Дело № 2-11/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ужур 26 января 2012 года Ужурский районный суд в составе: председательствующего судьи Голубевой В.А., представителя истицы Загребанцева Д.Б., действующего на основании доверенности, Представителя войсковой части № Радецкого С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Руденко Н.Г. к войсковой части №, Д.... Министерства обороны Российской Федерации о признании права на распределение жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Руденко Н.Г. обратилась в суд с указанным заявлением. Требования мотивированы тем, что Руденко Н.Г. проходила военную службу по контракту в войсковой части №. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу) она уволена с военной службы по состоянию здоровья (п.п. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») в отставку с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья. Таким образом, Руденко Н.Г. имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О статусе военнослужащих», Законом РФ «О ветеранах». Выслуга лет на момент исключения из списков личного состава части составляет 21 год 8 месяцев. За период службы Руденко Н.Г. жилым помещением для постоянного проживания не обеспечивалась,проживает в служебной квартире по адресу: <адрес> с дочерью. Жилых помещений в собственности у Руденко Н.Г. и ее дочери на территории Российской Федерации не имеется. Решением жилищной комиссии в/ч № (выписка из протокола №) Руденко Н.Г. и члены ее семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилья по избранному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, они состоят на компьютерном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в войсковой части № С целью обеспечения жильем увольняемых (ранее уволенных) по льготным основаниям с военной службы военнослужащих, признанных установленным порядком нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, согласно телеграммы управления РВСН от ДД.ММ.ГГГГ №, в распоряжение командира войсковой части № поступили пять квартир, в том числе однокомнатная <адрес> общей площадью 49,5 кв.м.Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) Руденко Н.Г. на состав семьи из 2-х человек была распределена указанная однокомнатная квартира. Решение оформлено протоколом, подписано всеми членами комиссии и утверждено. Порядок и условия реализации права военнослужащих на улучшение жилищных условий по месту прохождения военной службы в ДД.ММ.ГГГГ регламентировались Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утверждённой приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года № 80. Согласно ст. 37 Инструкции, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром воинской части и председателем жилищной комиссии воинской части, после чего согласовывается с довольствующими квартирно-эксплуатационными органами. Списки распределения жилых помещений во вновь построенных домах согласовываются начальником КЭУ округа и утверждаются главнокомандующими видами Вооруженных Сил, командующими войсками военных округов, родами войск, начальниками главных и центральных управлений Минобороны России, для которых осуществлялось жилищное строительство. В соответствии со ст. 37, 38, 40 Инструкции, начальники квартирно-эксплуатационных органов проверяют соблюдение законодательства при решении вопросов о предоставлении жилых помещений военнослужащим, правильность оформления документов, и в случае выявления нарушений вправе отказать в согласовании (утверждении) списка распределения жилых помещений. Список распределения был согласован должностными лицами войсковой части № и отправлен для дальнейшего согласования в войсковую часть №. Вместе со списком был отправлен пакет документов - копии документов учета дела согласно приложения № 5 к Указаниям Министра обороны РФ от 4.06.10 года № 205/2/373. Командиру войсковой части № поступило письмо от командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №,согласно которого Руденко Н.Г. отказано в согласовании данного списка из-за явного превышения нормы предоставления жилого помещения на 4,5 кв.м.. В соответствии со статьей 1, абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим государство гарантирует предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорусоциального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ). Частью 3 названной статьи ЖК РФ определено, что федеральными законами, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Согласно п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или преданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с п. 2 ст. 15.1, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 данной статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 этой статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. Согласно копии телеграммы, поступившей в войсковую часть ДД.ММ.ГГГГ из вышестоящей воинской части, для распределения военнослужащим войсковой части № были выделены 2 однокомнатные квартиры, в том числе по адресу: <адрес> общей площадью 49,5 кв.м. При этом минимальный размер общей площади выделенных однокомнатных квартир в <адрес> составляет 49,4 кв.м. и 49,5 кв.м. Размер общей площади спорного жилого помещения, выделенного Руденко Н.Г. и членам ее семьи составляет 49,5 квадратных метра. Таким образом, в силу упомянутой нормы закона жилое помещение Руденко Н.Г. и члену ее семьи (всего 2 человека) могло быть предоставлено жилое помещение размером не более 45 квадратных метров (18+18+9 = 45). Однако в списке распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах в <адрес>, указано, что Руденко Н.Г. выделено жилищной комиссией войсковой части № с превышением нормы на 4,5 квадратных метра. Руденко Н.Г. полагает, что такое превышение нормы предоставления жилого помещения военнослужащему, уволенному с военной службы по состоянию здоровья, с оставлением в списках нуждающихся в получении жилья, и имеющему право на льготы, предусмотренные Законом РФ «О статусе военнослужащих», Законом РФ «О ветеранах»,существенным не является и не может служить основанием для создания препятствий к реализации гарантированного мне права на жилище.Учитывая, что выделенное Руденко Н.Г. жилое помещение с превышением нормы в общей сложности на 13,5 квадратных метра (9 допустимых и 4,5 квадратных метра сверх допустимых) не может быть предоставлено кому-либо из лиц с составом семьи больше, так как ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма на одного человека установлена в 18 квадратных метров общей площади. Согласно телеграммы, однокомнатных квартир размером меньше, чем 49,5 квадратных метрав войсковую часть 32441 для распределения не поступало. 30.09.2010 года Министерством обороны РФ подписан приказ № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» в соответствии с которым уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях и осуществляет распределение жилых помещений военнослужащим по избранному месту жительства. Уполномоченным органом, осуществляющим распределение жилых помещений в настоящее время является Д.... МО РФ. Войсковая часть № с ДД.ММ.ГГГГ сокращена. Обосновывая свои требования ст. 15, 21 ФЗ «О статусе военнослужащих» Руденко Н.Г. просит суд признать за ней право на предоставление, на состав семьи из двух человек, по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 49,5; обязать командира войсковой части № направить в адрес Д.... Министерства обороны РФ, список распределения жилого помещения по адресу: <адрес> в отношении истицы, а также обязать Д.... МО РФ распределить ей на состав семьи из двух человек жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес> общей площадью 49,5. От ответчика войсковой части № поступил отзыв на исковое заявление Руденко Н.Г., согласно которого с исковыми требованиями Руденко Н.Г. не согласны по следующим основаниям. Решениемжилищной комиссии войсковойчасти № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Руденко Н.Г. была распределена однокомнатная квартира <адрес> общей площадью 49,5. В соответствии с п. 40 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ» утвержденной приказом МО РФ №80 от 2000 года, заселение жилых помещений для постоянного проживания производится по ордерам.Для оформления ордера на заселение жилых помещений для постоянного проживания представляются ряд документов, в том числе утвержденный список распределения жилых помещений по воинской части. Войсковая часть № собственником указанной квартиры не является (квартира не стоит на балансе в войсковой части №) по этой причине все необходимые документы были установленным порядком направлены в войсковую часть № для включения и утверждения Руденко Н.Г. в списке распределения жилых помещений по РВСН.Командование войсковой части № не включило Руденко Н.Г. в список распределения жилых помещений на вышеназванную квартиру, обосновав свое решение следующим. ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления жилого помещения составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов превышение размера общей площади предоставляемых жилых помещений может составлять не более чем девять квадратных метров в общей сложности на весь состав семьи. Таким образом, Руденко Н.Г. имеет право на получение квартиры для постоянного проживания площадью не менее 36 кв.м., а с учетом нормы превышения не более 45 кв.м... В настоящее время приказ МО РФ № 80 от 2000 года отменен, приказом МО РФ №1280 - 2010, также вышеназванным приказом с ноября 2010 года определен порядок ведения единого реестра военнослужащих (уволенных в запас) принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. определен иной порядок распределения жилья военнослужащим и лицам уволенным в запас признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.Определен порядок оформления документов для обеспечения жильем; обязанности по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий возложены на Д.... МО РФ. Все документы и данные по учету нуждающихся и распределения им жилья установленным порядком переданы войсковыми частями № и № в Д.... МО РФ. Руденко Н.Г. из единого реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий не исключена и не исключалась. На основании изложенного полагают, что спора о праве в данном гражданском деле не имеется, так как предметом искового заявления Руденко Н.Г. является не право на распределение указанной в заявлении квартиру, а оспаривание решения (действия) командования войсковой части № о не включении Руденко Н.Г. в список распределения жилых помещений на квартиру в <адрес>. Полагают, что данное дело должно рассматриваться в рамках главы 25 ГПК РФ. Кроме того истицейРуденко Н.Г. пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд. В связи с указанным, войсковая часть № Руденко Н.Г. какого- либо вреда не приносило, законных прав не умаляло.Требования Руденко Н.Г. не основано на нормах действующего законодательства. Просит в удовлетворении заявленных требований Руденко Н.Г. отказать в полном объеме. В судебном заседании представитель истицы Загребанцев Д.Б. настаивает на удовлетворении иска по доводам в нем изложенным. Представитель Д.... МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Представитель войсковой части № Радецкий С.А. в судебном заседании показал, что с исковыми требованиями Руденко Н.Г. не согласен, подтвердил доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с выпиской приказа командира войсковой части № по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ Руденко Н.Г. досрочно уволена с военной службы в отставку в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Выслуга лет составляет 21 год 5 месяцев. Согласно выписке из протокола жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, Руденко Н.Г. (состав семьи 2 человека) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с необеспеченностью жилым помещением по установленным нормам. Согласно выписке из протокола жилищной комиссии войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ, прапорщик запаса Руденко Н.Г. (2 человека) распределена однокомнатная квартира в <адрес>. Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Пунктом 37 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года и действовавшей на момент распределения заявителю квартиры, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений. На момент распределения жилищной комиссией части заявителю оспариваемого жилого помещения действовала статья 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 01.12.2008 года N 225-ФЗ, которая устанавливала, что норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 той же статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, но не более чем на девять квадратных метров в общей сложности. Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, а также командиры воинских частей, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что на момент распределения заявительнице жилого помещении нормой предоставления общей площади жилого помещения, в силу вышеприведенных законодательных положений, для Руденко Н.Г. на состав семьи из двух человек, являлась норма от 51 (18 х 2 + 15) до 70 (18 х 2 + 25 + 9) квадратных метров. Из материалов дело усматривается, что жилищной комиссией Руденко Н.Г. было распределено жилое помещение общей площадью 49,5 квадратных метров, что соответствует норме предоставления для заявителя. При этом суд принимает во внимание, что право на получение дополнительной общей площади жилого помещения, предусмотренное п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом их особого правового статуса. Предусмотренные же тем же Законом 9 квадратных метров, на которые жилое помещение может превышать размер общей площади, льготой не являются и предусмотрены законодателем для возможности соотнесения жилищных прав военнослужащих с конструктивными особенностями конкретных жилых помещений. Соответственно при распределении жилых помещений в первую очередь должно учитываться право военнослужащего на предоставление указанной льготы, а во вторую очередь возможность предоставления жилого помещения с превышением общего размера площади, обусловленным конструктивными и техническими особенностями, что жилищной комиссией войсковой части 32441 и было сделано. Установление же минимального и максимального размера дополнительной общей площади жилого помещения от 15 до 25 квадратных метров направлено на увеличение потенциального круга жилых помещений, которыми могут быть обеспечены военнослужащие при сохранении гарантий минимального размера предоставляемого жилого помещения и соразмерности максимального размера тем обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление дополнительной площади жилого помещения. Помимо этого суд принимает во внимание, что в настоящее время статья 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действует в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ, согласно пункту 1, которой норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, осталась прежней - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Пунктом 2 той же статьи установлено, что при предоставлении в соответствии с Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему и гражданину, уволенному с военной службы, реализующим в соответствии с пунктом 8 статьи 15 того же Федерального закона право на дополнительную общую площадь жилого помещения, жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, увеличивается в пределах от 15 квадратных метров до 25 квадратных метров. А в соответствии с пунктом 3 указанной статьи определено, что с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с Федерального закона «О статусе военнослужащих» в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности. Следовательно, выводы суда о законности распределения заявителю оспариваемой квартиры с учетом, как положенной ему дополнительной жилой площади, так и с учетом превышения из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, полностью подтверждаются и позицией законодателя, выраженной в действующей в настоящее время редакции вышеуказанной статьи. Как усматривается из материалов дела, список распределения жилых помещений во вновь построенных домах в <адрес>, в который была внесена Руденко Н.Г., подписан, согласован и утвержден надлежащим образом. Для восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать командира войсковой части № согласовать список распределения Руденко Н.Г. однокомнатной квартиры <адрес> общей площадью 49,5 кв.м.. Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление Руденко Н.Г. удовлетворить. Признать за Руденко Н.Г. право на предоставление ей и членам ее семьи из двух человек по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 49,5 кв.м. Обязать командира войсковой части № направит в адрес Д.... Министерства обороны РФ, список распределения жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 49,5 кв.м. в отношении Руденко Н.Г.. Обязать Д.... МО РФ распределить Руденко Н.Г. на состав семьи из двух человек жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес> общей площадью 49,5 кв.м. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Голубева В.А.