Дело № 2-600/2011 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 августа 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н., при секретаре Чуриковой М.Н., с участием помощника прокурора <данные изъяты> Макаровой Л.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования - Ужурский район и неопределенного круга лиц к ЗАО "М........" о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с данным исковым заявлением. Исковые требования мотивированы тем, что проверкой соблюдения природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что ЗАО "М........" в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления, а также осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования - Ужурский район. Согласно справки Управления Росприроднадзора по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ЗАО "М........" по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет 78703 рубля 04 копейки, из них 5743 рублей 32 копейки за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ, 31199 рублей 47 копеек за четвертый квартал ДД.ММ.ГГГГ, 33527 рублей 66 копеек за третий квартал 2010 года, 8232 рубля 59 копеек за четвертый квартал 2010 года. До настоящего времени указанная сумма в добровольном порядке ЗАО "М........" в бюджеты разных уровней не внесена. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст.ст. 11, 23Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 14, 28, 30 Федерального закона от 05 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления. На основании ст.ст. 11, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также соблюдать требования по осуществлению платы за размещение отходов. В силу положений, закрепленных в ст.ст. 14, 28, 30 Федерального закона от 05 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и вносить в соответствии с законодательством Российской Федерации плату за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Поскольку размещение отходов производства и потребления, а также осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанности по её оплате, порядок исчисления и взимания которой регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Согласно вышеуказанного постановления платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.. На основании п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии, и природных, ресурсов Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Согласно п. 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 05.06.2007 года № 204 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28,08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду выполняет Управление Росприроднадзора по <данные изъяты>. Согласно ст.ст. 51, 67, 62 БК РФ сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по 40%. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права. Данная плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. Таким образом, в результате бездействия ЗАО "М........", выразившегося в невнесении платежей, нарушены интересы Российской Федерации, Красноярского края, Ужурского района, поскольку бюджеты Российской Федерации, Красноярского края и Ужурского района не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Красноярский край, Ужурский район не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, уклонение от внесения платежей нарушает конституционные права неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную среду, снижает возможность предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. С учетом указанного, прокурор <данные изъяты> просил взыскать с ЗАО "М........" сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 78703 рубля 04 копейки, из них 5743 рублей 32 копейки за 1 квартал 2009 года, 31199 рублей 47 копеек за четвертый квартал 2009 года, 33527 рублей 66 копеек за третий квартал 2010 года, 8232 рубля 59 копеек за четвертый квартал 2010 года через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20% - в доход федерального бюджета; 40% в доход бюджета <адрес>; 40% в доход бюджета муниципального образования Ужурский район. Впоследствии руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <данные изъяты> уточнил исковые требования, прося взыскать с ответчика ЗАО "М........" сумму долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 127034 рубля 13 копеек. В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> Макарова Л.А. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель ответчика ЗАО "М........"в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен, сведений о причинах неявки не представил. При неявке в судебное заседание представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Суд признает причины неявки представителя ответчика неуважительными и считает, что рассмотрение дела возможно в его отсутствие в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства, против которого помощник прокурора <данные изъяты> не возражает. Заслушав помощника прокурора Макарову Л.А., исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения или изменения правоотношения. В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данный конституционный принцип закреплен и в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 от 10 января 2002 года, из текста которой следует, что каждый имеет право, на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, согласно ст. 14 указанного Закона, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установленная плата - за негативное воздействие на окружающую среду должна обеспечить возмещение причиненного окружающей среде вреда, пойти на улучшение качества окружающей среды. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10 декабря 2002 года № 284-0, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной деятельности и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Таким образом, не внесение ответчиком ЗАО "М........" обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, присуждение к исполнению обязанности в натуре. Поэтому иск прокурора о взыскании задолженности в судебном порядке является обоснованным. При этом суд исходит из положения ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии, с которым предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Принцип платности закреплен и в ст. 16 указанного закона. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Сам факт негативного воздействий на окружающую среду стороной ответчика не оспорен. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству стороне ответчика предложено представить в суд письменный отзыв на исковое заявление прокурора <данные изъяты> с предоставлением доказательств, подтверждающих возражения, если таковые имеются, данным право сторона ответчика не воспользовалась, отзыв и доказательства суду не представлены. Согласно ч. 2 ст. 150 ГПК РФ, непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Проверяя обоснованность предъявленной к взысканию суммы, суд руководствуется следующим. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. За счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, в том числе в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду формируются экологические фонды, которые расходуются на оздоровление окружающей природной среды, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды. Учет уплаты платежей, учет плательщиков и согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта осуществляется Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <данные изъяты>. Согласно копии баланса плательщика ЗАО "М........" за все периоды по плате за негативное воздействие на окружающую среду задолженность за ЗАО "М........" на ДД.ММ.ГГГГ составляет 127034 рубля 13 копеек. Указанная сумма стороной ответчика не оспорена. Сумма иска, с учетом внесенных на стадии судебного разбирательства изменений, соответствует указанной в балансе плательщика ЗАО "М........" задолженности и составляет соответственно 127034 рубля 13 копеек. У суда отсутствуют основания ставить под сомнение указанную сумму и проверять правильность расчета. Установив, что исковые требования прокурора <данные изъяты> являются обоснованными, суд принимает решение об удовлетворении иска в полном объеме и присуждает к взысканию с ЗАО "М........" суммы задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) - 127034 рубля 13 копеек. Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду входит в состав неналоговых доходов федерального бюджета по нормативу 20%; плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%, в соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, входит в состав неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации; 40 % платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу требований ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, зачисляется в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом, согласно данному приказу, признается календарный квартал. Таким образом, на законодательном уровне установлена обязанность хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, вносить соответствующую плату в установленный срок. Однако ЗАО "М........" оплата платежей в полном объеме не вносилась, вследствие чего образовалась задолженность в указанной выше сумме. При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, так как в нарушение вышеуказанных требований закона неуплата данных сумм не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды от вредных последствий хозяйственной и иной деятельности, в том числе в <адрес>, что влечет за собой нарушение конституционного права граждан на их здоровье и жизнь. Поскольку истец по настоящему делу был освобожден от уплаты государственной пошлины - в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина по делу подлежит взысканию с ответчика ЗАО "М........" в бюджет Российской Федерации в сумме 2000 рублей. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования - Ужурский район и неопределенного круга лиц к ЗАО "М........" о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить. Взыскать с ЗАО "М........" сумму долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 127034 (сто двадцать семь тысяч тридцать четыре) рубля 13 (тринадцать) копеек через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20 % - в доход федерального бюджета; 40 % в доход бюджета Красноярского края; 40% в доход бюджета муниципального образования Ужурский район. Взыскать с ЗАО "М........" государственную пошлину в доход бюджета Российской Федерации в сумме в сумме 2000 рублей. Об отмене заочного решения может быть подано заявление в Ужурский районный суд представителем ЗАО "М........" в течение семи дней с момента вручения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи представителем ответчика заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: Г.Н. Петрова Согласовано: судья Петрова Г.Н. ____________