о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-556/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года                                  г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Бритко М.Н.,

с участием представителя истца Бахаревой Т.Д., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Чернухиной С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куприяновой Н.И. к Управлению Пенсионного фонда <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, суд

УСТАНОВИЛ:

Куприянова Н.И. обратилась в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного фонда <данные изъяты> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение, которым отказано в зачете в стаж: отпуска по уходу за ребенком по достижению возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуска по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсы по повышению квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные периоды входят в стаж работы в больница, где истица осуществляла лечебную деятельность в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ в данной части не оспаривает и согласна, что стаж её работы составляет 21 год 7 месяцев 8 дней (общий стаж 24 года 3 месяца 23 дня, из которых 2 года 8 месяцев 14 дней не зачтены в стаж).

Также решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска без сохранения заработной платы в должности <данные изъяты> госпиталя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что также ею оспаривается. Однако, общий стаж её работы в госпитале без учета отпуска без сохранения заработной платы составляет 9 лет 2 месяца 5 дней, а общий стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составляет 30 лет 9 месяцев 13 дней. Таким образом, на момент обращения в УПФ РФ <данные изъяты> имела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как в силу подпункта 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

От ответчика получен еще один ответ, из которого следует, что произвести оценку её пенсионных прав согласно ст. 27 пункта 1 подпункта 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ по поступившему заявлению нет возможности. Ответчик не учитывает и не указывает, что все необходимые документы ему были предоставлены. Ни в ответе, ни в решении не прослеживается спор о том, что ответчик не желает учитывать стаж в госпитале) как 1 год 3 месяца, то есть ставит под сомнение статус ЗАТО <данные изъяты>, как поселка городского типа.

Вместе с тем, из Устава ЗАТО <данные изъяты> ЗАТО <данные изъяты> - муниципальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. ЗАТО <данные изъяты> основан ДД.ММ.ГГГГ как рабочий поселок и входит в состав Красноярского края. Статус закрытого административно-территориального образования присвоен поселку <данные изъяты> Постановлением Верховного Совета российской Федерации от 14 июня 1992 года № 3298-1. ЗАТО <данные изъяты> является городским поселением, наделенным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ статусом городского округа. Согласно Закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территории закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Законом Красноярского края «О статусе закрытых административно-территориальных образований Красноярского края» ЗАТО <данные изъяты> наделен статусом городского округа. Согласно Закону Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае» населенные пункты, находящиеся на территории Красноярского края, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся: краевые города, районные города, рабочие, курортные, и дачные поселки; к сельским - все остальные населенные пункты. Кроме того, в названии ЗАТО <данные изъяты> имеется слово «поселок», что позволяет отнести ЗАТО <данные изъяты> к поселкам городского типа. Следовательно, на основании подпункта «а» пункта 5 ФЗ «О трудовых пенсиях» (утв. постановлением правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449), в котором указано, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж в календарном порядке, но лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), 1 год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год 3 месяца, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Таким образом, истица имеет смешанный стаж (город-поселок городского типа) работы, как лицо, осуществляющее лечебную деятельность, в размере 30 лет, а, следовательно, имеет право на досрочное начисление трудовой пенсии по старости. Ссылаясь на ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» просит признать ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (<данные изъяты>, а также взыскать с ответчика расходы по оплате услуг адвоката в размере 4000 рублей.

В судебное заседание истец Куприянова Н.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно, надлежащим образом.

         Представитель истца Бахарева Т.Д., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Дополнительно суду пояснила, что по запросу суда ответчиком представлен протокол Комиссии, из которого видно, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ засчитывает Куприяновой стаж работы в госпитале <данные изъяты>, расположенного на территории ЗАТО <данные изъяты> не в льготном исчислении ( 1 год за 1 год и 3 месяца), а в календарном исчислении, с чем они категорически не согласны. Просит суд признать право Куприяновой Н.И. на досрочное назначение трудовой пенсии, включив в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в сельской местности в <данные изъяты> госпитале <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (<данные изъяты> произвести назначение и выплату досрочной трудовой пенсии по старости Куприяновой Н.И. с момента ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере. Также просит суд взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя по составлению иска и представительство в суд в размере 9000 рублей.

       Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (<данные изъяты> Чернухина С.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», ст. 1 Закона Красноярского края от 26.05.2005 № 14-3412 «О статусе закрытых административно-территориальных образований Красноярского края», четко дает определение, что вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа, вследствие чего не может быть отнесена к сельской местности, статус которой дает право на льготное исчисление периодов для досрочного назначения пенсии по старости. Следовательно, если поселок <данные изъяты> по административно-территориальному делению находится в пределах городской черты, то расположенные на его территории лечебно-профилактические учреждения (в частности госпитали <данные изъяты>) следует квалифицировать как учреждения, расположенные в городе, с вытекающими отсюда правовыми последствиями в части льготного исчисления стажа. Медицинские работники соответствующих должностей госпиталя <данные изъяты> не имеют право на льготное исчисление стажа с момента наделения поселка <данные изъяты> статусом городского округа с 03 июля 2005 года. Решение       о       создании       (преобразовании),       реорганизации       закрытого административно-территориального      образования      принимается      Президентом РФ (ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании»). Кром того, истицей не представлено документов, подтверждающих тарифы на оказываемую услугу в виде составления искового заявления, и факт оплаты. Из имеющихся документов не понятно, из чего складывается взыскиваемая сумма, превышающая все разумные пределы. В удовлетворении иска просит отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом. В силу ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, без какой бы то ни было дискриминации.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.

На основании ч. 1 ст. 19 выше указанного Закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

В судебном заседании установлено, что истица Куприянова Н.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (<данные изъяты> с заявлением о назначении трудовой пенсии.

Согласно протокола заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав и социального обеспечения лиц УПФР <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в стаж на соответствующих видах работ зачтены периоды работы Куприяновой Н.И.: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (21 год 7 месяцев 8 дней)- <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 лет 2 месяца 5 дней) - <данные изъяты>

Данные периоды трудовой деятельности подтверждаются трудовой книжкой, справками, уточняющими особый характер работы.

Вместе с тем, согласно вышеуказанного протокола, не приняты к зачету в стаж на соответствующих видах работ периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуска без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации. В части не включения ответчиком вышеуказанных периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, истица согласна, ею не оспаривается.

Комиссией принято решение об отказе Куприяновой Н.И. в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку имеется стаж на соответствующих видах работ в связи с осуществлением лечебной деятельности 28 лет 8 дней, при требуемом 30 лет, независимо от возраста. Ей зачтены период работы в <данные изъяты> госпитале <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, а в календарном исчислении, поскольку по мнению Комиссии территория ЗАТО <данные изъяты>, на которой находится <данные изъяты> госпиталь <данные изъяты>, не может быть отнесена к сельской местности, статус которой дает право на льготное исчисление периодов работы для досрочного назначения пенсии по старости.

Суд считает, что Управление Пенсионного фонда <данные изъяты> неправомерно отказало истице в зачете периодов работы в военном госпитале <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии, год работы как 1 год и 3 месяца по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществляющие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Судом установлено, что истица работает в должности <данные изъяты> военного госпиталя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории ЗАТО <данные изъяты>.

Как следует из Устава ЗАТО <данные изъяты> ЗАТО <данные изъяты> - муниципальное образование, имеющее органы местного самоуправления, в пределах которого расположены военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

ЗАТО <данные изъяты> основан ДД.ММ.ГГГГ как рабочий поселок и входит в состав Красноярского края. Статус закрытого административно-территориального образования присвоен рабочему поселку <данные изъяты> Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3298-1. ЗАТО <данные изъяты> является городским поселением, наделенным Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ статусом городского округа. Согласно Закону Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Законом Красноярского края № 14-3412 от 26 мая 2005 года «О статусе закрытых административно-территориальных образований Красноярского края» с 03 июля 2005 года ЗАТО <данные изъяты> наделен статусом городского округа. Согласно Закону Красноярского края «Об административно-территориальном устройстве в Красноярском крае» населенные пункты, находящиеся на территории Красноярского края, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся: краевые города, районные города, рабочие, курортные и дачные поселки; к сельским - все остальные населенные пункты. Кроме того, в названии ЗАТО п<данные изъяты> имеется слово «поселок», что позволяет отнести ЗАТО <данные изъяты> к поселкам городского типа, а, соответственно, истица как работающая в таком поселке, имеет право на исчисление периодов её работы в военном госпитале с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца).

Учитывая, что Куприянова Н.И. имеет «смешанный» трудовой стаж - работала в Узловой больнице <данные изъяты> (работа в городе) и в военном госпитале <данные изъяты> в ЗАТО <данные изъяты> (работа в поселке городского типа) - периоды её работы в военном госпитале <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны исчисляться в льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца).

Таким образом, исковые требования Куприяновой Н.И. в части назначения трудовой пенсии по старости, подлежат удовлетворению, поскольку на момент ее обращения в Пенсионный фонд у нее имеется необходимый стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, исходя из правил установленных ч. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии по старости Куприяновой Н.И. следует определить с ДД.ММ.ГГГГ, со дня обращения с заявлением в Пенсионный фонд о назначении трудовой пенсии по старости.

Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание, что решение состоялось в пользу истца, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя по составлению иска и представительству в суде в размере 9000 рублей согласно представленных квитанций.

           Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куприяновой Н.И. удовлетворить.

Признать право Куприяновой Н.И. на досрочное назначение трудовой пенсии, включив в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в сельской местности в военном госпитале <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (<данные изъяты> произвести назначение и выплату досрочной трудовой пенсии по старости Куприяновой Н.И. с момента ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом размере.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ <данные изъяты> в пользу Куприяновой Н.И. расходы по оплате услуг представителя в размере 9000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10- дневный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.