о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования санитарного законодательства



Дело № 2-376/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 года                   г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Бритько М.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» и Администрации <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования санитарного законодательства, суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным санитарным врачом по <данные изъяты>. вынесено постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с которымдиректор муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» (далее - МКОУ «<данные изъяты> ООШ ») А. привлечена к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФза нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза», СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза» в МКОУ «<данные изъяты> ООШ», расположенного по адресу: <адрес>. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в МКОУ «<данные изъяты> ООШ», с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных и инфекционных заболеваний (отравлений) людей, ДД.ММ.ГГГГ специалистом- экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на руководителя МКОУ «<данные изъяты> ООШ. В соответствии с указанным предписанием ответчику предписывалось в срок до 31.12.2011 года устранить нарушения п.п. 4.1., 8.13., 5.8., 6.5., 6.17., 14.9., 14.12., 14.2., 5.10., 9.1., 13.9., 14.2., 14.6. приложения 10 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», п.п. 4.5., 6.16. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 9.2. СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза», п. 10.2. СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллеза».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ . Муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» переименовано в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» на основании постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с тем, что с 01.09.2011 г. введен в действие СанПиН 2.4.2.2821- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" действие СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» утратило силу, следовательно, проверка выполнения предписания № 1172 от 14.12.2010 г., проведена на соответствие СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

В ходе проведения данного мероприятия, обнаружено частичное не выполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ , а именно: п. 2. - не обеспечена работа пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню, что является нарушением требований п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. До настоящего времени указанный пункт предписания не исполнен, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может способствовать возникновению алиментарных заболеваний учащихся, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания, а также эпидемиологически безопасных условий для реализации продукции. Таким образом, несоблюдение МКОУ «<данные изъяты> ООШ» вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В соответствии с п. 1.2. Устава Учредителем учреждения является муниципальное образование У... район, функции и полномочия Учредителя выполняет Управление образования администрации <данные изъяты>. Согласно раздела 6 Устава МКОУ «<данные изъяты> ООШ» имущество учреждения находится в муниципальной собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества школа осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Как следует из п. 6.2. источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета согласно утвержденной Учредителем бюджетной смете или в соответствии с краевыми целевыми программами; дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МКОУ «<данные изъяты> ООШ», Администрацию <данные изъяты> совместно. Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу развития алиментарных заболеваний. Деятельность ответчика связана с оказанием образовательных услуг населению по образовательным программам: начального общего, основного общего, среднего общего. В этой связи, исполнение обязанностей по соблюдению указанных требований санитарного законодательства направлены на недопущение возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье учащихся является первоочередной обязанностью ответчика. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 8, 11, 39, 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 12, ст. 150 ГК РФ истец просит признать незаконным бездействие МКОУ «<данные изъяты> ООШ», Администрации <данные изъяты> по принятию совместных мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженное в неисполнении пункта п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МКОУ «<данные изъяты> ООШ», Администрацию <данные изъяты> совместно исполнить требования: п. 1. - п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» организовать работу пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню. Срок исполнения 01.09.2013 года.

В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. От представителя истца О.., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика директор МКОУ «<данные изъяты> ООШ» Д.., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -к, иск признала. Дополнительно пояснила, что в связи с недостаточным финансированием образовательного учреждения требования санитарного законодательства устранены в неполном объеме. В настоящее время совместно с администрацией района и управлением образования вносятся изменения в перспективный план по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Исполнение предписания и устранение нарушений санитарного законодательства по пунктам, обозначенным в исковом заявлении, будут выполнены в установленные сроки.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания от ответчика не поступало.

Заслушав представителя ответчика МКОУ «<данные изъяты> ООШ», исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (ст. 51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании»).

Судом установлено, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» (далее МКОУ «<данные изъяты> ООШ») осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ. Является некоммерческой организацией (п. 1.1, п. 2 Устава).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МКОУ «<данные изъяты> ООШ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проведенной проверки начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении , которым директор МКОУ «<данные изъяты> ООШ» А. привлечена к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа (л.д. 10-13).

Согласно выданному ответчику предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано МКОУ «<данные изъяты> ООШ» устранить выявленные нарушения в срок до 31 декабря 2011 года (л.д. 9).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены (л.д. 17-17), а именно: нарушения п. 6.5. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» не организована работа пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному 10-ти дневному меню.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Неисполнение требований СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» может привести к возникновению алиментарных заболеваний учащихся школы, так как отсутствуют условия для обеспечения достаточной биологической ценности и разнообразия рациона питания.

В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МКОУ «<данные изъяты> ООШ» не устранены.

Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.2 Устава учредителем МКОУ «<данные изъяты> ООШ» является муниципальное образование у... район в лице Администрации <данные изъяты>.

Имущество Учреждения находится в собственности Красноярского края, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (раздел 6 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное школе его собственником или учредителем; средства, выделяемые целевым назначением из муниципального бюджета на основании утвержденной Учредителем бюджетной сметы или в соответствии с краевыми целевыми программами (п. 6.2. Устава).

Таким образом, Администрация <данные изъяты> является надлежащим ответчиком по данному делу.

Учитывая, что непринятие мер МКОУ «<данные изъяты> ООШ» и Администрацией <данные изъяты>, в нарушение ст. 32 Федерального закона «Об образовании», по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, может повлиять на безопасность здоровья воспитанников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчиков в данном случае является незаконным.

При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» и Администрации <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» и Администрацию <данные изъяты> в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <адрес>: организовать работу пищеблока по согласованному с органами Роспотребнадзора цикличному десятидневному меню в срок до 01 сентября 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий: Фатюшина Т.А.