о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.



Дело № 2- 543/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года           г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Хабаровой А.А.,

с участием истца Шульги Э.Ф., представителя истца Тюлюкова А.А., представителя ответчика администрации ЗАТО Алисова В.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Шульги Э.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В., к Шульга А.Н., администрации ЗАТО о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании незаконным распоряжение главы ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ в части включения квартиры в число служебных, исключении квартиры из состава специализированного жилищного фонда, суд

УСТАНОВИЛ :

Шульга Э.Ф. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В. к администрации ЗАТО , Шульга А.Н. о признании права пользования квартирой на условиях социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ согласно постановления администрации ЗАТО ее бывшему супругу и ей была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно постановления администрации ЗАТО С. от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке включения жилых помещений в число служебных» установлен особый порядок включения жилых помещений муниципального жилищного фонда в число служебных. Согласно указанному постановлению служебным жилым помещением может признаваться только жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Занимая ими квартира на момент ее предоставления в муниципальной собственности не находилась, следовательно ее включение в число служебных является незаконным. Объектом муниципальной собственности ЗАТО спорное жилое помещение стало только ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после того, как они прожили в данном помещении более года. Таким образом, присвоив спорной квартире статус служебной, и предоставив данную квартиру им как служебное жилое помещение, ответчик фактически распорядился жилым помещением, не находящимся в муниципальном фонде, поскольку право собственности закрытого административно- территориального образования на спорную квартиру возникло лишь с момента государственной регистрации права, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени истец и ее несовершеннолетняя дочь Ш.В. проживают в спорном жилом помещении и пользуются им. Ссылаясь на ст. ст. 60, 62, п. 4 ст. 69 ЖК РФ истец просит признать за ней и ее несовершеннолетней дочерью Ш.В. право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

В ходе судебного разбирательства истцом были дополнены исковые требования. В заявлении указано, что ей и ее бывшему супругу была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. Истец считает, что данная квартира не может быть служебной, поскольку администрация не являлась собственником данной квартиры, так как не было зарегистрировано право собственности, в связи с чем, нарушено положение ст. 99, 100 ЖК РФ. Ссылаясь на ст. 251, 131 ГПК РФ истец дополнительно просит: распоряжение главы ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ в части включения <адрес>, в число служебных, признать незаконным и недействующим с момента издания, в связи с чем, исключить из состава специализированного жилищного фонда- квартиру по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Шульга Э.Ф. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Дополнительно суду пояснила, что поводом ее обращения в суд с данным иском послужило наличие в суде гражданского дела по иску Шульга А.Н. о ее выселении из спорного жилого помещения, которое в настоящее время приостановлено до рассмотрения поданного ею иска в суде. Изначально в <адрес>, после окончания Шульга А.Н. учебного заведения, а именно <данные изъяты>, они по распределению приехали в ЗАТО , где через небольшой промежуток времени им была предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. Она догадывалась, что им была предоставлена служебная квартира. После развода, а именно с ДД.ММ.ГГГГ ответчик Шульга А.Н. выехал из спорной квартиры, в данной квартире до настоящего времени проживает она с ребенком. Ответчик до настоящего времени является военнослужащим. В настоящий момент она работает <данные изъяты>, до этого, проживая в ЗАТО , нигде не работала.

Представитель истца Тюлюков А.А. поддерживает доводы истца, полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме. Считает распоряжение главы администрации ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ в части включения спорной квартиры в число служебных, незаконным, поскольку на момент вынесения распоряжения право муниципальной собственности ЗАТО на спорный объект недвижимости отсутствовало. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Согласно ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. В статьях 99 и 100 ЖК РФ речь идет о предоставлении служебных жилых помещений только собственниками данного жилищного фонда. Поскольку администрация ЗАТО на момент выделения квартиры не являлась собственником жилого помещения, то включение квартиры в число служебных незаконно, следовательно, Шульге Э.Ф. и ее дочери не могла быть предоставлена служебная квартира. Считает, что квартира на момент предоставления истцу находилась на праве хозяйственного ведения администрации ЗАТО , в связи с чем, необходимо применить аналогию закона и считать, что фактически истцу была предоставлена квартира на условиях социального найма.

Представитель ответчика администрации ЗАТО Алисов В.Н. исковые требования не признал, суду пояснил, что Шульга А.Н. после окончания учебного заседания был распределен в <данные изъяты>, расположенную на территории ЗАТО . В соответствии с нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих» Шульга А.Н. и членам его семьи была выделена квартира на условиях найма специализированного жилого помещения. На момент выделения квартиры, Шульга А.Н. не имел право на получение жилой площади на условиях социального найма. Спорная квартира на основании распоряжения Правительства РФ от 13.08.2002 года была передана по акту приема- передачи из войсковой части 12434, весь жилищной фонд до момента передачи в муниципальную собственность являлся государственной собственностью. 08.02.2005 года спорная квартира была включена в реестр муниципальной собственности, после чего, было принято решение о распределении ее военнослужащему Шульга А.Н.. В разъяснениях, указанных в письме территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта, муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности, то есть с даты утверждения передаточного акта. Поэтому считает, что обжалуемое истцом распоряжение вынесено законно, квартира семье Шульга предоставлена на законных основаниях. В связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Ответчик Шульга А.Н. и его представитель Котов В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены своевременно. От Шульга А.Н. и его представителя Котова В.В. в суд поступило заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают ранее поданный отзыв.

От представителя ответчика Котова В.В. в суд поступил отзыв на заявленные исковые требования, в котором указано, что Шульга А.Н. является военнослужащим <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Шульга А.Н. было предоставлено служебное жилое помещение: однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. С администрацией ЗАТО им был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения договора Шульга А.Н. состоял в браке с Шульгой Э.Ф., который ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются семьи следующих категорий военнослужащих: назначенных на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ; прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, поступивших на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ; проходившим военную службу в закрытых военных городках. Служебными жилыми помещениями на определенный срок обеспечиваются семьи следующих категорий военнослужащих: заключивших первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ, не имеющих жилых помещений по договорам социального найма или в собственности, - до получения жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих); заключивших первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ, имеющих по прежнему месту военной службы жилые помещения по договорам социального найма или в собственности,- на период прохождения военной службы в данной местности (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); за которыми в соответствии с законодательством сохраняется или бронируются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу,- на период прохождения военной службы в данной местности (п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). После принятия решения о предоставлении семье военнослужащего служебного жилого помещения, с военнослужащим заключается договор найма служебного жилого помещения по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . На основании изложенного право пользования жилым помещением на условиях социального найма Шульга А.Н. не имеет. Просит в удовлетворении исковых требований Шульге Э.Ф. отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Правительством Российской Федерации принято предложение Совета депутатов закрытого административно- территориального образования и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией края, о передаче в муниципальную собственность ЗАТО находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Красноярской квартирно- эксплуатационной части, расположенных в п. С., согласно Приложения к распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно данного приложения в перечень объектов, находящихся в федеральной собственности и передаваемых в муниципальную собственность ЗАТО , включен жилой дом по адресу: <адрес>.

На основании указанного распоряжения Правительства РФ, ДД.ММ.ГГГГ главой ЗАТО и начальником в/ч подписан акт приема- передачи, согласно которого администрацией ЗАТО принят в муниципальную собственность жилой дом <адрес>. Данный акт утвержден Территориальным управлением Минимущества России ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно постановления администрации ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение, а именно квартира <адрес>, внесена в реестр объектов муниципальной собственности ЗАТО . Право муниципальной собственности ЗАТО на данный объект недвижимости зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе: служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключении жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Распоряжением главы администрации ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес> отнесена к специализированному жилищному фонду.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте ( ст. 99 ЖК РФ).

Подобная правовая позиция нашла свое отражение и в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона- собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне- гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождении на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности (ч. 3 ст. 104).

По данным учетного дела, Шульга А.Н. в ДД.ММ.ГГГГ окончил <данные изъяты>, первый контракт о прохождении военной службы был заключен на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. В настоящее время Шульга А.Н. проходит военную службу в войсковой части по контракту, заключенному ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании истцом Шульгой Э.Ф..

По заявлению Шульга А.Н. об обеспечении его семьи жилой площадью, в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания общественной комиссии по жилищным вопросам ЗАТО ,, администрацией ЗАТО ДД.ММ.ГГГГ принято постановление , согласно которого, Шульга А.Н., как военнослужащему в/ч предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на состав семьи из двух человек.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией ЗАТО и Шульга А.Н. заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, а именно квартиры по адресу: <адрес>. В качестве членом семьи нанимателя указана супруга Шульга Э.Ф.. Согласно п. 6.1 Договора, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы.

Из пояснений истца Шульга Э.Ф. следует, что она догадывалась о предоставлении их семье служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (с изм. и доп.) «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

           Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. ФЗ от 11.11.2003 №141-ФЗ, от 20.07.2004 № 71-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

           Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в частности : военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Таким образом, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства и опираясь на нормы закона «О статусе военнослужащих» суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Шульге Э.Ф., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ш.В., о признании за ними право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, следует отказать, поскольку ответчик Шульга А.Н. имел право на получение только служебного жилого помещения. Шульга А.Н. не оспаривает выделение ему служебного жилого помещения, в настоящее время в производстве Ужурского районного суда Красноярского края находится гражданское дело по его иску к Шульге Э.Ф. о ее выселении из спорной квартиры. Поскольку право совместно проживающих с военнослужащим членов его семьи является производным от права на получение жилого помещения самим военнослужащим, в данном случае Шульга А.Н., оснований для признания за истцом и ее несовершеннолетней дочерью, права пользования жилым помещением на условиях социального найма не имеется. Истец Шульга Э.Ф. также в настоящее время не имеет право на обеспечение ее жилым помещением на условиях социального найма. Суд, считает, что при удовлетворении заявленных исковых требований в данной части, будут нарушены права ответчика Шульга А.Н., как военнослужащего, на обеспечение его жилым помещением согласно ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». В данном случае аналогия закона не применима.

Доводы истца и его представителя, о том, что администрация ЗАТО не имела право включать в число служебных спорное жилое помещение, поскольку право муниципальной собственности на тот момент не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а потому распоряжение главы администрации ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, суд считает необоснованными. По мнению суда, право владения и управления спорным жилым помещением возникло у администрации ЗАТО с момента утверждения акта приема - передачи объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения ДД.ММ.ГГГГ. После включения спорной квартиры в реестр муниципального имущества, она была отнесена к специализированному жилищному фонду. В связи с чем, суд не находит оснований к признанию незаконным распоряжения главы администрации ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ в части включения квартиры, по адресу: <адрес>, в число служебных, и исключении ее из состава специализированного жилищного фонда.

Анализируя изложенное, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Шульге Э.Ф., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В., к Шульга А.Н., администрации закрытого административно- территориального образования о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании незаконным распоряжения главы ЗАТО от ДД.ММ.ГГГГ в части включения квартиры в число служебных и исключении ее из состава специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011 года

Председательствующий:        О.В. Сазонова

Согласно кассационного определения Красноярского краевого суда от 25 июля 2011 года решение оставлено без изменения.