Дело № 2-212/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 апреля 2012 года г.Ужур Ужурский районный суд Красноярского края В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А. При секретаре Бритько М.Н. С участием представителя истца Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ежова И.А. к ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства УСТАНОВИЛ: Ежов И.А. обратился в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в воинском звании «<данные изъяты>». Приказом командира войсковой части <данные изъяты> он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты>. На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении более <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ он подал рапорт на имя командира войсковой части <данные изъяты>, выполняющая функции КЭЧ, на обеспечение его и членов его семьи после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе К., или городе О. или Н.. За весь указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ему ни разу не предлагали какое либо жилое помещение в избранном месте жительства. Рассматривался ли вопрос о его нуждаемости на заседании жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> ему неизвестно. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений МО РФ) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте МО РФ. При попытке найти его фамилию в данном реестре он себя не обнаружил. В связи с чем, устно обратился к должностным лицам войсковой части 63630, где ему пояснили, что сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в Департамент жилищных отношений МО РФ и в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» не передавались. В настоящее время он не состоит ни в какой очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства, кроме как в войсковой части <данные изъяты>, и то, как он предполагает, эта очередь велась в прошлом времени, когда действовал приказ МО РФ № 80 2000 года, но в тоже время, как оказалось, он все это время стоял в какой-то отдельной очереди от всех военнослужащих, так как на момент увольнения проживал в квартире по договору социального найма и Правительство РФ до настоящего времени не определило порядок реализации гарантии в части обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства, в отношении таких военнослужащих как он, то есть в отношении военнослужащих обеспеченных на момент увольнения по месту службы жилым помещением по договору социального найма. Таким образом, он все это время добросовестно заблуждался, думал, что находится в общей очереди, наравне с другими военнослужащими и надеялся получить жилое помещение по избранному месту жительства отличному от последнего места службы. Считает, что бездействие командира войсковой части <данные изъяты> связанное с не рассмотрением его кандидатуры на заседании жилищной комиссии и не включение его в общую очередь военнослужащих, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения, а также не направление сведений о его нуждаемости в Департамент жилищных отношений МО РФ либо в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения», является незаконным и нарушает его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы. Так, согласно пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пункт 14 этой же статьи устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством РФ. До настоящего времени в отношении военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в получении жилых помещений в избранном месте жительства действует постановление Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года. «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», которым утверждены и соответствующие Правила. В соответствии с пунктом 6 указанных Правил определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижению предельного возраста. В соответствии с пунктом 7 этих же Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. То есть, после выраженного им в письменном виде желания об избрании после увольнения места жительства отличного от последнего места службы, он получил законное основание для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, и которое не зависит от проживания в квартире по договору социального найма, если оно не совпадает с местом избранного жительства. При этом, в данных Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по норме жилой площади превышающей учетную» не указано. В настоящее время жилищные комиссии воинских частей в связи с отменой приказа МО РФ № 80 2000 года утратили свои функции и не действуют. Согласно п. 2 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 г. N 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ» установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; При этом пунктом 3 этого же приказа определено, что - Специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации осуществляют следующие функции: признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280; снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принимают решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции. Таким образом, с целью восстановления его прав его сначала необходимо признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, а затем включить в единый реестр военнослужащих признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, что в настоящее время может сделать только ФГУ МО РФ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» В связи с тем, что командир войсковой части <данные изъяты> бездействовал в нарушение своих обязанностей определенных как пунктом 24 положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. № 75 (с изменениями от 26 июня 2000 г. и 1 сентября 2008 г.): -в части что «КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района. Кроме обязанностей, предусмотренных ст.47 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, на начальника КЭЧ района возлагается: - учет военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, нуждающихся в жилой площади». Кроме этого согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ (действовавшей до сентября 2010 года) утвержденной приказом Министра обороны №80 2000 года - «Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ района по спискам очередников на получение жилых помещений. Таким образом, войсковая часть <данные изъяты> в силу своих обязанностей указанных выше была обязана передать его рапорт на рассмотрение жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, а также вести учет военнослужащих нуждающихся в жилой площади в соответствии с действующим законодательством. В связи с изложенным, командир войсковой части <данные изъяты> изначально, с момента написания им рапорта на обеспечение жилым помещением считал, что он не имеет права на включение в общую очередь военнослужащих, в целях последующего обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, что непосредственно нарушало и нарушает его жилищные права. В этой связи просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы. Просит признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты> связанного с не рассмотрением его рапорта на заседании жилищной комиссии, не включением его в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (улучшении жилищных условий) и не направлением сведений о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» (Департамент жилищных отношений МО РФ) незаконным. Просит суд обязать командира войсковой части <данные изъяты> направить сведения о его нуждаемости в получении жилого помещения по избранному месту жительства в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» (Департамент жилищных отношений МО РФ), для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства. Просит обязать ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» (Департамент жилищных отношений МО РФ) после получения документов определенных приказом МО РФ №1280 от 30 сентября 2010 года, признать его и членов его семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. В дальнейшем истец в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. отказался от требований к ответчику - войсковой части <данные изъяты> и в этой части определением суда от 02.04.2012 года производство по делу прекращено. Кроме этого, истец Ежов И.А. в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. уточнил исковые требования и просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» (Департамент жилищных отношений МО РФ) после получения документов определенных приказом МО РФ № 1280 2010 года признать его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ. Истец Ежов И.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца Загребанцев Д.Б., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Ответчик не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства. Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Ежов И.А. в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты>, в соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе», был уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения его звание и должность - <данные изъяты> Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет <данные изъяты>. В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ истец подал рапорт на имя командира войсковой части <данные изъяты>) на обеспечение его и членов его семьи после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городе К. или городе О. или городе Н.. Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ (действовавшей до сентября 2010 года) утвержденной приказом Министра обороны № 80 2000 года - «Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ района по спискам очередников на получение жилых помещений. Таким образом, войсковая часть <данные изъяты> в силу своих обязанностей указанных выше была обязана передать его рапорт на рассмотрение жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>, а также вести учет военнослужащих нуждающихся в жилой площади в соответствии с действующим законодательством. Вопрос о нуждаемости истца на жилищной комиссии не рассматривался и сведения о его нуждаемости переданы не были. Однако данное обстоятельство не является основанием для отказа в иске истцу, поскольку вины истца в том, что его рапорт не был рассмотрен на заседании жилищной комиссии не имеется. В настоящее время жилищные комиссии воинских частей в связи с отменой приказа МО РФ № 80 2000 года утратили свои функции и не действуют. Согласно п. 2 приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 г. N 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ» установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; При этом пунктом 3 этого же приказа определено, что - Специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации осуществляют следующие функции: - признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N 1280; - снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; - принимают решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции. Согласно ст.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку истец имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства и должен быть признан нуждающимся в этом с ДД.ММ.ГГГГ, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истца Ежова И.А. являются законными и обоснованными и он должен быть признан нуждающимся и включен в единый реестр. Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Таким образом, за Ежовым И.А. должно быть признано право на включение его и членов семьи Ежова И.А. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ежова И.А. удовлетворить. Признать за Ежовым И.А. право на включение его и членов его семьи в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» (Департамент жилищных отношений МО РФ) после получения документов определенных приказом МО РФ № 1280 2010 года признать Ежова И.А. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить его и членов семьи Ежова И.А.в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления в Ужурский районный суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения, а также в апелляционном порядке сторонами в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: Фатюшина Т.А.