Дело № 2-409/ 2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 июня 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н., при секретаре Чуриковой М.Н., с участием помощника прокурора <данные изъяты> Пузеевой Н.К., представителя ответчика администрации <данные изъяты> Мержоевой М.Г., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований законодательства в области пожарной безопасности, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о признании незаконным бездействия в части неисполнения требований законодательства в области пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой <данные изъяты> совместно с ОГПН по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения действующего законодательства в области пожарной безопасности 56-квартирного жилого дома для проживания ветеранов войны и труда, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что в жилом доме расположено 55 квартир, в которых проживает 69 человек и 1 квартира приспособлена под помещение коменданта и обслуживающего персонала. На основании распоряжения Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р, акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности муниципального образования <данные изъяты> на указанный жилой дом (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>). В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено понятие мер пожарной безопасности -действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления. Разработка и реализации мер пожарной безопасности для зданий должна в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. В соответствии со ст. 7 Устава <данные изъяты>, ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципалы собственности муниципального района; участие в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. На основании ст.ст. 18, 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 15 Бюджетного кодекса РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасное руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 31 (ППБ 01-03) собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители, должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за соблюдение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. На основании п. 11 вышеуказанных Правил пожарной безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. Однако, в нарушений требований указанного законодательства администрацией <данные изъяты> не принято должных мер по обеспечению требований пожарной безопасности в отношении жилого дома для проживания ветеранов войны и труда, расположенного по адресу: <адрес> и обеспечению надлежащего финансирования мероприятий по пожарной безопасности. Так, деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом, что противоречит п. 7.1-7.13 СНиП 21-01-97, п. 36 ППБ 01-03. По результатам проверки соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности прокуратурой <данные изъяты> на имя главы администрации <данные изъяты> К........ внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени вышеуказанное нарушение не устранено. Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Непринятие своевременных мер по обеспечению требований пожарной безопасности и надлежащего финансирования мероприятий, необходимых для устранения вышеуказанных нарушений, ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих и пребывающих в данном жилом доме, в том числе, обслуживающего персонала. В соответствии с изложенным прокурор <данные изъяты> просил суд признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности в здании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать ответчика устранить нарушение требований пожарной безопасности, а именно, обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом. В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> Пузеева Н.К. исковые требования поддержала. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> Мержоева М.Г. с исковыми требованиями согласилась. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему. Предметом рассмотрения по настоящему делу является законность бездействий органа местного самоуправления. Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду. Право прокурора на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено и статьей 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1. В судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами гражданского дела, что в рамках осуществления надзорных функций, прокуратурой <данные изъяты> совместно с ОГПН по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения действующего законодательства в области пожарной безопасности 56-квартирного жилого дома для проживания ветеранов войны и труда, расположенного по адресу: <адрес>. Как установлено в судебном заседании, жилой дом для проживания ветеранов войны и труда, расположенный по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности муниципального образования <данные изъяты>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 6). Данный факт заинтересованными лицами не оспаривается. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»). Согласно ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года «Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности». Исходя из ст. 3 вышеприведенного ФЗ «Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами». Согласно ст. 1 Федерального закона РФ № 69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления. Разработка и реализации мер пожарной безопасности для зданий должна в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. В соответствии со ст. 7 Устава <данные изъяты>, ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципалы собственности муниципального района; участие в предупреждении ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. На основании ст.ст. 18, 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст. 15 Бюджетного кодекса РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В силу ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 31 (ППБ 01-03) собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за соблюдение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. На основании п. 11 вышеуказанных Правил пожарной безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. В ходе проверки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно, что деревянные конструкции кровли не обработаны огнезащитным составом, что противоречит п. 7.1-7.13 СНиП 21-01-97, п. 36 ППБ 01-03. По результатам проверки соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности прокуратурой <данные изъяты> на имя главы администрации <данные изъяты> К........ внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в области пожарной безопасности» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. В своем ответе администрация <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), в том числе, сообщает, что для обеспечения требований пожарной безопасности в отношении 56-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией района планируется организовать обработку огнезащитным составом деревянных конструкций кровли в III квартале 2011 года (данный вид работ проводится при положительных температурах наружного воздуха). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>» подписан договор подряда № о выполнении работ, связанных с огнезащитной обработкой деревянных конструкций кровли здания, общей площади обрабатываемой поверхности 1467 м2 на объекте Дом для ветеранов войны и труда <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается копией договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, а также на то, что ДД.ММ.ГГГГ была определена стоимость необходимых работ и был заключен договор подряда, направленный на выполнение подрядчиком работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций кровли Дома для ветеранов войны и труда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, необходимые работы до настоящего времени не выполнены, то есть, до настоящего времени вышеуказанное нарушение законодательства в области пожарной безопасности администрацией <данные изъяты> не устранено. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчик бездействует при исполнении норм пожарной безопасности в здании Дома для ветеранов войны и труда <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>. Непринятие своевременных мер по обеспечению требований пожарной безопасности и надлежащего финансирования мероприятий, необходимых для устранения вышеуказанных нарушений, ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, проживающих и пребывающих в данном жилом доме, в том числе, обслуживающего персонала. При этом, действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий с их финансовыми возможностями. В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Обязание администрации <данные изъяты> исполнить в интересах неопределённого круга лиц нормы федерального законодательства в области пожарной безопасности может быть обеспечено судебным решением. Требования истца не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <данные изъяты>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора <данные изъяты>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> в части непринятия мер по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности в жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Возложить на администрацию <данные изъяты> обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно, обработать деревянные конструкции кровли огнезащитным составом в срок до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение 10 суток. Председательствующий Г.Н. Петрова