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально отработанным полным календарным месяцам. Как следует из копии приказа об увольнении Гончарова Г.К. от ДД.ММ.ГГГГ, ему положено выплатить премию за декабрь, единовременное денежное вознаграждение за 11 месяцев 2010 года. Таким образом, ответчик сам производил выплату премий истцу в зависимости от отработанного времени. Соответственно, квартальная премия подлежит выплате по таким же правилам. Издание же приказа о премировании после увольнения истца не должно влиять на его право получить наравне с другими работниками материальное поощрение за фактически отработанное время.

Как установлено судом, иных оснований для невыплаты квартальной премии не имеется, а потому за истцом следует признать право на получение квартальной премии за 2010 год. Вместе с тем, конкретный размер квартальной премии должен определяться с учетом эффективности работы истца, его трудового вклада, в соответствии с действующим у ответчика Положением о премировании, что является только прерогативой работодателя, и не может быть определен судом.

С учетом изложенного исковые требования о признании за истцом права на получение квартальной премии и выплате ему указанной премии за 2010 год подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

Поскольку действия ответчика по невыплате квартальной премии истцу противоречат требованиям закона, бездействие ответчика является противоправным.

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание конкретные обстоятельства причинения вреда, характер нравственных страданий, степень вины ответчика. С учетом требований разумности и справедливости суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, в сумме 1000 рублей.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Следует взыскать в пользу истца за услуги адвоката по составлению искового заявления 1500 рублей.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета, поскольку истец освобожден от её уплаты. Размер государственной пошлины определяется судом в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет 400 рублей, поскольку Гончаровым Г.К. заявлены два требования имущественного характера, не подлежащего оценке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гончарова Г.К. удовлетворить частично.

Признать за Гончаровым Г.К. право на выплату стимулирующего характера - квартальную премию за 2010 год и обязать Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «<данные изъяты>» (войсковая часть ) произвести выплату квартальной премии за 2010 год в соответствии с Положением об установлении условий, размеров и порядка установления выплат стимулирующего характера.

Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» (войсковая часть ) в пользу Гончарова Г.К. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 1500 рублей, а всего 2500 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «<данные изъяты>» (войсковая часть ) государственную пошлину в размере 400 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд, начиная с 5 мая 2011 года.

Председательствующий:                                      Голубева В.А.