Дело № 2-522/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июня 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В., при секретаре Хабаровой А.А., с участием истца Кравченко Н.Н., представителя ответчика Министерства <данные изъяты> Российской Федерации Гурняк Н.А., представителя ответчика администрации ЗАТО п. <данные изъяты> Манакова А.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Н.Н. к Российской Федерации в лице Министерства <данные изъяты> Российской Федерации, администрации закрытого административно- территориального образования п. <данные изъяты> Красноярского края о признании права на предоставление льгот по уплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергию, восстановлении положения, действующего до нарушения права, взыскании излишне уплаченных сумм за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию, суд У С Т А Н О В И Л: Кравченко Н.Н. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства <данные изъяты> Российской Федерации, администрации закрытого административно- территориального образования п. <данные изъяты> Красноярского края о признании права на предоставление льгот по уплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергию, восстановлении положения, действующего до нарушения права, взыскании излишне уплаченных сумм за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию. Исковые требования мотивированы следующим: истица работает с 25 июня 2001 года в должности фармацевта, с 04 апреля 2005 года- провизором, с 01 декабря 2009 года- провизором- технологом аптеки военного госпиталя- войсковой части № и постоянно проживает на территории ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края, являющимся рабочим поселком. До 1 января 2005 года истица имела льготу по оплате жилья, коммунальных услуг и электроэнергии в соответствии с действующим тогда законодательством. С 1 января 2005 года МУП ЖКХ ЗАТО п. <данные изъяты> прекратило предоставлять истице вышеуказанные льготы, хотя работники муниципальной больницы, расположенной в ЗАТО п. <данные изъяты>, пользуются льготами на основании краевого закона. Конституционный Суд РФ в своем определении от 4 декабря 2007 года № 947-О указал, что Российская Федерация не вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны, работающим и проживающим в сельской местности, жилищных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 01 января 2005 года. Истица считает, что льготы, которыми она пользовалась до 01 января 2005 года, должны быть сохранены, поскольку иных мер социальной поддержки для них не предусмотрено. По аналогичному иску от 29 июня 2010 года было вынесено решение в ее пользу, за период с мая 2007 года по апрель 2010 года излишне уплаченная сумма за ЖКХ услуги и электроснабжение истцом была получена. Согласно представленного расчета, истец просит взыскать с Российской Федерации излишне уплаченные: 28507 рублей 93 копейки за жилищно- коммунальные услуги за период с мая 2010 года по апрель 2011 года включительно, 3128 рублей за электроэнергию за период с апреля 2010 года по март 2011 года; обязать администрацию ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края восстановить ей льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии, а также взыскать судебные расходы. В судебном заседании истец Кравченко Н.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, по изложенным в иске обстоятельствам. Представитель ответчика администрации ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края Манаков А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация ЗАТО п. <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, а также находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются, соответственно, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ. Кравченко Н.Н. не является медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, следовательно, администрация ЗАТО п. <данные изъяты> не может предоставлять ей субсидию и возвратить денежные средства. Истица является работником военного госпиталя, то есть федерального учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета. Следовательно, предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Кравченко Н.Н. должна производить Российская Федерация за счет средств федерального бюджета. Администрация ЗАТО п. <данные изъяты> полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам госпиталя не наделялась, материальные средства для этого не получала. Истица производит оплату жилья и коммунальных услуг в полном размере, субсидий на эти цели не получает. Поскольку убытки истице причинены из-за бездействия государственных органов Российской Федерации, то надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства <данные изъяты> Российской Федерации. Представитель администрации ЗАТО п. <данные изъяты> просит в иске Кравченко Н.Н. к администрации ЗАТО п. <данные изъяты> отказать. Представитель Министерства <данные изъяты> Российской Федерации Гурняк Н.А. исковые требования не признала, считает, что Министерство <данные изъяты> Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу по следующим основаниям. Статьей 15.4 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.1992 года № 4218-1 (в редакции Закона от 09.05.2003 года № 52-ФЗ), было предусмотрено, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществлением до 01.01.2005 года предоставления потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (услуг), надлежит учитывать следующее. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Обязанность по предоставлению бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает только после предоставления таких льгот гражданам и на основании фактически произведенных организацией расходов в связи с реализацией установленных льгот. Обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Министерство <данные изъяты> Российской Федерации не является стороной по договору на предоставление таких услуг. На основании изложенным просит в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица МУП ЖКХ ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края Дробот Я.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом. От представителя Дробот Я.А. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв на заявленные требования. Согласно отзыва, представитель считает заявленные исковые требования в отношении Министерства <данные изъяты> РФ законными. МУП ЖКХ ЗАТО п. <данные изъяты> предоставляло льготу истцу, так как истец является медицинским работником работающим в сельской местности, но в связи с тем, что администрация ЗАТО п. <данные изъяты> прекратила возмещать им расходы по предоставлению льгот, в связи с тем, что ч. 2 ст. 63 закона «Об охране здоровья граждан» от 22.08.2004 года утратила силу, предприятие было вынуждено прекратить предоставление льгот истцу. Ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года № 947-О-П полагает, что разницу, которую истец оплатил за жилищно- коммунальные услуги и которую не должен был платить, подлежит возмещению Министерством <данные изъяты> РФ, а не администрацией ЗАТО п. <данные изъяты>, так как данная льгота предусмотрена федеральным законом. Также не согласна с тем, что истец просит суд обязать администрацию ЗАТО п. <данные изъяты> восстановить льготу. Представитель третьего лица ОАО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве на иск директор ОАО «<данные изъяты>» указал, что общество не несет расходов по предоставлению мер социальной поддержки населению по оплате электроэнергии. В связи с отменой ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан полномочия по определению мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения переданы Правительству РФ. Поскольку военные госпитали Министерства обороны РФ не относятся к таким учреждениям, их работники в настоящее время лишены возможности пользоваться мерами социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг. Закон Красноярского края, устанавливающий такие меры социальной поддержки, на них не распространяется. Однако согласно решениям Конституционного Суда РФ медицинские работники военных госпиталей не могут быть лишены жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч. 2 ст. 63 Основ. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Третье лицо Кравченко Ю.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. От Кравченко Ю.Г. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, согласен с требованиями, заявленными в исковом заявлении Кравченко Н.Н.. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Истица Кравченко Н.Н. является медицинским работником Федерального государственного учреждения Министерства обороны РФ «№ военный госпиталь», расположенного на территории ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края. Кравченко Н.Н. работает с 25.06.2001 года провизором- технологом аптеки, данная должность относится к группе должностей медицинских и фармацевтических работников «Врачи и провизоры». Истица проживает в <адрес> совместно с супругом и детьми по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения муниципального жилищного фонда. Эти обстоятельства подтверждаются выпиской из финансово- лицевого счета, справками с места работы, договором найма. На потребление электроэнергии Кравченко Н.Н. заключено соглашение с ОАО «<данные изъяты>». Как следует из Устава ФГУ Министерства обороны РФ «№ военный госпиталь», указанное учреждение является лечебно-профилактическим учреждением Министерства обороны РФ, создано в целях осуществления медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ и оказания стационарной медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Военный госпиталь является юридическим лицом и расположен в г. У. Красноярского края (ЗАТО п. <данные изъяты>). В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 года. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции указанного закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников. Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако военный госпиталь, где работает истица, является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются. Фактически федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля»). Военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации таковыми не являются, в связи с чем их медицинские работники в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании ч. 2 ст. 63 Основ в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04 декабря 2007 года № 947-О-П. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе - в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом РФ решениях, и предписаний ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ - не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты. Таким образом, поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истице должны быть сохранены в объеме, действовавшем до 01 января 2005 года, то есть она сохраняет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Как следует из Устава ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края ЗАТО п. <данные изъяты> - муниципальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. ЗАТО п. <данные изъяты> основан 19 октября 1965 года как рабочий поселок <данные изъяты> и входит в состав Красноярского края. Статус закрытого административно-территориального образования присвоен рабочему поселку <данные изъяты> Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3298-1. ЗАТО п. <данные изъяты> является городским поселением, наделенным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ статусом городского округа. Согласно Закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Законом Красноярского края «О статусе закрытых административно-территориальных образований Красноярского края» ЗАТО поселок <данные изъяты> наделен статусом городского округа. Согласно Закону Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае» населенные пункты, находящиеся на территории Красноярского края, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся: краевые города, районные города, рабочие, курортные и дачные поселки; к сельским - все остальные населенные пункты. Кроме того, в названии ЗАТО п. <данные изъяты> имеется слово «поселок», что позволяет отнести ЗАТО п. <данные изъяты> к поселкам городского типа, а, соответственно, истица как работающая и проживающая в таком поселке, имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя также плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Таким образом, бесплатное предоставление жилья включает в себя плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Согласно решения Ужурского районного суда Красноярского края от 29.06.2010 года с Российской Федерации в пользу Кравченко Н.Н. взыскано: 66851 рубль 58 копеек излишне уплаченных за жилищно- коммунальные услуги и наем жилья за период с мая 2007 года по апрель 2010 года, а также за освещение за период с мая 2007 года по апрель 2010 года. Как следует из представленных истицей квитанций, а также акта сверки, представленного ОАО «<данные изъяты>», Кравченко Н.Н. за период с мая 2010 года по 18.04.2011 года произвела оплату ОАО «<данные изъяты>» за потребленную по месту жительства электроэнергию на освещение в сумме 3128 рублей. Согласно представленных истицей и МУП ЖКХ ЗАТО п. <данные изъяты> квитанций, Кравченко Н.Н. произвела оплату за содержание и ремонт жилья, наем жилья, отопление и вывоз ТБО за период с мая 2010 года по апрель 2011 года включительно в сумме 28507 рублей 93 копейки. Соответственно, истица за указанные периоды времени понесла убытки в виде полной оплаты жилого помещения, отопления и освещения, хотя ей должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки. Сумма убытков составляет 31635 рублей 93 копейки, данная сумма подлежит взысканию. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего. Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Военный госпиталь, где работает истица, является федеральным медицинским учреждением Министерства обороны РФ. Федеральный законодатель до настоящего времени не определил меры социальной поддержки, в частности, медицинским работникам военных госпиталей, а также не определил источники и механизмы компенсации расходов организаций, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения возложено на федеральные органы власти, источником финансирования в данном случае является федеральный бюджет. Российская Федерация не исполнила должным образом свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, доказательств выделения из федерального бюджета соответствующих средств на эти цели Красноярскому краю либо органу местного самоуправления ЗАТО п. <данные изъяты> суду не представлено, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице её финансового органа - Министерства <данные изъяты> РФ. Кроме того, согласно решения Ужурского районного суда Красноярского края от 29.06.2010 года в удовлетворении исковых требований Кравченко Н.Н. к администрации ЗАТО п. <данные изъяты> о восстановлении льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг и электроэнергии отказано. Данное решение вступило в законную силу. В настоящее время не имеется оснований об обязании администрации ЗАТО п. <данные изъяты> восстановить льготы по оплате жилищно- коммунальных услуг и электроэнергии. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к администрации ЗАТО п. <данные изъяты> надлежит отказать. В силу ст. 98 ГПК РФ с Министерства <данные изъяты> РФ в пользу Кравченко Н.Н. следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1149 рублей 07 копеек. Таким образом, в пользу истицы Кравченко Н.Н. с Российской Федерации за счет средств казны надлежит взыскать убытки, понесенные ею по оплате жилищно-коммунальных услуг, наем жилого помещения и освещение в сумме 31635 рублей 93 копейки, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1149 рублей 07 копеек, а всего 32785 рублей.. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кравченко Н.Н. удовлетворить частично. Взыскать в пользу Кравченко Н.Н. с Российской Федерации в лице Министерства <данные изъяты> Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 32785 (тридцать две тысячи семьсот восемьдесят пять) рублей. В удовлетворении исковых требований Кравченко Н.Н. к администрации ЗАТО п. <данные изъяты> Красноярского края отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 суток с момента его вынесения. Председательствующий О.В. Сазонова