о признании права на обеспечение жилым помещением



Дело № 2-211/2012      

                           ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2012 года        г.Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

При секретаре Бритько М.Н.

С участием представителя истца Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дергачёва В.И. к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на предоставление жилого помещения по избранному месту жительства

    УСТАНОВИЛ:

Дергачёв В.И. обратился в суд с данным иском. Исковые требования мотивированы тем, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части , дислоцирующейся в <адрес>, в должности <данные изъяты> войсковой части в воинском звании «<данные изъяты>». Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты>. На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении более 28 лет. ДД.ММ.ГГГГ на имя командира войсковой части <данные изъяты> подал рапорт об обеспечении его после увольнения с военной службы жилым помещением по избранному месту жительства в городах С. или О.. За весь этот период времени ему никто ни разу не предлагал жилье. В январе 2012 года он обратился к должностным лицам войсковой части <данные изъяты> с просьбой разъяснить причины столь длительного не обеспечения его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Ему пояснили, что в связи с тем, что он обеспечен в <адрес> жилым помещением по договору социального найма, то в компьютерной базе данных он не состоял, так как в указанной базе состоят только те военнослужащие, в том числе и уволенные, которые установленным порядком были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Все это время он состоял в списках на отселение из <адрес> по избранному месту жительства и нуждающимся не признан. Также ему было разъяснено, что в отношении категории военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), таких как он, Правительство РФ порядок реализации гарантии, то есть обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства не определен. Согласно п.17 решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>) он признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства и его кандидатура утверждена в списках военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении.

          В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений МО РФ) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте МО РФ.

При попытке найти свою фамилию в данном реестре, истец себя не обнаружил.

       Таким образом, все это время он добросовестно заблуждался, думая, что находится в общей очереди, состоит в автоматизированной базе данных, и, надеялся получить жилое помещение по избранному месту жительства отличному от последнего места службы.

          Считает, что бездействие войсковой части <данные изъяты> связанное с не включением его в общую очередь военнослужащих, изъявивших желание на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения, и не направление сведений о его нуждаемости в Департамент жилищных отношений МО РФ либо в ФГУ МО РФ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения», является незаконным и нарушает его право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства, отличному от последнего места службы.

        Так, согласно пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         Пункт 14 этой же статьи устанавливает, что обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

        Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством РФ.

         В соответствии с пунктом 6 указанных Правил определено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

      а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижению предельного возраста.

    В соответствии с пунктом 7 этих же Правил, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

      То есть, после выраженного им в письменном виде желания (рапорт от ДД.ММ.ГГГГ года) об избрании после увольнения места жительства отличного от последнего места службы, он получил законное основание для признания нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, и которое не зависит от проживания в квартире по договору социального найма, если оно не совпадает с местом избранного жительства.

     При этом, в данных Правилах такого основания для отказа военнослужащему в признании нуждающимся в получении жилого помещения как - «проживание в жилом помещении по последнему месту службы по договору социального найма по норме жилой площади превышающей учетную» не указано.

          В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом (Департамент жилищных отношений МО РФ) ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте МО РФ.

         В настоящее время он не состоит ни в какой очереди на получение жилого помещения по избранному месту жительства, кроме как в войсковой части <данные изъяты> и то, эта очередь велась в прошлом времени, когда действовал приказ МО РФ № 80 от 2000 года.

         В этой связи просит суд признать бездействие командира войсковой части <данные изъяты>, связанного с не включением его в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства (улучшении жилищных условий) и не направлением сведений о его нуждаемости в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в Департамент жилищных отношений МО РФ, незаконным. Просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Также просит суд обязать войсковую часть <данные изъяты> направить сведения о его нуждаемости в получении жилого помещения по избранному месту жительства в Департамент жилищных отношений МО РФ, для включения его в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и членов его семьи в едины реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем истец в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. отказался от требований к ответчику - войсковой части <данные изъяты> и в этой части определением суда от 02.04.2012 года производство по делу прекращено.

Кроме этого, истец Дергачев В.И. в лице представителя по доверенности Загребанцева Д.Б. уточнил исковые требования и просит суд признать за ним право на включение его и членов его семьи в общую очередь военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы с ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд обязать Департамент жилищного обеспечения МО РФ включить его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после получения Департаментом жилищного обеспечения МО РФ от Дергачёва В.И. документов, определенных приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, с датой постановки в очередь ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание Дергачёв В.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя истца.

         В судебном заседании представитель истца Загребанцев Д.Б., действующий по доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения МО РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, о чем имеется уведомление. Ответчик не сообщил суду о причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Истец согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

        Представитель третьего лица ФГУ МО РФ «<данные изъяты> Управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. От третьего лиц а поступило заявлен е с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласны. Согласно отзыва, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес учреждения заявление и документы Дергачева В.И. для рассмотрения на предмет включения его и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье не поступали.

    С вступлением 09.11.2010г. в законную силу приказа МО РФ №1280 от 30.09.2010г. реализацию мероприятий по обеспечению военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях) осуществляет уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который на территории Центрального военного округа действует через свою специализированную организацию - ФГУ «<данные изъяты> жилищного обеспечения» МО РФ. Вместе с тем, распределение жилых помещений по договорам социального найма из фондов Министерства обороны Российской Федерации относится к исключительной прерогативе Департамента жилищного обеспечения МО РФ. Специализированные организации МО РФ на основании оформленных на имя военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) извещений о распределении жилых помещений, осуществляет проверку представленных военнослужащими в обоснование права на получение жилья документов, по итогам которой принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) жилых помещений по договору социального найма.

     «<данные изъяты>» в соответствии с полномочиями, закрепленными в уставе учреждения, обеспечивает получение и проверку полноты комплекта документов, необходимых для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений (далее именуются - учетные дела);

представление учетных дел военнослужащих, подавших заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или в собственность, в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

заключение, изменение и расторжение договоров социального найма жилых помещений на основании решений, принимаемых Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

       Полагают, что признание за Дергачевым В.И. права на обеспечение жилым помещение по избранному месту жительства в судебном порядке возможно лишь после оценки такого права «<данные изъяты>» на основании представленных документов. Видится, что судебные органы не могут подменять орган, на который в соответствии с действующими нормативными правовыми актами возложена обязанность по оценке представленных документов и принятию решения о включении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье. Требование о возложении на уполномоченный орган (привлекаемый в качестве ответчика) обязанности по внесению в единый реестр военнослужащих не может быть предъявлено лицом, чье право нарушено действиями ответчика, без соответствующего обращения в данный орган согласно установленному законом порядку.

      В основу исковых требований положен вывод о нарушении со стороны Министерства обороны РФ обязательств по обеспечению заявителя и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. При этом заявитель отождествляет порядок реализации своего права на отселение из закрытого административно-территориального округа <адрес>, с порядком и условиями предоставления военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилья) жилых помещений по избранному месту жительства (в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или государственного жилищного сертификата) на условиях, определенных п. 14 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054. Данный вывод основан на неверном понимании заявителем нормативно-правовых актов, действующих в области жилищных прав военнослужащих.

      Документы, представленные заявителем, не подтверждают соблюдения им порядка постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения. Соответственно, действия, направленные на реализацию права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, не производились, в связи с чем своим правом Дергачев В.И. не воспользовался.

      Таким образом, заявитель мог быть признан нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства, как военнослужащий, уволенный с военной службы, для чего ему следовало в последний год прохождения службы представить жилищной комиссии воинской части рапорт о признании нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства с приложением документов, подтверждающих право, по итогам рассмотрения которого жилищная комиссия войсковой части должна была вынести решение о постановке (об отказе в постановке) на учет нуждающихся в жилом помещении и передать данные о военнослужащем в довольствующую КЭЧ района с целью включения в автоматизированную систему «<данные изъяты>».

      ДД.ММ.ГГГГ заявителем был написан рапорт о включении его в список военнослужащих на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. ДД.ММ.ГГГГ заседанием жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> Дергачев В.И. и члены его семьи были признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, однако в «<данные изъяты>» документы для признания его нуждающимся не поступали, в связи с чем он не был включен в единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства.

      В частности, проживание отдельных категорий граждан в закрытых административно-территориальных округах (как военных пенсионеров, так и гражданского персонала) является самостоятельным основанием для приобретения права на получение ГЖС, которое не ограничено условием признания гражданина, нуждающимся в получении жилья, но ставится в зависимость от наличия жилого помещения на территории закрытого административно-территориального округа.

      Согласно п. 1 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» в закрытых административно-территориальных округах военнослужащим - гражданам, проходящимвоенную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.

         По смыслу приведенной нормы весь жилищный фонд в закрытых административно-территориальных округах относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ с наложением определенных ограничений в порядке пользования и распоряжения данным фондом.

      Необходимость переселения из закрытого административно-территориального округа (и корреспондирующая этому обязанность государства отселить проживающих в нем граждан) по сути, преследует цель освобождения служебного жилого фонда для последующего заселения прибывшими к месту службы военнослужащих.

       В данной связи ст. 94 ЖК РСФСР, регулирующая до 01.03.2005г. (вступление в силу нового ЖК РФ) порядок отселения, определяла, что выселению с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения подлежат те военнослужащие и граждане, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, которые занимают жилые помещения в военных городках. При этом отселение предполагает предоставление жилого помещения в данной местности (не в избранном месте жительства).

         Тем самым, только факт проживания на территории закрытого административно-территориального округа в предоставленном гражданину, какнанимателю, жилом помещении обеспечивает ему и совместно проживающим с ним членам семьи, предоставленную государством возможность переселиться из городка на условиях принятых на законодательном уровне государственных программ.

       Из материалов дела усматривается, что Дергачев В.И. просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в «<данные изъяты>» не обращался.Поскольку заявитель не отвечает установленным нормативными актами условиям для предоставления им мер социальной поддержки на переселение, полагают необходимым отказать им в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Дергачёв В.И. в соответствии с приказом командира войсковой части <данные изъяты> он был уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты>.

На момент увольнения его звание и должность - <данные изъяты>.

           Календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составляет <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. «а» ст. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 № 475, от 14.11.2007 № 778, от 06.10.2011 № 824, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно п. «и» ст. 7 вышеуказанных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

С ДД.ММ.ГГГГ истец на основании рапорта, поданного им в войсковую часть <данные изъяты> должен состоять в списках граждан, изъявивших желание получить квартиру по избранному месту жительства.

          Согласно п.17 решения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>) он признан нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства и его кандидатура утверждена в списках военнослужащих (граждан) нуждающихся в отселении.

       Согласно ст.13 Федерального Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «О статусе военнослужащих» военнослужащие -граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

             В настоящее время порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения в избранном месте жительства и обеспечение их таковым, регламентирован Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», в соответствии с которым по Вооруженным Силам РФ, уполномоченным органом - Департаментом жилищных отношений РФ - ведется единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

            Поскольку истец имеет право на получение жилого помещения в избранном месте жительства и признан нуждающимся в этом с ДД.ММ.ГГГГ, однако в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, суд считает, что требования истца Дергачёва В.И. являются законными и обоснованными и он должен быть включен в единый реестр.

        Согласно Приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.

      Таким образом, за Дергачёвым В.И. должно быть признано право на включение его и членов семьи Дергачёва В.И. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы) нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ.

          Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования Дергачёва В.И. удовлетворить.

Признать за Дергачёвым В.И. право на включение его и членов семьи Дергачёва В.И. в общую очередь военнослужащих (граждан уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Департамент Жилищного обеспечения МО РФ после получения от Дергачёва В.И. документов, определенных приказом Министерства обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года, включить Дергачёва В.И. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой постановки в очередь с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано ответчиком путем подачи заявления в Ужурский районный суд об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения, а также в апелляционном порядке сторонами в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.