о признании права на респределение жилого помещения



Дело № 2-594/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года                                  г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т. А.

при секретаре Бритько М. Н.,

с участием истца Арефьевой Н.И. и её представителя Загребанцева Д.Б., действующего по устному ходатайству истца

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арефьевой Н.И. к командиру войсковой части <данные изъяты>, войсковой части <данные изъяты> о признании права на распределение жилого помещения, суд

УСТАНОВИЛ:

Арефьева Н.И. обратилась в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы следующим. Истица проходила военную службу по контракту в войсковой части в должности <данные изъяты>. Согласно приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ была уволена в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В соответствии с приказом командира этой же части от ДД.ММ.ГГГГ (по строевой части) исключена из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. На момент увольнения имела общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 18 лет. Перед наступлением пенсионного возраста в ДД.ММ.ГГГГ 2008 года подала рапорт о признании её и членов её семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. В сентябре 2010 года предложили однокомнатную квартиру, на что она согласилась. Решением жилищной комиссии войсковой части протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ей была распределена однокомнатная квартира по адресу: <адрес> дома новостройки - <данные изъяты> общей площадью 49, 4 кв. м. Квартира распределена на неё и сына - У.. С данным решением была согласна и собрала весь необходимый пакет документов, который в последующем должностные лица войсковой части <данные изъяты> направили на согласование в войсковую часть (<данные изъяты>). В феврале 2011 года стало известно, что в согласовании списка распределенного ей жилого помещения, командиром войсковой части было отказано. 1 марта 2011 года получила ответ от командира войсковой части , к которому была приложена копия письма командира войсковой части , из содержания которых усматривалось, что в согласовании списка на распределенную квартиру было отказано по причине превышения общей площади жилого помещения на её состав семьи (2 чел.). При этом в данном письме была сделана ссылка на статью 15.1 ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих». Считает данный отказ незаконным, нарушающим ее право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы.

В соответствии со пунктом 1 ст. 15.1. ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих» - норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Пункт 2 этой же статьи определяет, что - с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.

Свой отказ в согласовании списка распределенной однокомнатной квартиры, командир войсковой части мотивировал как раз именно требованиями ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», при этом требования других федеральных законов и нормативных актов им не учитывались. А именно, согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Применительно к настоящему спору, считает, что действие данной правовой нормы (ст. 58 ЖК РФ) носит наибольшую социальную защищенность граждан, чем ФЗ «О статусе военнослужащих», предоставляет гражданину наиболее выгодное положение при обеспечении жилым помещением в виде однокомнатной квартиры. С учетом положений ст. 58 ЖК РФ и во взаимосвязи со ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющей норму предоставления жилой площади, мне на состав семьи из двух человек возможно получение однокомнатной квартиры общей площадью до 72 кв. м.

При рассмотрении ситуаций возможности предоставления данной квартиры другим военнослужащим, имеющим больший состав семьи, усматривается, что предоставить спорное жилое помещение указанным военнослужащим (гражданам уволенным с военной службы) не представляется возможным. Так согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека неменее нормы предоставления,которая, применительно к военнослужащим, установлена 18 кв. м. (ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих»), т.е. семье из трех человек положена квартира из размера - 18 кв. м. х 3 чел. = 54 кв. м. Ссылаясь на ст. ст. 15, 21 ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих», ст. 57, ст. 58 ЖК РФ просит признать за ней право на предоставление, на состав семьи из двух человек, по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) общей площадью 49,4 кв. м. Обязать командира войсковой части повторно направить в адрес командира
войсковой части , список распределения жилого помещения по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) площадью 49,4 кв. м. в отношении Арефьевой Н.И.. Обязать командира войсковой части согласовать список распределения жилого помещения по адресу: <адрес> (<данные изъяты>) общей площадью 49, 4 кв. м. в отношении Арефьевой Н.И..

         Истец Арефьева Н.И. и её представитель Загребанцев Д.Б. настаивают на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.     

Ответчик командир войсковой части <данные изъяты> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Возражений относительно заявленных требований, а также ходатайств об отложении судебного заседания, от ответчика в суд не поступало.

Представитель ответчика войсковой части <данные изъяты> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте проведения судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом. От них имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно предоставленного отзыва считают, что спора о праве по данному делу не имеется, дело должно рассматриваться в рамках главы 25 ГПК РФ, и поскольку они никакого вреда истице не причинили, просят признать их не надлежащим ответчиком по делу и в удовлетворении иска отказать.

Представитель Департамента жилищного обеспечения <данные изъяты> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Возражений относительно заявленных требований, а также ходатайств об отложении судебного заседания, в суд не поступало.

        Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Арефьева Н.И. уволена в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность военной службы <данные изъяты> Арефьевой Н.И. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная - 18 лет 4 месяца 4 дня, общий трудовой стаж составляет - 27 лет 6 месяцев 29 дней (выписка из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ) (л.д. 7-8).

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <данные изъяты> Арефьевой Н.И. на состав семьи два человека (она и сын - У.) распределена однокомнатная квартира <адрес>. На учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений <данные изъяты> Арефьева Н.И. учтена с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Списком распределения жилых помещений войсковой части подтверждается, что указанная квартира общей площадью 49,4 кв.м. распределена Арефьевой Н.И.. При этом данный список подписан командиром, председателем жилищной комиссии данной части.

Из письма командира войсковой части <данные изъяты> следует, что список распределения жилых помещений в г. С. в отношении <данные изъяты> Арефьевой Н.И. не согласован по причине превышения нормы предоставления площади жилых помещений на 4,4 квадратных метра (л.д. 11).

Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Пунктом 37 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 и действовавшей на момент распределения истице квартиры, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений.

На момент распределения жилищной комиссией части истице оспариваемого жилого помещения действовала ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции ФЗ от 01.12.2008 года № 225-ФЗ, которая устанавливала, что норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 той же статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности.

Поскольку в соответствии в п.п.»а» п.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 902 от 4 декабря 2008 года «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах» рекомендовано соблюдать требования в отношении приобретаемых для военнослужащих однокомнатных квартир относительно их общей площади от 18 до 45 кв.м., предоставление Арефьевой Н.И. на состав семьи из двух человек однокомнатной квартиры общей площадью 49,4 кв.м. и есть то обстоятельство, когда должна применяться норма предоставления жилого помещения с учетом превышения по основаниям его конструктивных и технических параметров.

Таким образом, незначительное ( на 4,4 кв.м.) превышение данных норм, в силу положений части 3 ст.1 ЖК РФ не может служить основанием для отказа в согласовании списка, поскольку является следствием конструктивной особенности квартиры.

         Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что на момент распределения Арефьевой Н.И. жилого помещения нормой предоставления общей площади жилого помещения, в силу вышеприведенных законодательных положений, для <данные изъяты> Арефьевой Н.И. на состав семьи два человека, являлась норма 45 (18+18+9) квадратных метров.

Из материалов дела усматривается, что жилищной комиссией Арефьевой Н.И. распределена однокомнатная квартира ( с согласия Арефьевой Н.И., поскольку в составе семьи она имеет совершеннолетнего сына У.) общей площадью 49,4 квадратных метра.

Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законном распределении оспариваемой однокомнатной квартиры Арефьевой Н.И. на состав семьи из двух человек по договору социального найма, с учетом как положенной дополнительной жилой площади в размере 9 кв.м., так с учетом превышения площади из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного дома в соответствии с положениями ч. 2 ст. 58 ЖК РФ.

           Решение об удовлетворении требований истца строится также на следующем.

Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства. При этом ст.18 предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Следовательно, по мнению суда, в случае правовой неопределенности, а также конкуренции правовых норм и вытекающих из них обстоятельств, в частности, по вопросу урегулирования жилищной ситуации, возникшей у истца, суд, в силу предоставленного ему права толкования закона и на основании вышеизложенной нормы Конституции РФ, обязан толковать указанные нормы, принимая во внимание, что права, свободы и интересы гражданина являются более приоритетными в государственной политике по сравнению с другими.

Об этом свидетельствуют и нормы международного права, необходимость применения которых в данной ситуации обосновывается следующим.

Так, частью 4 ст.15 Конституции РФ предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются нормы международного договора.

По смыслу ст.25 Всеобщей декларации прав человека в совокупности со ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на достойный уровень жизни, (в т.ч.жилище), а государство, в свою очередь, должно признавать право каждого на такой уровень жизни и принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

Согласуются с вышеизложенными нормами и положения Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с вышеупомянутой частью 3 ст.1 которого, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Поскольку квартира такой общей площадью недостаточна для обеспечения по норме, предусмотренной законодательством, семье из трёх человек, её предоставление Арефьевой Н.И. на семью из двух человек при определенных условиях и отсутствии других очередников, которые вправе претендовать на данную квартиру, например, с меньшим составом семьи, но с правом на дополнительную площадь, закону не противоречит.

Из материалов дела не усматривается, что при рассмотрении вопроса о распределении Арефьевой Н.И. данного жилого помещения имелись другие очередники, претендующие на данную квартиру, и суду ответчиками доказательств этого не предоставлено.

Кроме того, суд также учитывает, что в соответствии с требованиями ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», спорная квартира не может быть распределена одному военнослужащему, поскольку будут значительно превышены нормы предоставления.

Таким образом, суд признает заявление Арефьевой Н.И. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

        Исковые требования Арефьевой Н.И. удовлетворить.

Признать за Арефьевой Н.И. право на предоставление по договору социального найма на состав семьи из двух человек однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 49,4 квадратных метра.

Обязать командира войсковой части <данные изъяты> направить в адрес командира войсковой части , список распределения жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 49,4 кв. м. Арефьевой Н.И..

Обязать командира войсковой части согласовать список распределения жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 49, 4 кв. м. в отношении Арефьевой Н.И..

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т. А.