о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры



Дело № 2-423/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2012 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

При секретаре Бритько М.Н.,

С участием представителя истца помощника прокурора Макаровой Л.А., представителя ответчика директора филиала государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека » Шитовой Н.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ужурского района Красноярского края к Государственному предприятию Красноярского <данные изъяты> «Центральная районная аптека » о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, суд

УСТАНОВИЛ:

       Прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения законодательства о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социального и иного назначения. Филиал государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека » осуществляет на территории <адрес> деятельность по удовлетворению потребностей населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской техники, а также производит обслуживание отдельных льготных категорий граждан по вопросу дополнительного лекарственного обеспечения. Располагается филиал государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека » в здании по адресу <адрес>. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание по <адрес> на основании приказа Агентства по управлению краевым имуществом администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит Красноярскому краю Российской Федерации. На этом же основании здание передано в хозяйственное ведение государственному предприятию <данные изъяты>свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). На входе в здание филиала государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека », расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют пандус и поручни, что является препятствием для доступа маломобильных граждан в административное здание. Ссылаясь на п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 2 ГК РФ, Закон Красноярского края от 21.04.2011 № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае», ст. 22 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать бездействие государственного предприятия <данные изъяты> незаконным в части непринятия мер по созданию условий инвалидам и другим маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по <адрес>. Обязать государственное предприятие <данные изъяты> обустроить пандусом и поручнями вход в здание по адресу <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Ужурского района Макарова Л.А. уточнила исковые требования, просит признать бездействие государственного предприятия <данные изъяты> незаконным в части непринятия мер по созданию условий инвалидам и другим маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по <адрес>. Обязать государственное предприятие <данные изъяты> обустроить пандусом и поручнями вход в здание по адресу <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иск поддержала в полном объеме.      

В судебном заседании представитель ответчика Государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека » директор Шитова Н.И. заявленные исковые требования с учетом уточненного срока устранения нарушений признала полностью.

Заслушав помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Макарову Л.А., директора филиала государственного предприятия <данные изъяты>» «Центральная районная аптека » Шитову Н.И., исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения (ч. 3 ст. 2 ГК РФ).

Маломобильные граждане - лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К ним относятся инвалиды, граждане пожилого возраста, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуги в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления (ст. 1 Закона Красноярского края от 21.04.2011 года № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Красноярского края от 21.04.2011 года № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае» к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: учреждения образования и науки, социальной защиты населения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 21.04.2011 года № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае» объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средства информации и связи, указанные в статье 2 настоящего Закона, в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства оснащаются в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров.

Судом установлено, что здание по адресу: <адрес> является собственностью Красноярского края РФ (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес> передано в хозяйственное ведение Государственному предприятию <данные изъяты>». В здании располагается филиал государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека ».

Филиал государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека » осуществляет на территории <адрес> деятельность по удовлетворению потребностей населения в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской техники, а также производит обслуживание отдельных льготных категорий граждан по вопросу дополнительного лекарственного обеспечения.

При проведении прокуратурой Ужурского района Красноярского края проверки Филиала государственного предприятия <данные изъяты> «Центральная районная аптека » выявлены нарушения законодательства о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам социального и иного назначение, а именно, на входе в здание по адресу: <адрес> отсутствуют пандус и поручни.

Отсутствие пандуса и поручней также подтверждено имеющимися в материалах дела: техническим паспортом части нежилого здания и фотоснимками (л.д. 6-18). Отсутствие вышеуказанных элементов в конструкции здания самим ответчиком не оспаривается.

Из сообщения УСЗН администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на учете в УСЗН администрации <данные изъяты> состоят <данные изъяты> инвалидов, из которых <данные изъяты> инвалидов-колясочников.

Таким образом, отсутствие пандуса и поручней в здании аптеки по адресу: <адрес> препятствует свободному доступу и беспрепятственному передвижению маломобильных граждан к объекту социальной инфраструктуры - аптеке.

При таких обстоятельствах бездействие предприятия <данные изъяты> по непринятию мер по созданию условий инвалидам и другим маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа в здание аптеки надлежит признать незаконным.

Учитывая изложенное, заявление прокурора Ужурского района Красноярского края подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 165 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ужурского района удовлетворить.

Признать бездействие государственного предприятия <данные изъяты> по непринятию мер по созданию условий инвалидам и другим маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес> незаконным.

Обязать государственное предприятие <данные изъяты> обустроить пандусом и поручнями вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> в срок до 01 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.