Дело № 2-598/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н., при секретаре Чуриковой М.Н., с участием помощника прокурора <данные изъяты> Ключникова Н.С.. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования - Ужурский район и неопределенного круга лиц к СПК "Л........." о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с данным исковым заявлением. Исковые требования мотивированы тем, что проверкой соблюдения природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что СПК "Л........." в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления, а также осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных, веществ. Основной деятельностью СПК "Л........." является растениеводство в сочетании с животноводством. СПК "Л........." имеет разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу (ПДВ) составляет 196,014 т/год. Согласно проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных письмом ГУПР по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №(о), срок действия которого установлен по ДД.ММ.ГГГГ, объемы размещаемых отходов составляют 41245 Д 20 т/ год. Лимит на размещение отходов на 2010-2011 годы не установлен. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования - Ужурский район. Согласно справки Управления Росприроднадзора по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность СПК "Л........." по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет 419845 рублей 16 копеек за первый, второй, третий и четвертый кварталы ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени указанная сумма в добровольном порядке СПК "Л........." в бюджеты разных уровней не внесена. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст.ст. 11, 23Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 14, 28, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления. На основании ст.ст. 11, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений, строений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также соблюдать требования по осуществлению платы за размещение отходов. В силу положений, закрепленных в ст.ст. 14, 28, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и вносить в соответствии с законодательством Российской Федерации плату за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Поскольку размещение отходов производства и потребления, а также осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанности по её оплате, порядок исчисления и взимания которой регламентирован Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Согласно вышеуказанного постановления платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.. На основании п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии, и природных, ресурсов Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Согласно п. 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28,08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду выполняет Управление Росприроднадзора по <данные изъяты>. Согласно ст.ст. 51, 67, 62 БК РФ сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по 40%. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права. Данная плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. Таким образом, в результате бездействия СПК "Л.........", выразившегося в невнесении платежей, нарушены интересы Российской Федерации, Красноярского края, Ужурского района, поскольку бюджеты Российской Федерации, Красноярского края и Ужурского района не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Красноярский край, Ужурский район не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, уклонение от внесения платежей нарушает конституционные права неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную среду, снижает возможность предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. С учетом указанного, прокурор <данные изъяты> просил взыскать с СПК "Л........." сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 419845 рублей 16 копеек за первый, второй, третий и четвертый кварталы ДД.ММ.ГГГГ через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20% - в доход федерального бюджета; 40% в доход бюджета Красноярского края; 40% в доход бюджета муниципального образования Ужурский район. Впоследствии руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <данные изъяты> уточнил исковые требования, прося взыскать с ответчика СПК "Л........." сумму долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1223566 рублей 03 копейки. В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ключников Н.С. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика СПК "Л........." Юдин В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. В материалах гражданского дела имеется его заявление, в котором он указывает, что не имеет возражений по существу исковых требований прокурора <данные изъяты>, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <данные изъяты> в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. В материалах гражданского дела имеется заявление руководителя Управления М....., в котором он высказал просьбу о рассмотрения данного гражданского дела в отсутствие представителя Управления. Заслушав помощника прокурора Ключникова Н.С., исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения или изменения правоотношения. В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данный конституционный принцип закреплен и в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 от 10 января 2002 года, из текста которой следует, что каждый имеет право, на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды, согласно ст. 14 указанного Закона, является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Установленная плата - за негативное воздействие на окружающую среду должна обеспечить возмещение причиненного окружающей среде вреда, пойти на улучшение качества окружающей среды. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной деятельности и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Таким образом, не внесение ответчиком СПК "Л........." обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, присуждение к исполнению обязанности в натуре. Поэтому иск прокурора о взыскании задолженности в судебном порядке является обоснованным. При этом суд исходит из положения ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии, с которым предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Принцип платности закреплен и в ст. 16 указанного закона. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Сам факт негативного воздействий на окружающую среду стороной ответчика не оспаривается. Проверяя обоснованность предъявленной к взысканию суммы суд руководствуется следующим. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. За счет средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, в том числе в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду формируются экологические фонды, которые расходуются на оздоровление окружающей природной среды, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды. Учет уплаты платежей, учет плательщиков и согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории субъекта осуществляется Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <данные изъяты>. Согласно копии баланса плательщика СПК "Л........." за все периоды по плате за негативное воздействие на окружающую среду задолженность за СПК "Л........." на ДД.ММ.ГГГГ составляет 1223566 рублей 03 копейки. Указанная сумма не оспаривается стороной ответчика. Сумма иска, с учетом внесенных на стадии судебного разбирательства изменений, соответствует указанной в балансе плательщика СПК "Л........." задолженности и составляет соответственно 1223566 рублей 03 копейки. У суда отсутствуют основания ставить под сомнение указанную сумму и проверять правильность расчета. Установив, что исковые требования прокурора <данные изъяты> являются обоснованными, суд принимает решение об удовлетворении иска в полном объеме и присуждает к взысканию с СПК "Л........." суммы задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) - 1223566 рублей 03 копейки. Согласно ст.51 Бюджетного кодекса Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду входит в состав неналоговых доходов федерального бюджета по нормативу 20%; плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%, в соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, входит в состав неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации; 40 % платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу требований ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, зачисляется в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов. Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом, согласно данному приказу, признается календарный квартал. Таким образом, на законодательном уровне установлена обязанность хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, вносить соответствующую плату в установленный срок. Однако СПК «Локшинский» оплата платежей в полном объеме не вносилась, вследствие чего образовалась задолженность в указанной выше сумме. При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, так как в нарушение вышеуказанных требований закона неуплата данных сумм не позволяет в полной мере осуществлять мероприятия по охране и восстановлению окружающей среды от вредных последствий хозяйственной и иной деятельности, в том числе в <адрес>, что влечет за собой нарушение конституционного права граждан на их здоровье и жизнь. Ответчик исковые требования признал, что в соответствии со ст. 173 ГПК РФ также является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований. Поскольку истец по настоящему делу был освобожден от уплаты государственной пошлины - в соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина по делу подлежит взысканию с ответчика СПК "Л........." в бюджет Российской Федерации в сумме 2000 рублей. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Красноярский край, муниципального образования - Ужурский район и неопределенного круга лиц к СПК "Л........." о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду, удовлетворить. Взыскать с СПК "Л........." сумму долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1223566 (один миллион двести двадцать три тысячи пятьсот шестьдесят шесть) рублей 03 (три) копейки через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах: 20 % - в доход федерального бюджета; 40 % в доход бюджета Красноярского края; 40% в доход бюджета муниципального образования Ужурский район. Взыскать с СПК «Локшинский» государственную пошлину в доход бюджета Российской Федерации в сумме в сумме 2000 рублей. Решение может быть обжаловано в 10- дневный срок в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края со дня составления его в окончательной форме 27 июля 2011 года. Председательствующий: Г.Н. Петрова