о предоставлении жилого помещения



                    Дело № 2- 347/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2011 года           г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Хабаровой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Вунгаловой Е.В., истца Мина В.А., представителя ответчика администрации <данные изъяты> района Красноярского края Мержоевой М.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах Мина В.А. к администрации <данные изъяты> района Красноярского края о предоставлении жилого помещения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Мина В.А. к администрации <данные изъяты> района, Министерству образования и науки Красноярского края с иском о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Мина В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения в связи со смертью матери- М. и лишением родительских прав отца М. была определена под опеку на основании постановления администрации г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . В 2002 году Мина В.А. была определена на полное государственное обеспечение в Ужурскую школу- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После окончания школы- интернат с 01.09.2005 года по 29.06.2009 года Мина В.А. обучалась в профессиональном училище п. <данные изъяты> Ужурского района. Мина В.А. жилого помещения не имеет, права собственности или иные вещные права на объекты недвижимого имущества на ее имя не зарегистрированы, что подтверждается справкой <данные изъяты> отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлялось. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ Мина В.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако, до настоящего времени жилое помещение Мина В.А. не приобреталось. Право на предоставление Мина В.А. жилого помещения, не реализовано. В настоящее время Мина В.А. не имеет регистрации по месту жительства, в связи с чем, не имеет возможности трудоустроиться, дохода также не имеет. В настоящее время Мина В.А. временно проживает у знакомых по <адрес>. Ссылаясь на ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 11 ЖК РФ, прокурор Ужурского района просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края предоставить администрации <данные изъяты> района Красноярского края денежные средства из краевого бюджета для приобретения Мина В.А. жилого помещения в г. <данные изъяты> Красноярского края, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, размером не менее 13 квадратных метров общей площади; обязать администрацию <данные изъяты> района Красноярского края при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в г. <данные изъяты> размером не менее 13 квадратных метров общей площади, которое предоставить Мина В.А. на условиях договора социального найма.

На основании определения Ужурского районного суда от 04 мая 2011 года производство по делу в части заявленных требований прокурора Ужурского района в интересах Мина В.А. к Министерству образования и науки Красноярского края об обязании предоставить администрации <данные изъяты> района Красноярского края денежные средства из краевого бюджета для приобретения Мина В.А. жилого помещения в г. <данные изъяты> Красноярского края, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, размером не менее 13 кв. метров общей площади, прекращено в связи с отказом истцов от заявленных требований.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ужурского района Вунгалова Е.В. исковые требования поддержала в части обязания администрации <данные изъяты> района Красноярского края при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам в г. <данные изъяты> размером не менее 13 кв.м. общей площади, которое предоставить Мина В.А. на условиях договора социального найма, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Мина В.А. в судебном заседании поддерживает заявленные в ее интересах прокурором Ужурского района исковые требования, суду пояснила, что какого- либо жилья в пользовании и в собственности не имеет, вынуждена проживать у знакомых.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> района Красноярского края Мержоева М.Г. исковые требования не признала, пояснив, что в бюджете <данные изъяты> района не имеется денежных средств, необходимых для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Министерство образования и науки Красноярского края направляет денежные средства для обеспечения данной категории детей жилыми помещениями согласно заключенных соглашений. Мина В.А. не вошла в список детей, которым в 2011 году планируется выделение денежных средств на приобретение жилья.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. От представителя М. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно поступившего отзыва, считает заявленные требования к Министерству образования и науки Красноярского края необоснованными по следующим основаниям. Согласно Закону Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены в 2011 году государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 года № 12-961. Министерство в отличие от органов местного самоуправления, не наделено полномочиями предоставлять жилые помещения по договору социального найма, размером не ниже социальной нормы, о чем просит прокурор. Судебная практика подтверждает, что надлежащим ответчиком по требованиям о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям- сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства, является не орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно орган местного самоуправления. В полномочия Министерства входит постановка на учет детей- сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Полномочия по предоставлению указанной выше категории граждан возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края. Таким образом, Министерство не может считаться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Надлежащим ответчиком является компетентный орган местного самоуправления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора- органа опеки и попечительства <данные изъяты> РУО Хашина Е.Н. в судебное заседание не явилась. От Хашиной Е.Н. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддерживает заявленные прокурором района исковые требования.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ч. 2 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. №12-261 (в редакции закона от 06.03.2008г.), дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений..., обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25 - уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты предоставления документов.

Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на 2010 г. и 2011 г. наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя : а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также
лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим
жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4
апреля 2005 года № 25 - уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого
помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям,
оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого
помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительно- распорядительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование <данные изъяты> район входит в указанный перечень.

Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в его определении от 05.02.2009 года № 250-О-П.

Судом установлено, что Мина В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В несовершеннолетнем возрасте жилое помещение за Мина В.А. закреплено не было. Таким образом, Мина В.А. имеет право на внеочередное получение жилья.

Согласно имеющегося в материалах дела сообщения Министерства образования и науки Красноярского края, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения от 21.10.2010 года Мина В.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение Мина В.А. не предоставлено.

В соответствии с предоставленными суду документами, за Мина В.А. в г. <данные изъяты> и <данные изъяты> районе Красноярского края объектов недвижимости на праве собственности не числится и Мина В.А. на территории <данные изъяты> района жилое помещение по договору социального найма не получала.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что гарантированное Мина В.А. государством право на внеочередное обеспечение жилым помещением, нарушено.

Согласно Решения <данные изъяты> городского Совета депутатов от 18.12.2008 года № 29-161р «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.<данные изъяты>» норма предоставления установлена 13 кв.метров.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> района Красноярского края предоставить Мина В.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам размером не менее 13 квадратных метров общей площади.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края, заявленные в интересах Мина В.А., удовлетворить.

Обязать администрацию <данные изъяты> района Красноярского края предоставить Мина В.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам размером не менее 13 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011 года

Председательствующий:           О.В. Сазонова