Дело № 2- 856/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Сазоновой О.В., при секретаре Савиной Т.В., с участием представителя истца Роспотребнадзора Остренко Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФГУП "М" Зарецкой Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Управления Роспотребнадзора к ФГУП "М" о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей устранить нарушения требований санитарного законодательства, суд У С Т А Н О В И Л: Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с иском к ФГУП "М" о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей устранить нарушения требований санитарного законодательства. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении №, в соответствии с которым ФГУП "М" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в складе для хранения пестицидов ФГУП "М" по адресу: <адрес>. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора выдано предписание № об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на ФГУП "М". В соответствии с указанным предписанием ФГУП "М" предписывалось устранить нарушения требований санитарного законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении ФГУП "М" проведена внеплановая проверка, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений. С ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГУП "М" проведена проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения данного мероприятия выявлено невыполнение в установленный срок указанного предписания, а именно: пункт № 1 - не выполнен, производственный контроль на рабочих местах работников занятых на работах по применению пестицидов и агрохимикатов, посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований не организован, что влечет угрозу того, что условия труда работников, могут оказаться опасными для их жизни и здоровья, что является нарушением ст. 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; пункт № 3 - не выполнен, гигиеническая подготовка работниками, занятыми на работах по применению пестицидов и агрохимикатов не пройдена, что может привести к возникновению острых отравлений работников в связи с отсутствием необходимых знаний по безопасному обращению с ядохимикатами, что является нарушением п. 2.7 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; пункт № 5 - не выполнен, заключение, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в нем препаратов отсутствует, а значит пестициды завезены в склад, не имеющий заключение выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что может привести к заболеваниям (отравлениям) пестицидами, связанным с условиями труда, что является нарушением СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; пункт № 8 - не выполнен, документы подтверждающие согласование мест сброса обезвреженных сточных вод, загрязненных пестицидами и агрохимикатами, с органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор не представлены, что может привести к загрязнению окружающей среды, негативному влиянию на здоровье населения, так как они могут содержать вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), что является нарушением п. 5.18 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; пункт № 9 - не выполнен, для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами применяется техника, не прошедшая в установленном порядке гигиеническую оценку и имеющая соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, а следовательно данная техника может стать источником негативного влияния на организм работающих ввиду ее непригодности для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами, что является нарушением п. 7.1 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. До настоящего времени вышеприведенные нарушения не устранены. Нарушения, допущенные ФГУП "М" создают реальную угрозу возникновения профессиональных заболеваний, возникновения и распространения инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Таким образом, несоблюдение ФГУП "М" вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права граждан на безопасные условия труда и на благоприятную окружающую среду. Обосновывая свои требования ст. ст. 8, 11, 25, 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, истец просит признать бездействие ФГУП "М", выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным и обязать ФГУП "М" исполнить п.п. 1,3,5,8 и 9 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: организовать производственный контроль посредством проведения лабораторно- инструментальных исследований на рабочих местах работников, занятых на работах по применению пестицидов и агрохимикатов по адресу: <адрес>; провести гигиеническую подготовку работников, занятых на работах по применению пестицидов и агрохимикатов; получить на склад для хранения пестицидов заключение, подтверждающее его соответствие требованиям СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; согласовать места сброса обезвреженных сточных вод, загрязненных с пестицидами и агрохимикатами, с органами осуществляющими санитарно- эпидемиологический надзор; использовать для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами технику, прошедшую в установленном порядке гигиеническую оценку и имеющую соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в срок до 01.12.2011 года. В судебном заседании представитель истца Остренко Н.Н. уточнила исковые требования, просит суд определить срок для исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ до 01.03.2012 года. В остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении. Представитель ответчика ФГУП "М" Зарецкая Л.Ю. исковые требования признала. Пояснила, что нарушения указанные в исковых требованиях возможно устранить до указанного срока при наличии денежных средств. До настоящего времени указанные в исковом заявлении пункты предписания не выполнены, нарушения не устранены. Не оспаривает наличие нарушений санитарного законодательства, указанных в предписании. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52- ФЗ от 30.03.1999 года (с изм. и доп.) граждане имеют право на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среду, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. В соответствии со ст. 11, ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. На основании ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "М", юридический адрес: <адрес>, при обследовании склада для хранения пестицидов, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. В связи с допущенными нарушениями, ФГУП "М" привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "М" выдано предписание № об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе внеплановой проверки, проведенной с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ответчиком не устранены нарушения, указанные в пунктах 1, 3, 5, 8, 9 выданного предписания. По факту неисполнения выданного предписания в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела ответчиком не исполнены указанные в исковом заявлении пункты предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: п. 1 - производственный контроль на рабочих местах работников занятых на работах по применению пестицидов и агрохимикатов, посредством проведения лабораторно-инструментальных исследований не организован и это влечет угрозу того, что условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, могут оказаться опасными для жизни и здоровья работников, что является нарушением ст. 11 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года; п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. 3 - гигиеническая подготовка работниками, занятыми на работах по применению пестицидов и агрохимикатов, не пройдена, что может привести к возникновению острых отравлений работников в связи с отсутствием необходимых знаний по безопасному обращению с ядохимикатами, что является нарушением п. 2.7 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; п. 5 - заключение, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в нем препаратов отсутствует, а значит пестициды завезены в склад, не имеющий заключение выданное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что может привести к заболеваниям (отравлениям) пестицидами, связанным с условиями труда, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; п. 8 - документы подтверждающие согласование мест сброса обезвреженных сточных вод, загрязненных пестицидами и агрохимикатами, с органами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор не представлены, что может привести к загрязнению окружающей среды, негативному влиянию на здоровье населения, так как они могут содержать вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью), что является нарушением п. 5.18 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов»; п. 9 - для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами применяется техника, не прошедшая в установленном порядке гигиеническую оценку и имеющая соответствующее санитарно- эпидемиологическое заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, а следовательно данная техника может стать источником негативного влияния на организм работающих ввиду ее непригодности для проведения работ с пестицидами и агрохимикатами, что является нарушением п. 7.1 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». Указанные нарушения санитарного законодательства в пунктах 1,3,5,8 и 9 предписания представителем ответчика не оспариваются. Ответчиком не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих устранение выше перечисленных нарушений. Из пояснений представителя ответчика следует, что до настоящего времени нарушения, указанные в данных пунктах, не устранены. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению. Предложенный истцом срок устранения нарушений ответчиками не оспорен. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Управления Роспотребнадзора удовлетворить. Признать незаконным бездействие ФГУП "М", выразившееся в неисполнении пунктов 1,3,5,8 и 9 предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ФГУП "М" устранить нарушения, указанные в п.п. 1, 3, 5, 8, 9 предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: 1. организовать производственный контроль посредством проведения лабораторно- инструментальных исследований на рабочих местах работников, занятых на работах по применению пестицидов и агрохимикатов по адресу: <адрес> (п. 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») в срок до 01.03.2012 года; Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 дней с момента его вынесения. Председательствующий О.В. Сазонова