о признании незаконным бездействия Администрации сельсовета



Дело № 2-822/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2011 года         г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Загребанцева А.Б.

При секретаре Кондель Т.Г.

С участием помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Ключникова Н.С.,

Главы <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края Сидоровой Т.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района по длительному неоформлению внутрипоселенческих автомобильных дорог в собственность муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя его следующим. В ходе проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что администрация <данные изъяты> сельсовета Ужурского района не выполняет требования указанного законодательства. В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 8 ст. 6, п. 6 ст. 13, ст. 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрацией <данные изъяты> сельсовета автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов <данные изъяты> сельсовета в собственность муниципального образования не приняты, на баланс не поставлены, в реестре муниципального имущества не числятся, то есть право собственности надлежащим образом не оформлено и меры по его оформлению не принимаются. Отсутствие автомобильных дорог в границах населенных пунктов в собственности препятствует надлежащей реализации полномочий, закреплённых в статьях 13, 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; препятствует понуждению к надлежащему содержанию дорожной сети, а также разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, размещения и применения технических средств организации дорожного движения. Непринятие в собственность автомобильных дорог в границах населенных пунктов, расположенных на территории сельсовета, приводит к ненадлежащему содержанию дорожного покрытия, что создает угрозу безопасности дорожного движения и может привести к причинению вреда здоровью и имуществу граждан, то есть нарушению прав неопределенного круга лиц. Непринятие мер к разработке Проекта организации дорожного движения (далее ПОДД) нарушает конституционные права граждан, создает угрозу возникновения аварийных ситуаций при дорожном движении, поскольку ПОДД должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары и другие технические средства для обеспечения безопасности дорожного движения.

Ссылаясь на ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», просит признать бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края по длительному неоформлению внутрипоселенческих автомобильных дорог в собственность муниципального образования и не разработке проекта организации дорожного движения (ПОДД) незаконным, обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета Ужурского района в срок до 31 декабря 2014 года оформить в установленном законом порядке право муниципальной собственности и разработать проект организации дорожного движения на следующие внутрипоселенческие автомобильные дороги в границах населенных пунктов <данные изъяты> сельсовета:

<данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Ключников Н.С. заявление поддержал по тем же доводам.

Глава администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края Сидорова Т.Г. с заявлением согласилась, пояснила, что автомобильные дороги не оформлялись в муниципальную собственность по причине отсутствия на эти цели денежных средств, поскольку требуется межевание, оформление технической документации, постановка дорог на учет. В настоящее время вопрос о финансировании этих работ решается, автомобильные дороги будут оформляться в муниципальную собственность.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселения.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 этого же закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Этой же статьей определены иные полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В силу ст. 6 указанного закона к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст. 17 этого же закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Письмом МВД РФ от 02.08.2006 года №13/6-3853, Росавтодора от 07.08.2006 года №01-29/5313 «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах» в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»; ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры») и в соответствии со ст. 21 Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для практического применения в работе определен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (ПОДД). ПОДД определяет месторасположение дорожных знаков и разметки, объектов дорожного сервиса и торговых предприятий, средств наружной рекламы.

По результатам проведенной прокуратурой Ужурского района проверки установлено, что администрация <данные изъяты> сельсовета Ужурского района автомобильные дороги в границах населенных пунктов сельсовета в собственность муниципального образования не приняла, надлежащим образом право муниципальной собственности не оформила, проект организации дорожного движения не разработан, что не позволяет предусматривать в бюджете муниципального образования финансовые средства на содержание дорог и обеспечение безопасности дорожного движения. Данные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора Ужурского района, внесенным на рассмотрение главе <данные изъяты> сельсовета Ужурского района по результатам проверки.

Согласно реестру улично-дорожной сети, представленному администрацией <данные изъяты> района, в границах населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Ужурского района расположены следующие автомобильные дороги: <данные изъяты>

Из сообщений <данные изъяты> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 20.08.2011 года следует, что запись о регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанные автомобильные дороги отсутствует.

Как следует из материалов дела, на протяжении нескольких лет администрация <данные изъяты> сельсовета меры к надлежащему оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах населенных пунктов сельсовета не принимала, в связи с чем финансовые средства на содержание автомобильных дорог и дорожную деятельность в бюджете муниципального образования не предусматривались, и на эти цели не направлялись. Отсутствие Проекта организации дорожного движения (ПОДД) не позволяет определить места установки дорожных знаков, ограждений, других устройств для регулирования дорожного движения, наличия остановочных пунктов, пешеходных переходов, тротуаров.

Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения в населенных пунктах <данные изъяты> сельсовета. Доводы представителя <данные изъяты> сельсовета об отсутствии денежных средств на эти цели не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку полномочия органов местного самоуправления в области автомобильных дорог и дорожной деятельности определены федеральным законодательством, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения относятся к собственности поселения.

Поскольку законом на органы местного самоуправления прямо возложены обязанности по содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения в границах населенных пунктов поселений, бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета как органа местного самоуправления муниципального образования является незаконным, а потому заявление прокурора Ужурского района подлежит удовлетворению. Срок, в течение которого прокурор просит обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета оформить право муниципальной собственности на автомобильные дороги и разработать проект организации дорожного движения, является разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края по длительному неоформлению внутрипоселенческих автомобильных дорог в собственность муниципального образования, а также по не разработке проекта организации дорожного движения незаконным.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета Ужурского района Красноярского края оформить право муниципальной собственности и разработать проект организации дорожного движения на следующие автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Ужурского района Красноярского края: <данные изъяты>, в срок до 31 декабря 2014 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд.

Председательствующий        А.Б. Загребанцев

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2011 года