о расторжении договора купли-продажи квартиры. О расторжении договора уступки права требования



Дело № 2-911/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года                г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Коноваловой Е.В.

с участием представителя истцов Сальцевича И.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Администрации "З..." Манакова А.В., действующего по доверенности

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Беляевой Л.Ю. и Беляевой А.В. к Администрации "З...", "СТ" "С..." о расторжении договора купли-продажи квартиры, расторжении договора уступки права требования, суд

УСТАНОВИЛ:

Беляева Л.Ю. и Беляева А.В., в лице своего представителя Сальцевича И.В., обратились в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцами и ответчиком Администрацией "З..." был подписан договор купли-продажи. Согласно данного договора истцы продали в муниципальную собственность "З..." двухкомнатную благоустроенную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Администрация "З..." в согласованном порядке расчета уступила истцам право требования на получение в собственность у фонда "С..." благоустроенной двухкомнатной квартиры , общей площадью кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между истицей и "СТ" был заключен договор уступки права требования , согласно которого цедент уступает право требования вышеуказанной квартиры. Однако, в дальнейшем выяснилось, что квартира, указанная в договорах уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не построена и когда будет построена - неизвестно. Таким образом, ответчики продали истцам квартиру, которой не существует. В связи с чем, считают, что их нарушенные интересы могут быть полностью восстановлены только в случае восстановления ранее существовавшего положения. Истцы полностью исполнили свои обязательства по вышеуказанным договорам, однако ответчики своих обязательств не выполнили и не имеют возможности выполнить, поскольку квартиры, которую они обязались им передать, не существует. Истцы обратились с заявлениями к ответчикам о расторжении заключенных договоров в добровольном порядке. ДД.ММ.ГГГГ истцами от администрации "З..." получен ответ об отказе в добровольном порядке расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик "СТ" их заявление не получил, согласно почтового уведомления ответчик по юридическому адресу отсутствует. Ссылаясь на ст. ст. 390, 450 ГК РФ истцы просят суд расторгнуть договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер , заключенный между ними и администрацией "З..."; признать государственную регистрацию сделки от ДД.ММ.ГГГГ недействительной; расторгнуть договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ними и администрацией "З...".

Истцы Беляева Л.Ю. и Беляева А.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истцов Сальцевич И.В поддержал заявленные исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Представитель ответчика администрации "З..." Манаков А.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно подписанного сторонами договора от ДД.ММ.ГГГГ Беляевы продали "З..." в муниципальную собственность благоустроенную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. "З..." в согласованном порядке расчета уступило свое право требования, истцы же приняли право требования на получение в собственность у фонда "С..." благоустроенной двухкомнатной квартиры , расположенной по адресу: <адрес>. Согласно договора об уступке права требования от ДД.ММ.ГГГГ истцы получили право на получение в собственность двухкомнатной квартиры расположенной по адресу: <адрес>. Уступленное требование основано на договоре инвестирования строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ , заключенным между Фондом социальной помощи "С..." и администрацией "З...". Обязательства по договору инвестирования администрацией "З..." выполнены. Следовательно, администрация "З..." свои обязательства по договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ выполнила. ДД.ММ.ГГГГ между "СТ" и истцами был заключен договор уступки права требования. Администрация не принимала перед истицами поручительства за должников, уступленное администрацией "З..." требование является действительным. Никаких существенных нарушений указанных договоров со стороны администрации "З..." нет и не было. Доводы истцов о том, что они лишена жилья, не состоятельны, так как в соответствии с пунктом 11 договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ передача квартиры Продавцами, и ее принятие Покупателем будет осуществляться по передаточному акту, который стороны обязуются подписать в течение 10 дней после оформления соответствующих правовых документов и регистрации права собственности Продавца на полученную по договору об уступке права требования квартиру, указанную в п. 5 настоящего договора. Договор считается исполненным в полном объеме с момента подписания акта приема- передачи. Данный акт до настоящего времени не подписан и квартира, расположенная по адресу: <адрес>, администрации не передана. Следовательно, истцы свои обязательства по договору купли- продажи в полном объеме не исполнили, пользуются и владеют не переданной квартирой в полном объеме. Таким образом, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ответчика "СТ" в судебное заседание не явился, известить ответчика о времени и месте проведения судебного заседания не представилось возможным. Согласно поступивших почтовых извещений, "СТ" по месту регистрации юридического лица, а также по адресу, указанному в договоре уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ, не находится.

          Представитель ответчика Фонда "С..." в судебное заседание не явился, известить ответчика о времени и месте проведения судебного заседания не представилось возможным. Согласно поступивших почтовых извещений, Фонд "С..." по месту регистрации юридического лица не находится.

Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 3297-1 от 14.06.1992 года (с изм. и доп.) «О закрытом административно- территориальном образовании» если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения. Граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно- территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляется органом местного самоуправления этого административно-территориального образования за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета, бюджета указанного административно-территориального образования, средств организации (объекта) и федерального органа исполнительной власти.

Установлено, что обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, за счет средств федерального бюджета и бюджета административно-территориального образования осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании ( п. 4 постановления Правительства № 23 от 11.01.2001 года).

В целях реализации вышеуказанного законодательства, ДД.ММ.ГГГГ между "С..." (застройщик- инвестор) и Администрацией "З..." (дольщик) заключен договор инвестирования строительства жилья, а также ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение к данному договору. Предметом настоящего договора является финансирование Дольщиком долевого участия в строительстве 10-ти этажного монолитно-кирпичного жилого дома по адресу: <адрес> с целью получения Дольщиком после завершения строительства квартир, в том числе квартиры , общей проектной площадью кв.м. (п. 1.1 договора).

Пунктом 1.2 Договора определен срок окончания строительства и подписания Акта Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством жилого дома, а именно ДД.ММ.ГГГГ

По условиям договора предусмотрено право передачи квартир после ввода дома в эксплуатацию третьим лицам по распоряжению Дольщика по договорам уступки права, заключенных до ввода дома в эксплуатацию (п. 7.1 Договора).

Судом установлено, что в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ № 23 от 11.01.2001 года «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией "З..." (покупателем) и Беляевой А.В., Беляевой Л.Ю. (продавцами) заключен договор купли- продажи, который зарегистрирован в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1 Договора Беляевы продали в муниципальную собственность "З..." квартиру по адресу: <адрес>

По обоюдному соглашению расчет между сторонами будет произведен следующим образом: Покупатель уступает свое право требования, а Продавец принимает право требования на получение в собственность у фонда ЗАТО «Содействие» благоустроенной трехкомнатной квартиры общей площадью кв.м. на этаже по адресу: <адрес> по нотариально удостоверенному договору об уступке права требования (цессия) (п. 5 Договора купли- продажи).

Согласно п. 11 Договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, передача квартиры Беляевыми, и ее принятие Администрацией "З..." будет осуществляться по передаточному акту, который стороны обязуются подписать в течение 10 дней, после оформления соответствующих правовых документов и регистрации права собственности Беляевых, на полученную по договору об уступке права требования квартиру, указанную в п. 5 настоящего договора. Договор считается исполненным в полном объеме с момента подписания акта приема- передачи.

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (ч. 1 ст. 382 ГК РФ).

В связи с согласованной формой расчета, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В. заключен договор об уступке права требования. В соответствии с п. 1 Договора Администрация "З..." уступила, а Беляевы приняли право на получение в собственность 2-х комнатной квартиры , расположенной по адресу: <адрес>

Уступаемое право было приобретено Администрацией "З..." на основании Договора от ДД.ММ.ГГГГ инвестирования строительства жилья и Дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из условий заключенных договоров, Беляевы приобрели право на получение в собственность квартиры у "С...", срок постройки и сдачи в эксплуатацию которой составил ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не принимает во внимание заключенное ДД.ММ.ГГГГ между "С..." и Администрацией "З..." дополнительное соглашение к Договору инвестирования строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым срок окончания строительства и приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого дома перенесен на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на момент заключения Дополнительного соглашения Администрация "З..." не являлась стороной по договору так как переуступило свое право Беляевым.

Каких- либо договоров о переносе срока строительства жилого дома, заключенных в установленном законом порядке, суду не представлено и судом не добыто.

В силу ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 года «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ» (с изм. и доп.) в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Исходя из приведенной нормы закона, суд считает, что к возникшим правоотношениям по делу могут быть применены нормы Федерального закона «О защите прав потребителей», поскольку между истицей и ответчиками возникли отношения по передаче квартиры (товара) в собственность, а истица при заключении договора имела намерения приобрести и использовать квартиру для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании ст. 28 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года (с изм. и доп.) если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги)- сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе, в том числе: отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

На основании ч. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Судом установлено, что квартира по адресу: <адрес>, которая в силу договорных обязательств должна была быть передана в собственность истцам, до настоящего времени не построена. В связи с чем, нарушены сроки окончания строительства, что повлекло за собой нарушение прав Беляевых.

Данный факт подтверждается пояснениями представителя истцов, не оспаривается ответчиками, а также подтверждается материалами дела.

Так, по данным Министерства "СМО", Администрации "СМ", следует, что строительство 10-ти этажного жилого дома в <адрес> велось застройщиком "Н..." В вышеуказанном жилом доме выполнены монолитные железобетонные конструкции стен и перекрытий до уровня 4 этажа по секциям 1 и 2, до уровня 1 этажа по секции 3, на уровне 8 этажа по секции 4 и на уровне 9 этажа по секции 5. Строительство объекта приостановлено с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием денежных средств у застройщика "Н..."

Факт осуществления строительства жилого дома по адресу: <адрес>, включая квартиру застройщиком "Н..." которая при благополучном исходе дела должна была быть фондом "С..." передана в собственность Беляевых, подтверждается договором инвестирования строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ и договором инвестирования строительства жилья от ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению инспекции "ФНС" по <адрес>, в отношении "Н..." решением Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ открыто конкурсное производство.

Исходя из приведенных фактов следует, что обязательства, указанные в п. 11 Договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть исполнены Беляевыми по не зависящим от них обстоятельствам. Переуступленное Администрацией "З..." право на получение Беляевыми в собственность квартиры по адресу: <адрес>, также не исполнимо.

Истцами соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ч. 2 ст. 452 ГК РФ, что подтверждается ответом Администрации "З..." от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в добровольном порядке расторгнуть заключенные договоры.

Таким образом, суд считает, что договор купли- продажи, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В., квартиры расположенной по адресу: <адрес>, а также договор уступки права требования, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В., по переуступке права на получение в собственность квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, подлежат расторжению.

В связи с расторжением договоров, следует прекратить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации договора купли- продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В., квартиры расположенной по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Расторгнуть договор купли-продажи квартиры, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В., расположенной по адресу: <адрес>.

Расторгнуть договор уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В., по переуступке права на получение в собственность квартиры , по адресу: <адрес>

Прекратить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации договора купли-продажи квартиры, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между "З..." и Беляевой Л.Ю., Беляевой А.В., расположенной по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 суток.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.