о признании бездействие администрации



Дело № 2-625/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

При секретаре Бритько М.Н.

С участием представителя истца в лице помощника прокурора Макаровой Л.А.,

представителя Администрации <данные изъяты> Манакова А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ужурского района Красноярского края о признании бездействия Администрации <данные изъяты> по отселению граждан незаконным и обязании Администрации <данные изъяты> устранить нарушения прав граждан на жилище и его безопасность, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что дом <адрес> на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования ЗАТО <данные изъяты>. Все 8 квартир указанного дома принадлежат на праве собственности муниципальному образованию ЗАТО <данные изъяты> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. По инициативе Администрации <данные изъяты> ООО «С.....», имеющим лицензию на выполнение проектных работ и обследование технического состояния зданий и сооружений, произведена оценка технического состояния строительных конструкций жилого дома <адрес> и пригодность его к эксплуатации. В результате обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, выявлено: разрушение бетона фундаментов (морозная деструкция), сквозные трещины шириной раскрытия до 20 мм; до 60 % площади брусчатых стен здания поражено гнилью; отсутствуют горизонтальная гидроизоляция между фундаментом и нижним венцом брусчатых стен; расслоение бруса в продольном направлении: выпучивание продольных стен и отклонение от вертикального положения на величину до 150 мм (нарушение жесткости стен); перекос дверных и иконных проемов; конструкция наружных стен не отвечает современным требованиям по теплозащите; отсутствует пароизоляция чердачного перекрытия; поражение балок перекрытий на опорных участках и в пролете гнилью и дереворазрушающими грибами;
прогибы деревянных балок перекрытия значительно превышают предельные прогибы; конструкция утепления чердачного перекрытия не отвечает современным требованиям; разрушение врубок в конструкции лестниц; гниль и прогибы в тетивах;
зыбкость при ходьбе; потеряна устойчивость стропильной системы крыши; несущие элементы крыши поражены дереворазрушающими грибами и гнилью; многочисленные сколы, пробоины в асбестоцементных волнистых листах кровли. ООО «С...» сделано следующее заключение: «1. Техническое состояние основных несущих элементов: фундаментов, стен, перекрытий, лестниц и крыши оценивается как недопустимое. 2. Жилой дом не соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных и др. норм действующих на территории Российской Федерации, и не обеспечивает безопасную жизни и здоровью людей эксплуатацию. 3. Конструкции дома подлежат полной замене, либо дом должен быть снесен, т.к. реконструкция или капитальный ремонт его невозможны из-за значительного физического износа».

В соответствие с указанным заключением и другими документами межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которым дом <адрес> признан аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. За период с момента признания дома подлежащим сносу собственником производились некоторые ремонтно-восстановительные работы, однако состояние основных несущих элементов дома не перестало быть безопасным. В соответствии со ст. 2 п.6 ЖК РФ органы местного самоуправления обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статьей 14 ч.1 п.п. 8.9 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены вопросы признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда не пригодными для проживания, осуществления контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регулируется положением, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 (далее «Положение»). Согласно п.п. 33, 34 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствие с п. 7 Положения, признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании соответствия указанных помещений дома и дома установленным в положении требованиям. Согласно п. 47 Положения, указанная комиссия вправе принять решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствие с п.п. 49, 50 Положения на основании заключения комиссии орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. В этом случае договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствие с законодательством.

Несмотря на недопустимое состояние основных несущих элементов дома <адрес>, несоответствие требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных и др. норм, угрозу безопасности людей в процессе его эксплуатации, наличия заключения межведомственной комиссии о признании домааварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, Администрацией <данные изъяты> в течение длительного времени не приняты меры по отселению жильцов из подлежащего сносудома. Между тем, в доме расположено 8 квартир, в которых на момент проверки значатся проживающими 29 граждан.

Согласно ст.ст. 85 п. 1, 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома, других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Уставом муниципального образования к полномочиям администрации <данные изъяты> отнесены вопросы управления муниципальной собственностью, организация эксплуатации муниципального жилищного фонда, вопросы использования жилых помещений (п.п. 3, 9, 11 Устава). Прокурор Ужурского района просит признать бездействие Администрации <данные изъяты> по отселению граждан, проживающих на условиях социального найма в доме <адрес> незаконным. Обязать Администрацию <данные изъяты> устранить в полном объеме нарушение прав граждан на жилище и его безопасность, а именно, принять меры по отселению проживающих на условиях социального найма в доме <адрес> граждан с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Макарова Л.А. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.     

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> Манаков А.В. возражает против удовлетворения требований прокурора Ужурского района. Суду пояснил, что Администрация <данные изъяты> с исковыми требованиями прокурора Ужурского района не согласна полностью. Администрация ЗАТО не бездействовала, а принимала меры по решению проблем жителей проживающих в доме <адрес>. В период с 2008 года по 2011 год неоднократно обращались в органы государственной власти Красноярского края о включении муниципального образования ЗАТО <данные изъяты> в краевую целевую программу «Дом» и о выделении финансовых средств на строительство жилых домов для переселения жителей из жилых домов, признанных аварийными. Администрация со своей стороны решила вопрос о выделении земельных участков для строительства новых домов, а также их последующего подключения к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов ЗАТО <данные изъяты> принял решение об утверждении проекта комплексной программы социально-экономического развития ЗАТО <данные изъяты>. Одним из пунктов данной программы предусмотрено строительство шести шестнадцатиквартирных жилых домов взамен ветхого с целью улучшения жилищных условий жителей поселка, проживающих в ветхом жилье. ДД.ММ.ГГГГ была проведена оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на разработку проектно-сметной документации по строительству шестнадцатиквартирного жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ с победителем конкурса Открытым акционерным обществом «Т.......» был заключен муниципальный контракт. Таким образом, администрация ЗАТО <данные изъяты> принимала и принимает все возможные меры для решения вопросов связанных с проживанием жителей данного дома. Кроме того, переселение жителей дома <адрес> невозможна, в связи с отсутствием жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, так как в соответствии с пунктом 2.1. статьи 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с предприятиями (или) объектами. После приема жилых помещений в муниципальную собственность, все освобождающиеся жилые помещения включаются в специализированный жилищный фонд. В настоящее время на территории ЗАТО <данные изъяты> предоставляются только жилые помещения специализированного жилищного фонда. Следовательно, в связи с отсутствием жилищного фонда социального использования, переселить жителей дома невозможно. Переселение их в жилые помещения специализированного фонда (служебные жилые помещения) также невозможно, так как для этого нет законных оснований. Учитывая, что администрация права жителей на жилище и его безопасность не нарушала, требования прокурора невозможно выполнить в натуре, считает необходимым в удовлетворении заявления прокурора Ужурского района отказать.

Заслушав помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Макарову Л.А., представителя Администрации <данные изъяты>, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> находящийся в федеральной собственности, передан в собственность муниципального образования закрытое административно-территориальное образование <данные изъяты> (л.д. 8-12). Квартиры, расположенные в данном жилом доме являются муниципальной собственностью ЗАТО <данные изъяты>, о чем представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-20). Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, предоставлены гражданам для проживания на условиях договоров социального найма жилых помещений. В жилом доме проживает двадцать девять граждан.

По заявке МУ «О....» ЗАТО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ООО «С....» проведено обследование жилого дома по адресу: <адрес>, с целью оценить техническое состояние строительных конструкций жилого дома и пригодность его к эксплуатации.

По заключению ООО «С...» техническое состояние основных несущих элементов - фундаментов, стен, перекрытий, лестниц и крыши - оценивается как недопустимое. Жилой дом не соответствует требованиям экологических, санитарно-технических, противопожарных и др. норм действующих на территории Российской Федерации, и не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию. Конструкции дома подлежат полной замене, либо дом должен быть снесен, так как реконструкция или капитальный ремонт его невозможны из-за незначительного физического износа (л.д. 42-43).

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

В силу ч. 2, ч. 4 ст. 15 ЖК РФ Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, Распоряжением главы администрации ЗАТО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия.

По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан в установленном порядке аварийным, непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации (л.д. 40-41).

В силу п. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

С учетом требований пунктов 49, 50 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, Постановлением главы администрации ЗАТО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилых домов аварийными и подлежащим сносу и определении сроков отселения из аварийных жилых домов» жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 4 данного постановления установлен срок отселения жителей, проживающих в многоквартирном жилом доме подлежащим сносу, - 2009 год.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).

Согласно пунктов 3, 9, 11 Устава ЗАТО <данные изъяты> к полномочиям администрации ЗАТО <данные изъяты> отнесены вопросы управления муниципальной собственностью, организация эксплуатации муниципального жилищного фонда, вопросы использования жилых помещений.

Таким образом, Администрация ЗАТО <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу.

Из представленных ответчиком письменных доказательств усматривается, что дом признан аварийным в 2006 году, срок отселения граждан - 2009 год, однако с письмами с просьбой включить ЗАТО <данные изъяты> в краевую целевую программу «Дом» по отселению граждан Администрация <данные изъяты> обращалась в Департамент строительства и архитектуры <данные изъяты> только в 2008 и 2009 годах.

Объявлен конкурс и заключен муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации по строительству объекта - шестнадцатиквартирного жилого дома ЗАТО <данные изъяты> лишь в весной 2011 года. Иных доказательств об отсутствии необходимого для отселения муниципального жилья суду не представлено.

Учитывая, что длительное проживание в жилом доме признанном аварийным и подлежащим сносу создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, их имуществу, бездействие Администрации ЗАТО <данные изъяты> по отселению граждан надлежит признать незаконным.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Ужурского района Красноярского края подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района удовлетворить.

Признать бездействие Администрации <данные изъяты> по отселению граждан, проживающих на условиях социального найма в жилом доме <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию ЗАТО <данные изъяты> устранить нарушение прав граждан на жилище и его безопасность: а именно, принять меры по отселению проживающих на условиях социального найма в доме <адрес> граждан с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.