о признании незаконным бездействия, выраженным в неисполнении предписания



Дело № 2-619/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Бритько М.Н.

с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Юшина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешовой Е.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», Администрации <данные изъяты>, суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляет свою деятельность на основании Устава 2003 года. В соответствии с Уставом МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» создана с целью оздоровления населения <данные изъяты>, снижения его общей заболеваемости и смертности, а также снижения младенческой и материнской смертности; проведения профилактической работы и санитарного просвещения. Основным видами деятельности являются: медицинская деятельность; оказание платных услуг, согласно перечня, утвержденного Администрацией <данные изъяты>; приобретение, хранение, отпуск, использование и уничтожение наркотических средств и психотропных веществ. Медицинская деятельность МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляется в соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным санитарным врачом <данные изъяты> А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении , в соответствии с которым Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> Центральная Районная больница» привлечено к административной ответственности по ст.6.4. КоАП Российской Федерации. 21 сентября 2010 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> З.. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 10.05.2011 г. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на ответчика. В соответствии с указанным предписанием, ответчику предписывалось устранить выявленные нарушения: 1. п. 3.24, п. 3.24.1. Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3.1375-03
«Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и
эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в
части выделения дополнительных площадей для обеспечения разделения помещений ЦСО МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на две зоны - нестерильную и стерильную и оборудования склада стерильных материалов, экспедиции, санпропускника, помещений для хранения и выдачи стерильного материала; 2. п. 9.7. Санитарных норм и правил СанПиН 3.5.2528-09 «Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических        организациях»        в        части выделения
дополнительных площадей для оборудования в составе ЦСО комнаты для
персонала, оборудованной холодильником, электроводонагревательными
устройствами, средствами для разогрева пищи и раковиной для мытья рук. 3. п. 9.5. Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части оборудования гардеробной для персонала ЦСО шкафами для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды. СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 06.06.2003 № 124 (зарегистрированы в Минюсте России 18.06.2003, регистрационный номер 4709), а также СанПиН 3.5.2528-09 «Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях» (дополнения № 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 06.08.2009 № 51 (зарегистрированы в Минюсте России 26.08.2009, регистрационный номер 14624) с 17.09.2010 г. утратили силу. Взамен СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», а также СанПиН 3.5.2528-09 «Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-
профилактических организациях» (дополнения № 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03)
с 17.09.2010 г. введены в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность». Требования, предъявлявшиеся п. 3.24, п. 3.24.1,
п. 9.5 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению,
устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и
других лечебных стационаров», а также п.9.7. СанПиН 3.5.2528-09
«Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в
лечебно-профилактических организациях» (дополнения № 2 к СанПиН
2.1.3.1375-03), изложены в п. 10.20.1, п. 15.14. главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, с 11.05.2011 г. по 26.05.2011 г. в МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» проведена внеплановая выездная проверка (на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ ), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 21.09.2010 г. . В ходе проведения проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок п. 1, п. 2 указанного предписания, а именно: МУЗ <данные изъяты> ЦРБ» не обеспечило разделение ЦСО МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на три зоны - грязную, чистую и стерильную, отсутствует склад стерильных материалов, экспедиция, автоклавная не разделена на чистую и стерильную половины, хранение и выдача стерильного материала осуществляется из помещения автоклавной, что является нарушением требований п. 10.20.1. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»; МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не оборудовало в составе ЦСО комнату для персонала с условиями для приема пищи (оборудованную холодильником, электроводонагревательным устройством, средствами для разогрева пищи и раковиной для мытья рук), что является нарушением требований п. 15.14. главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические     требования     к     организациям,     осуществляющим медицинскую деятельность». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанные пункты предписания до настоящего времени не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. В соответствии с п. 1. Устава МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» учреждено Администрацией <данные изъяты>, т.е. функции и полномочия Учредителя осуществляет орган местного самоуправления - Администрация <данные изъяты> (далее по тексту Учредитель). Как следует из п. 3. МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления здравоохранения, бланки. Пункт 16 Устава гласит, что источниками формирования имущества МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются: имущество, закрепленное собственником в установленном порядке; имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения в том числе за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности; бюджетные ассигнования; внебюджетные средства; доход, получаемый от платных медицинских услуг; амортизационные отчисления; кредиты банков и других кредиторов; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан; иные источники в соответствии с законодательством РФ. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», Администрацию <данные изъяты> совместно. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), внутрибольничных болезней. Ссылаясь на ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24, пп.1 ч.2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, просят признать незаконным бездействие МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты>, выраженное в неисполнении предписания от 21.09.2010 г. главного государственного санитарного врача <данные изъяты>; обязать МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрацию <данные изъяты> исполнить предписание от 21.09.2010 г., а именно: обеспечить разделение ЦСО МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на три зоны - грязную, чистую и стерильную, оборудовать склад стерильных материалов, экспедицию в срок до 01 февраля 2012 года; оборудовать в составе ЦСО комнату для персонала с условиями для приема пищи (оборудованную холодильником, электроводонагревательным устройством, средствами для разогрева пищи и раковиной для мытья рук) в срок до 01 февраля 2012 года.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Юшин А.В. настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешова Е.И. не возражает против удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>.

Представитель Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания от ответчика не поступало.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Судом установлено, что Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (далее МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») создано с целью оздоровления населения <данные изъяты>, снижения его общей заболеваемости и смертности а также снижения младенческой и материнской смертности, проведения профилактической работы и санитарного оповещения. Основными видами деятельности МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в соответствии с Уставом являются: медицинская деятельность; оказание платных услуг, согласно перечня, утвержденного Администрацией <данные изъяты>; приобретение, хранение, отпуск, использование и уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.

С 15 по 17 сентября 2010 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с регистрацией восьми случаев гнойно-септического заболевания у новорожденных.

По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении , которым МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 11-15).

Согласно выданному по результатам проверки ответчику предписанию от 12.09.2010 года МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписано устранить выявленные нарушения в срок до 10 мая 2011 года (л.д. 32-33). В исследуемом предписании указано на необходимость устранить в срок до 10 мая 2011 года нарушения: 1) п. 3.24, п. 3.24.1. Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части выделения дополнительных площадей для обеспечения разделения помещений ЦСО МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на две зоны - нестерильную и стерильную и оборудования склада стерильныз материалов, экспедиции, санпропускника, помещений для хранения и выдачи стерильного материала; 2) п. 9.7. Санитарных норм и правил СанПиН 3.5.2528-09 «Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях» в части выделения дополнительных площадей для оборудования в составе ЦСО комнаты для персонала, оборудованной холодильником, электроводонагревательными устройствами, средствами для разогрева пищи и раковиной для мытья рук; 3) п. 9.5 Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» в части оборудования гардеробной для персонала ЦСО шкафами для раздельного хранения личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

С ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания от 21.09.2010 г.. Согласно представленного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании от 21.09.2010 года до настоящего времени не устранены (л.д. 22-24). Материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» направлены для рассмотрения мировому судье.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Неисполнение требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала, а также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы.

В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» не устранены.

Согласно п. 12 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В силу ст. 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

Из Устава МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» усматривается, что данное учреждение здравоохранения учреждено Администрацией <данные изъяты>. Источниками формирования имущества МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» являются в том числе бюджетные ассигнования.

Таким образом, Администрация <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая, что допущенные МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» нарушения создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, угрозу жизни и здоровью лиц, работающих в больнице, а также населения, бездействие МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» и Администрации <данные изъяты> в части неисполнения требований вышеуказанного предписания ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> - незаконно.

При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрации <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 21 сентября 2010 года незаконным.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» и Администрацию <данные изъяты>: в центральном стерилизационном отделении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» по адресу: <адрес>, обеспечить разделение центрального стерилизационного отделения на три зоны - грязную, чистую, стерильную, оборудовать склад стерильных материалов; оборудовать в составе центрального стерилизационного отделения комнату для персонала с условиями для приема пищи, оборудованную холодильником, электроводонагревательным устройством, средствами для разогрева пищи и раковиной для мытья рук в срок до 01 февраля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.

Председательствующий:     Фатюшина Т.А.