о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-184/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2012 года          г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Сазоновой О.В.,

при секретаре Савиной Т.В.,

с участием прокурора- старшего помощника прокурора <данные изъяты> Вунгаловой Е.В., представителя ответчика администрации <данные изъяты> Мержоевой М.Г., представителя третьего лица Управления образования администрации <данные изъяты> Хашиной Е.Н..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах Зыкова М.М. к администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах Зыкова М.М. к администрации <данные изъяты> о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Зыков М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать - З.Н....., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - З.М....., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения Ужурского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. За несовершеннолетним Зыковым М.М. жилое помещение не закреплялось. Права собственности или иные вещные права на объекты недвижимого имущества на его имя не зарегистрированы, что подтверждается справкой с <данные изъяты> отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <данные изъяты>. Жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось. ДД.ММ.ГГГГ Зыков М.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако до настоящего времени жилое помещение Зыкову М.М. не предоставлено. Зыков М.М. в настоящее время не работает и не учится, ДД.ММ.ГГГГ окончил «Профессиональное училище » <адрес>. Ссылаясь на ст. 8, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 11 ЖК РФ, прокурор <данные изъяты> просит обязать администрацию <данные изъяты> предоставить Зыкову М.М. жилое помещение, расположенное в <адрес> по договору социальной найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам размером не менее 26 кв.м. общей площади.

В судебном заседании прокурор- старший помощник прокурора <данные изъяты> Вунгалова Е.В. исковые требования поддержала, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Зыков М.М. в судебное заседание не явился, известить его о времени и месте рассмотрения дела не представилось возможным.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> Мержоева М.Г. не возражает против удовлетворения заявленных требований. Вместе с тем, пояснила, что в администрации <данные изъяты> жилья не имеется, жилое помещение администрация может приобрести истцу только после поступления денежных средств на приобретение жилья из краевого бюджета.

Представитель Министерства <данные изъяты> в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. От представителя П...... в суд поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В поступившем отзыве указано, что согласно Закону Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961. В данном случае органы местного самоуправления могут обратиться за финансовой поддержкой к субъекту РФ либо воспользоваться правом на судебную защиту. Вместе с тем анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Федеральным законодательством и законодательством Красноярского края не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии с пунктом 3.22 Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 № 42-п «Об утверждении положения и министерстве <данные изъяты> и установлении предельной численности государственных служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края» Министерство обеспечивает детей, находящихся под опекой (попечительством), детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, за исключением случаев, предусмотренных Законом края о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. ДД.ММ.ГГГГ Зыков М.М. поставлен на учет в Министерстве <данные изъяты>.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - органа опеки и попечительства Ужурского РУО Хашина Е.Н. поддержала заявленные прокурором района исковые требования. Суду пояснила, что специалисты отдела опеки и попечительства управления образования администрации <адрес> собрали пакет документов для признания нуждающимся Зыкова М.М. в приобретении жилого помещения и направили ДД.ММ.ГГГГ в Министерство образования и науки Красноярского края. Краевой комиссией ДД.ММ.ГГГГ Зыков М.М. был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. №12-261, дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений..., обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25 - уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», Министерство <данные изъяты> осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории <адрес>, с учетом даты рождения и даты предоставления документов.

Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя : а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25 - уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относящимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в его определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П.

Судом установлено, что Зыков М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ужурского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ отец истца - З.М..... лишен родительских прав. Мать истца - З.Н..... умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.

В несовершеннолетнем возрасте жилое помещение за Зыковым М.М. закреплено не было. Таким образом, Зыков М.М. имеет право на внеочередное получение жилья.

Согласно имеющегося в материалах дела сообщения Министерства <данные изъяты>, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Зыков М.М. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение Зыкову М.М. не предоставлено.

В соответствии с предоставленными суду документами, за Зыковым М.М. в <адрес> и <адрес> объектов недвижимости на праве собственности не числится и Зыков М.М. на территории <адрес> жилое помещение по договору социального найма не получал.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что гарантированное Зыкову М.М. государством право на внеочередное обеспечение жилым помещением, нарушено.

Постановлением администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , установлена норма предоставления жилья для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 26 квадратных метров.

Таким образом, суд считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> предоставить Зыкову М.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам размером не менее 26 квадратных метров общей площади.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <данные изъяты>, заявленные в интересах Зыкова М.М., удовлетворить.

Обязать администрацию ...... предоставить Зыкову М.М. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам размером не менее 26 квадратных метров общей площади.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 27.03. 2012 года.

Председательствующий:           О.В. Сазонова