о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства



          Дело № 2-229/2012      

                           ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2012 года        г.Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

При секретаре Бритько М.Н.

С участием представителя истца Рудык В.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова В.В. к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства

    УСТАНОВИЛ:

Антонов В.В. обратился в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в должности <данные изъяты> в воинском звании «<данные изъяты>». Приказом командира войсковой части <данные изъяты> он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты>. На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части <данные изъяты> подал заявление об обеспечении его после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе К.. В декабре 2009 года от командира войсковой части <данные изъяты> он получил ответ на обращение, согласно которого:

«1. Порядок предоставления социальных гарантий указанной категории граждан, а также расходов, связанных с их предоставлением определяется Правительством РФ. До настоящего времени порядок не определен.

2. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2008 года № 902 «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах» определены дополнительные меры по реализации жилищных прав военнослужащих, уволенных с военной службы, а также граждан, уволенных с военной службы. Указанные меры призваны, прежде всего, обеспечить реализацию мер социальной защиты в отношении тех военнослужащих, которые признаны нуждающимися в получении жилых помещений, состоят на соответствующем учете по месту прохождения военной службы и подлежат увольнению по льготным основаниям.

3. По месту прохождения военной службы в <адрес> органами военного управления он был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания (не служебным) на имеющийся состав семьи с учетом действующей в ЗАТО нормы предоставления жилых помещений, в связи с чем оснований для признания его нуждающимся в получении жилых помещений не имеется. Вместе с тем, он включен в отдельные списки граждан, изъявивших желание для перемены места жительства. С учетом изложенного, его право на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства может быть реализовано командованием и жилищной комиссией <данные изъяты> по мере выделения бюджетных средств на указанные цели, в порядке сложившейся очередности среди данной категории граждан».

       После получения вышеуказанного ответа, он обратился письменно ДД.ММ.ГГГГ 1года, с заявлением на имя начальника войсковой части <данные изъяты> по вопросу нахождения его в очереди на получение жилья по избранному месту жительства. Согласно ответа командира войсковой части <данные изъяты>, «он состоит в списках военнослужащих (граждан), нуждающихся в отселении на 3-х комнатную квартиру с ДД.ММ.ГГГГ . Избранное место жительство -К.. Он обеспечен жилым помещением по установленным нормам, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан, в базу данных компьютерного учета не включен. Жилые помещения на отселение для категории граждан, обеспеченных жилыми помещениями по установленным нормам не выделяются, так как порядок реализации социальной гарантии по обеспечению жилыми помещениями при перемене места жительства до настоящего времени Правительством РФ не определен». Из содержания вышеуказанных ответов он может сделать однозначный вывод, что он не будет обеспечен жилым помещением по избранному месту жительства (до момента, когда Правительство РФ не определит порядок реализации данной гарантии) и как следствие, сведения о его нуждаемости для включения его в единый реестр в Департамент жилищных отношений МО РФ не передавались. Однако войсковая часть <данные изъяты> в силу обязанностей ранее должна была вести учет военнослужащих, нуждающихся в жилой площади в соответствии с действующим законодательством.

          В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений МО РФ) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте МО РФ.

При попытке найти свою фамилию в данном реестре, истец себя не обнаружил.

       Таким образом, все это время он добросовестно заблуждался, думая, что находится в общей очереди, состоит в автоматизированной базе данных, и, надеялся получить жилое помещение по избранному месту жительства отличному от последнего места службы.

          Считает, что бездействие войсковой части <данные изъяты> связанное с не включением его в общую очередь военнослужащих, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения, и не направление сведений о его нуждаемости в Департамент жилищных отношений МО РФ либо в ФГУ МО РФ «<данные изъяты> жилищного обеспечения», является незаконным и нарушает его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы.

        Так, согласно пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         Пункт 14 этой же статьи устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

        Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством РФ.

         В соответствии с пунктом 6 указанных Правил определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

      а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижению предельного возраста.

    В соответствии с пунктом 7 этих же Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

      То есть, после выраженного им в письменном виде желания (рапорт от 28.13.2005 года) об избрании после увольнения места жительства отличного от последнего места службы, он получил законное основание для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, и которое не зависит от проживания в квартире по договору социального найма, если оно не совпадает с местом избранного жительства.

     При этом, в данных Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по норме жилой площади превышающей учетную» не указано.

         В настоящее время он не состоит ни в какой очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства, кроме как в войсковой части <данные изъяты> и то, эта очередь велась в прошлом времени, когда действовал приказ МО РФ № 80 от 2000 года.

         В этой связи просит суд признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, связанного с не включением его в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (улучшении жилищных условий) и не направлением сведений о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в Департамент жилищных отношений МО РФ, незаконным. Просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы. Также просит суд обязать войсковую часть <данные изъяты> направить сведения о его нуждаемости в получении жилого помещения по избранному месту жительства в Департамент жилищных отношений МО РФ, для включения его в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В дальнейшем истец в лице представителя по доверенности Рудык В.Е. отказался от требований к ответчику - войсковой части <данные изъяты> и в этой части определением суда от 02.04.2012 года производство по делу прекращено.

Кроме этого, истец Антонов В.В. в лице представителя по доверенности Рудык В.Е. уточнил исковые требования и просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ после получения документов включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В судебное заседание Антонов В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя истца.

         В судебном заседании представитель истца Рудык В.Е., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Ответчик не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

        Представитель третьего лица ФГУ МО РФ «<данные изъяты> жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. От третьего лиц а поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.     

Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Антонов В.В. в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> он был уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с организационно-штатными мероприятиями и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты>.

На момент увольнения его звание и должность - <данные изъяты>         

        Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

С ДД.ММ.ГГГГ истец на основании заявления, поданного им в войсковую часть <данные изъяты> должен состоять в списках граждан, изъявивших желание получить квартиру по избранному месту жительства.

          Согласно справки начальника войсковой части <данные изъяты> Антонов В.В. состоит в списках военнослужащих (граждан), нуждающихся в отселении, на 3-комнатную квартиру с ДД.ММ.ГГГГ, . Избранное место жительство - г. К..

          Согласно данной справки Антонов В.В. обеспечен жильем по установленным нормам, нуждающимся в улучшении жилищных условий не признан, в базу данных компьютерного учета не включен.

        Однако, с такой позицией суд согласиться не может, поскольку за Антоновым В.В. признано право на получение жилого помещения по избранному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, и, кроме того, в Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по установленным нормам» не указано.

        Согласно ст.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

             В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

            Поскольку истец имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства и должен быть признан нуждающимся в этом с ДД.ММ.ГГГГ, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истца Антонова В.В. являются законными и обоснованными и он должен быть включен в единый реестр.

        Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.

      Таким образом, за Антоновым В.В. должно быть признано право на включение его и членов семьи Антонова В.В. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ.

          Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Антонова В.В. удовлетворить.

Признать за Антоновым В.В. право на включение его и членов семьи Антонова В.В. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Департамент Жилищного обеспечения МО РФ после получения от Антонова В.В. документов, определенных приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, включить Антонова В.В. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки в очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления в Ужурский районный суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения, а также в апелляционном порядке сторонами в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.