Дело № 2-57/ 2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 января 2011 года г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петровой Г.Н., при секретаре Чуриковой М.Н., с участием представителя истца Мироновой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Земеровой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» начальника КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» В.П. Путинцева, Зарецкой Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Службы по ветеринарному надзору <данные изъяты> Власова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Краевому государственному бюджетному учреждению «<данные изъяты> отдел ветеринарии», Службе по ветеринарному надзору <данные изъяты> о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений, суд У С Т А Н О В И Л: Начальник отдела Главный государственный санитарный врач по городам <данные изъяты> А....... обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению «<данные изъяты> ветеринарии», Службе по ветеринарному надзору администрации <данные изъяты> о признании бездействия ответчиков, выраженного в неисполнению предписания ведущего специалиста - эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по <адрес> в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным и обязании исполнить указанное предписание. Требования мотивированы тем, в частности, что на основании распоряжения начальника территориального отдела в <данные изъяты> А....... от ДД.ММ.ГГГГ №, по адресу: <адрес>, ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> в <адрес> были проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия человека в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). В ходе проведения надзорных мероприятий было выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Краевым государственным бюджетным учреждением «<данные изъяты> отдел ветеринарии» в части отсутствия санитарно- эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление деятельности межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии», связанной с использованием патогенных биологических агентов II - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. В связи с выявлением нарушения санитарного законодательства, с недопущения возникновения и распространения инфекционных заболев, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> в <адрес> Земеровой О. В. ответчику было выдано предписание об устранении выявленного нарушения № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на ответчика. Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ вручено руководителю Краевой государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» ДД.ММ.ГГГГ - представителю юридического лица Путинцеву В.П.. Выявленное нарушение образовало объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности мировому судье <данные изъяты>. Мировой судья судебного участка № в <данные изъяты>, рассмотрев материал об административном правонарушении, вынес постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» было проведено внеплановое мероприятие по контролю (на основании распоряжения о проведении мероприятия по надзору от ДД.ММ.ГГГГ №), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. На момент предъявления настоящего искового заявления, указанный пункт предписания не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение КГБУ«<данные изъяты> отдел ветеринарии» требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. В судебном заседании представители истца Земерова О.В. и Миронова А.А. исковые требования изменили, прося суд обязать ответчиков исполнить предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ, исключив требование об обращении решения суда к немедленному исполнению. В остальной части исковые требования поддержали по доводам в нем изложенным. Представители ответчикаКГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» Путинцев В.П. и Зарецкая Л.Ю. измененные исковые требования признали, не отрицая, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено. Представитель ответчика Службы по ветеринарному надзору <данные изъяты> Власов В.В. исковые требования не признал, отметив, что согласно предписания от ДД.ММ.ГГГГ № ответственность за его исполнение возлагается на КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии». В соответствии с п. 1.5, п. 1.6. Устава КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, вправе нести ответственность и отвечать по своим обязательствам. В связи с этим, ответственность за исполнение предписания должен нести КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии». Следовательно, Управлением Роспотребнадзора был ошибочно определен ответчик по настоящему делу. Таким образом, служба по ветеринарному надзору <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, Кодексом об административных правонарушениях определена ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) установленная ст. 19.5. После проверки исполнения предписания КГБУ «Ужурский отдел ветеринарии» Управлением Роспотребнадзора был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ и вынесено Постановление по делу. Таким образом, инициирован процесс привлечения КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» к ответственности за не выполнение предписания. Указанным протоколом и постановлением подтверждается противоправность действий КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии», о чем в свою очередь просит вынести решение Управление Роспотребнадзора. Кроме того, обязанности исполнения предписания с КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» никто не снимал, о чем также просит Управление Роспотребнадзора. В связи с вышеуказанными доводами, представитель службы по ветеринарному надзору <адрес> Власов В.В., просит суд признать службу по ветеринарному надзору <данные изъяты> ненадлежащим ответчиком, производство по делу в отношении службы прекратить, в удовлетворении исковых требований в целом отказать. Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» является не коммерческой организацией. Учредитель - служба по ветеринарному надзору администрации <данные изъяты>. КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» создано для реализации задач в области ветеринарии и проведения государственного ветеринарного надзора на территории <адрес> с целью: - предупреждения и ликвидации заразных и массовых незаразных болезней животных и их лечения на подведомственной территории, - обеспечения безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, кормов, продукции растительного происхождения, - защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В структуру КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» входят следующие структурные подразделения: - 10 ветеринарных участков; - межрайонная ветеринарная лаборатория. Межрайонная ветеринарная лаборатория Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии», как структурное подразделение Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» осуществляет следующую деятельность: - микробиологические исследования выделенных культур от животных с целью диагностики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, в соответствии с перечнем исследований, перечисленных в паспорте межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «Ужурский отдел ветеринарии»; - микробиологические исследования с музейными культурами, с целью сохранения музейных культур и дальнейшего их использования, которые хранятся в межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» (перечень музейных культур прилагается к паспорту межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии»); - серологические исследования связаны с нежизнеспособными микроорганизмами II - IV групп патогенности на выявление антител к возбудителям сибирской язвы, сапа, бруцеллеза, листериоза, хламидиоза, токсоплазмоза, в соответствии с перечнем исследований, перечисленных в паспорте межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии». На основании распоряжения начальника территориального отдела в <адрес> А....... от ДД.ММ.ГГГГ №, по адресу: <адрес>, ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> в <адрес> были проведены мероприятия по надзору за соблюдением норм действующего законодательства РФ в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия человека в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №). В ходе проведения надзорных мероприятий было выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Краевым государственным бюджетным учреждением «<данные изъяты> отдел ветеринарии» в части отсутствия санитарно- эпидемиологического заключения и лицензии на осуществление деятельности межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии», связанной с использованием патогенных биологических агентов II - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. В связи с выявлением нарушения санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболев, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> в <адрес> Земеровой О. В. ответчику было выдано предписание об устранении выявленного нарушения № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), которое было вручено руководителю КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» Путинцеву В.П.. Ответчику предписывалось устранить выявленное нарушение, а именно, 1. п. 2.1.1, п. 2.1.2. Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п. 2. Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-09 «Дополнения и изменения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-08» в части осуществлении деятельности, связанной с использованием ПБА III - IV групп и возбудителями паразитарных болезней, на основании санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ. Выявленное нарушение образовало объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, Главный государственный санитарной врач по <данные изъяты> передал материалы дела на рассмотрение по подведомственности мировому судье <адрес>. Мировой судья судебного участка № в <данные изъяты> рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении юридического лица Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» вынес Постановление от ДД.ММ.ГГГГ (дело № года) о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица КГБУ «Ужурский отдел ветеринарии» в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д.28). В соответствии ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ«Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Руководствуясь данным положением, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» было проведено внеплановое мероприятие по контролю (на основании распоряжения о проведении мероприятия по надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.24-25), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проведения данного мероприятия, было обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания (л.д.20-21). Несоблюдение вышеуказанного требования санитарного законодательства, направленного на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами II - IV групп патогенности (опасностей) и возбудителями паразитарных болезней, патогенных для человека микроорганизмов, гельминтозов и других объектов и материалов, включая полевой, клинический, секционный, подозрительный на содержание указанных патогенных биологических агентов, может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), паразитарных болезней. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.17-19). В ходе рассмотрения гражданского дела представители ответчика КГБУ «Ужурский отдел ветеринарии» не отрицали, что указанный пункт предписания не исполнен до настоящего времени. В соответствии с ч. 2 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями: предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> в лице главного государственного санитарного врача по <данные изъяты> и его заместителей на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства. Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом, в соответствии ст. 1 указанного Федерального закона среда обитания характеризуется, как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно п. 1.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-03 «Порядок выдачи санитарно- эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека 1-4 групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами», п. 1.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-08 «Безопасность работы с микроорганизмами II-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п. 3.1.1. СП ДД.ММ.ГГГГ-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-4 групп патогенности», п. 2. СП ДД.ММ.ГГГГ- 09 «Дополнения и изменения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» указанные санитарные правила являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с патогенными биологическими агентами (ПБА) I - IV групп патогенности. Несоблюдение указанных правил может привести к несоблюдению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами II - IV групп (далее - ПБА II - IV групп или ПБА) - патогенных для человека микроорганизмов и гель-минтозов, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА. Таким образом, несоблюдение указанных требований санитарного законодательства КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлении) заболеваний у пациентов ветеринарного учреждения, персонала ветеринарной лаборатории и учреждения, также иных лиц, которые посещают здание и помещения ветеринарного учреждения. Поскольку определить состав указанного круга лиц, как в настоящее время, так и в будущем, не представляется возможным, он является неопределенным. В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. Нарушение, допущенное ответчиками, свидетельствует о невыполнении данного требования, что создаёт реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Таким образом, суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика Службы по ветеринарному надзору <данные изъяты> о том, что указанная служба не является надлежащим ответчиком по делу, суд не находит состоятельными, поскольку в соответствии с Уставом КГБУ «<данные изъяты> отдел ветеринарии» учредителем Учреждения является служба по ветеринарному надзору администрации <данные изъяты> в соответствии с распоряжением Совета администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 30). Устав утвержден руководителем Службы в 2008 году. К исключительной компетенции учредителя относится, в частности, определение основных направлений, предмета и целей деятельности Учреждения, утверждение сметы доходов и расходов учреждения, назначение на должность и освобождение от должности руководителя учреждения, заключение с ним трудового договора и прочее, что в целом позволяет Учредителю значительно влиять на управление учреждением. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить полностью. Признать бездействие Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии» и Службы по ветеринарному надзору <данные изъяты>, выраженное в неисполнении предписания ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> в городе <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ противоправным. Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «<данные изъяты> отдел ветеринарии» и Службу по ветеринарному надзору <данные изъяты> исполнить предписание № от ДД.ММ.ГГГГ и устранить нарушение п. 2.1.1, п. 2.1.2. Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п. 2. Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-09 «Дополнения и изменения № к СП ДД.ММ.ГГГГ-08» в части осуществления деятельности межрайонной ветеринарной лаборатории Краевого государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> отдел ветеринарии», связанной с использованием ПБА III - IV групп и возбудителями паразитарных болезней, на основании санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края со дня составления его в окончательной форме. Председательствующий: Г.Н. Петрова